Найти тему
История живописи

Как Брюллову удалось картиной выкупить крепостного, ставшего знаменитым поэтом?

Этот сюжет был очень популярен в советское время, ведь тема крепостной зависимости вообще была некой "реперной точкой" в истории царской России. Можно соглашаться с этим или нет, но точно можно сказать, что крепостное право было достаточно болезненным вопросом для нашей страны, особенно в XIX веке.

Портрет Павла Энгельгардта, Т.Г. Шевченко, 1833. Так крепостной на тот момент художник изобразил своего хозяина, "амфибию" по словам Карла Брюллова.
Портрет Павла Энгельгардта, Т.Г. Шевченко, 1833. Так крепостной на тот момент художник изобразил своего хозяина, "амфибию" по словам Карла Брюллова.

История эта случилась с крепостным, который гораздо более известен как поэт и писатель - Тарасом Шевченко. Надо сказать, что изначально ему повезло, так как его помещик Павел Энгельгардт оценил его навыки в живописи и отправил обучаться сначала в Вильно (ныне - Вильнюс), а затем и в столицу Российской империи. Там юный художник начал делать большие успехи, и ему снова сопутствовала удача: когда он делал зарисовки статуй в петербургском Летнем саду, он познакомился с земляком (родом из соседнего уезда Киевской губернии) Иваном Сошенко.

Удача была не в том, что он встретил земляка так далеко от родных просторов, а в том, что Сошенко тогда обучался вольноприходящим слушателем в Академии художеств и был лично знаком с ее секретарем и Василием Григоровичем. Именно Сошенко познакомит молодого Шевченко со многими из тех, кто изменит его дальнейшую судьбу - художниками Алексеем Венециановым и Карлом Брюлловым, а также поэтом Василием Жуковским. Последние два персонажа и станут главными действующими лицами в истории с освобождением Тараса Шевченко.

"Молодой Тарас Шевченко у художника К.П. Брюллова", Г.С. Мелихов, 1947. Национальный художественный музей Украины, Киев. Здесь мы видим мастерскую Брюллова с двумя картинами, уже исследованными мной, ссылки на них вы найдете в конце статьи.
"Молодой Тарас Шевченко у художника К.П. Брюллова", Г.С. Мелихов, 1947. Национальный художественный музей Украины, Киев. Здесь мы видим мастерскую Брюллова с двумя картинами, уже исследованными мной, ссылки на них вы найдете в конце статьи.

Помещик, на средства которого обучался будущий известный писатель, не особо хотел его продавать и заломил за своего "комнатного живописца" немалую по тем временам цену - 2500 рублей. Видимо, по этой причине он удостоился от Брюллова таких эпитетов как "амфибия" и "самая крупная свинья в торжковских туфлях". Чтобы читатель понимал, надо привести цены на крепостных (прямо как на невольничьем рынке, но что поделать) в тот период: за обычного дворового крестьянина платили 25-40 рублей, за обученного какому-либо ремеслу - не более тысячи.

Идею с лотереей подсказал Венецианов: за год до этих событий, одного из его учеников удалось выкупить у помещика именно проведя частную лотерею. Только тогда разыгрывались работы самого ученика, а в этот раз в розыгрыш был выставлен специально написанный по этому случаю портрет Василия Жуковского.

Портрет поэта В.А. Жуковского, К.П. Брюллов, 1837-1838. Национальный музей Т.Г. Шевченко, Киев.
Портрет поэта В.А. Жуковского, К.П. Брюллов, 1837-1838. Национальный музей Т.Г. Шевченко, Киев.

Тысячу рублей внесли представители царствующего дома Романовых, в том числе и императрица Александра Федоровна (которой портрет в итоге и достался), остальные деньги внесли другие участники лотереи или, вполне возможно, что это сделали сами Брюллов с Жуковским - есть и такое мнение. Все действо происходило в апреле 1838 года в Петербурге в Царскосельском (по другим данным Аничковом) дворце. В этом же месяце деньги были переданы Энгельгардту, а тот выдал вольную своему крепостному. Тот самый Иван Сошенко, который останется близким другом Шевченко на долгие времена так вспоминал об этом:

Вдруг в комнату мою через окно вскакивает Тарас. Бросается ко мне на шею и кричит: «Свобода! Свобода!» Поняв, в чем дело, я уже со своей стороны стал душить его в объятиях и целовать.
"Выкуп Тараса Шевченко", П.С. Сулименко, 1949.
"Выкуп Тараса Шевченко", П.С. Сулименко, 1949.

Шевченко после этого поступит в Академию художеств и будет одним из любимейших учеников своего благодетеля Карла Брюллова (копий картин которого он сделает немало). Сам обретший свободу художник так будет вспоминать об этом:

Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь, кроме Бога – великое счастье быть свободным человеком: делаешь, что хочешь, и никто тебя не остановит.

В итоге он закончит Академию как свободный "неклассный" художник, то есть с самым низким из возможных званий. Возможно это было связано с тем, что Шевченко не отдавался полностью живописи: так, в 1840 году выходит его сборник стихотворений "Кобзарь". В дальнейшем он вообще напишет больше литературных произведений, нежели живописных работ, почему, собственно, и войдет в историю прежде всего как писатель и поэт.

На обеих картинах советских художников можно увидеть мастерскую Карла Брюллова с его работами, одну из которых он так и не доделал:

Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.