Этот сюжет был очень популярен в советское время, ведь тема крепостной зависимости вообще была некой "реперной точкой" в истории царской России. Можно соглашаться с этим или нет, но точно можно сказать, что крепостное право было достаточно болезненным вопросом для нашей страны, особенно в XIX веке.
История эта случилась с крепостным, который гораздо более известен как поэт и писатель - Тарасом Шевченко. Надо сказать, что изначально ему повезло, так как его помещик Павел Энгельгардт оценил его навыки в живописи и отправил обучаться сначала в Вильно (ныне - Вильнюс), а затем и в столицу Российской империи. Там юный художник начал делать большие успехи, и ему снова сопутствовала удача: когда он делал зарисовки статуй в петербургском Летнем саду, он познакомился с земляком (родом из соседнего уезда Киевской губернии) Иваном Сошенко.
Удача была не в том, что он встретил земляка так далеко от родных просторов, а в том, что Сошенко тогда обучался вольноприходящим слушателем в Академии художеств и был лично знаком с ее секретарем и Василием Григоровичем. Именно Сошенко познакомит молодого Шевченко со многими из тех, кто изменит его дальнейшую судьбу - художниками Алексеем Венециановым и Карлом Брюлловым, а также поэтом Василием Жуковским. Последние два персонажа и станут главными действующими лицами в истории с освобождением Тараса Шевченко.
Помещик, на средства которого обучался будущий известный писатель, не особо хотел его продавать и заломил за своего "комнатного живописца" немалую по тем временам цену - 2500 рублей. Видимо, по этой причине он удостоился от Брюллова таких эпитетов как "амфибия" и "самая крупная свинья в торжковских туфлях". Чтобы читатель понимал, надо привести цены на крепостных (прямо как на невольничьем рынке, но что поделать) в тот период: за обычного дворового крестьянина платили 25-40 рублей, за обученного какому-либо ремеслу - не более тысячи.
Идею с лотереей подсказал Венецианов: за год до этих событий, одного из его учеников удалось выкупить у помещика именно проведя частную лотерею. Только тогда разыгрывались работы самого ученика, а в этот раз в розыгрыш был выставлен специально написанный по этому случаю портрет Василия Жуковского.
Тысячу рублей внесли представители царствующего дома Романовых, в том числе и императрица Александра Федоровна (которой портрет в итоге и достался), остальные деньги внесли другие участники лотереи или, вполне возможно, что это сделали сами Брюллов с Жуковским - есть и такое мнение. Все действо происходило в апреле 1838 года в Петербурге в Царскосельском (по другим данным Аничковом) дворце. В этом же месяце деньги были переданы Энгельгардту, а тот выдал вольную своему крепостному. Тот самый Иван Сошенко, который останется близким другом Шевченко на долгие времена так вспоминал об этом:
Вдруг в комнату мою через окно вскакивает Тарас. Бросается ко мне на шею и кричит: «Свобода! Свобода!» Поняв, в чем дело, я уже со своей стороны стал душить его в объятиях и целовать.
Шевченко после этого поступит в Академию художеств и будет одним из любимейших учеников своего благодетеля Карла Брюллова (копий картин которого он сделает немало). Сам обретший свободу художник так будет вспоминать об этом:
Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога – великое счастье быть свободным человеком: делаешь, что хочешь, и никто тебя не остановит.
В итоге он закончит Академию как свободный "неклассный" художник, то есть с самым низким из возможных званий. Возможно это было связано с тем, что Шевченко не отдавался полностью живописи: так, в 1840 году выходит его сборник стихотворений "Кобзарь". В дальнейшем он вообще напишет больше литературных произведений, нежели живописных работ, почему, собственно, и войдет в историю прежде всего как писатель и поэт.
На обеих картинах советских художников можно увидеть мастерскую Карла Брюллова с его работами, одну из которых он так и не доделал:
Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.