Найти в Дзене
Рыжий рыцарь

5 самых редких наконечников копий Древней Северной Руси

Кирпичников не включил многие из них в свою классификацию именно из-за их редкости, а также из-за того, что некоторые из них счел не боевыми, а охотничьими. Но тем не менее в небольших количествах такие наконечники копий встречаются по всей Северной Руси времен от Рюрика и до монгольского вторжения, а у наших соседей - прибалтов и финнов - некоторые такие наконечники имели, наоборот, довольно широкое распространение. Первый тип. Это "крылатое" копье, возможно, предтеча рогатины. Его отличает достаточно широкий, ромбовидного сечения, но уплощенный наконечник остролистной формы, на втулке которого есть два "отростка" - ограничителя. Первый - найден в Новгороде, датируется X веком. Примечательно, что у него есть сложной формы восьмигранная втулка. Второй и третий - из музея в Ужгороде, точная датировка неизвестна. Также примечательно, что именно с таким копьем изображен Дмитрий Солунский на знаменитой мозаике XII века из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве. В Эстонии найдено два

Кирпичников не включил многие из них в свою классификацию именно из-за их редкости, а также из-за того, что некоторые из них счел не боевыми, а охотничьими. Но тем не менее в небольших количествах такие наконечники копий встречаются по всей Северной Руси времен от Рюрика и до монгольского вторжения, а у наших соседей - прибалтов и финнов - некоторые такие наконечники имели, наоборот, довольно широкое распространение.

Первый тип. Это "крылатое" копье, возможно, предтеча рогатины. Его отличает достаточно широкий, ромбовидного сечения, но уплощенный наконечник остролистной формы, на втулке которого есть два "отростка" - ограничителя.

Первый - найден в Новгороде, датируется X веком. Примечательно, что у него есть сложной формы восьмигранная втулка. Второй и третий - из музея в Ужгороде, точная датировка неизвестна.

Также примечательно, что именно с таким копьем изображен Дмитрий Солунский на знаменитой мозаике XII века из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве.

-2

В Эстонии найдено два таких наконечника, причем - с дамаскировкой! Это говорит как минимум о том, что по тогдашним меркам они являлись статусным оружием.

Второй тип - черешковый ланцетовидный. Такие наконечники встречаются в Изборске, Приладожье и Бирке.

-3

Очень архаичный тип - несложный в изготовлении, но рассчитанный лишь на "работу" по незащищенному телу.

Третий тип - двушипные копья, они же ангоны.

-4

Такие найдены в Ладоге, Изборске, Пскове. А также, в гораздо большем количестве - в на территориях современных Латвии и Финляндии. Там они получили гораздо большее распространение, нежели на Руси, касательно древних финнов (века эдак восьмого) они вообще считаются сейчас национальным оружием.

Это черешковые наконечники с уплощенным (иногда ромбовидного сечения) треугольным наконечником с двумя шипами, обращенными назад. Большинство современных исследователей считает их охотничьими, а не боевыми - на том основании, что бой коротким копьем подразумевает активные возвратно-поступательные движения: вперед-назад, укол - извлечение из раны или отбив.

Но копье с таким наконечником, особенно с широким, невозможно быстро вырвать из раны, оно застрянет. Но для охоты на крупного зверя оно предпочтительно, т.к. оставляет широкий раневый канал. А если зверь вырвет его из рук и убежит - не сможет сам освободиться.

Четвертый тип - черешковые ножевидные одношипные.

-5

Таковых найдено и описано около 40 штук. Они встречаются в Новгородской земле, на территории современной Белоруссии, Литвы, Латвии и Финляндии. Особенно много их в Белоруссии и Эстонии. Возможно, это особый эстонский тип копья, распространившийся затем по всем окрестным землям. Датировка - X-XIII век, большая часть относится к X-XI.

Ранее их считали всего лишь гарпунами, но, скорее всего, это не так. Гарпуну совсем не нужно такое мощное, широкое "перо" клиновидного поперечного сечения и длиной 6-11 см, отлично способное резать, теоретически - и рубить, но плохо пригодное для укола - острие слишком широкое. Даже гарпун на особо крупную рыбу должен быть более узким и длинным. Кроме того. металлографический анализ некоторых таких копий выявил достаточно сложную ферритно-перлитную структуру (см. Гурин М. Ф., "Кузнечное ремесло Полоцкой земли IX-XIII вв.). Над этими наконечниками старательно и долго работали, их очень тщательно проковывали.

Также примечательно, что многие такие наконечники имеют загнутые на конце черешки, предназначенные для вбивания в древко.

И пятый тип...

-6

Его можно назвать чисто русским - находки были сделаны только на русских землях - в Сарском городище (Ярославская область) - самый древний, X века, в Изборске и Пскове - XII века, в Полоцке - XIII века, и Белгороде. С последним датировка точно не определена, это XV-XVII век. Уже не Древняя Русь, правда...))

Выше на рисунке белгородец - четвертый. Сарское городище - третий. Псков и Изборск - первый и второй.

По сути своей это просто ножи на втулках. Типично ножевое русское строение клинка (простой клин). Последний экземпляр, белгородец... Ах, так хочется назвать его совней, но увы. Мы не знаем достоверно, как называлось такое оружие в те времена. Относительно совни, напоминаю, вопрос именно что терминологический: этого слова почти нет в источниках, а там, где есть - непонятно, какое оружие имеется в виду.

Но в принципе "ножи на древках", пусть и редко встречающиеся, дожили до XVIII века как минимум. Они не столь эффективны именно как копья, но удобны в плане универсализма.

Источник - А. Р. Артемьев, "О редких типах наконечников копий в Новгороде и Новгородской земле".