Найти тему
Слова и музыка Матецкого

КАК ЗАЩИТИТЬ CВОЙ СЛУХ НА РОК-КОНЦЕРТЕ?

Думаю, что этот вопрос многие задавали себе: ведь - независимо от возраста, - посещая концерт, вы подвергаете свой слух опасности. Спасают ли в этом случае беруши?

Понятно, что рок-музыка и высокая громкость – близнецы-братья. Но хочу вам напомнить, что по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более миллиарда молодых людей во всем мире «подвергаются риску потери слуха из-за воздействия звука в развлекательных заведениях». В списке "развлекалок" есть не только живые концерты, но и клубы.

Учитывая такие гигантские цифры, ВОЗ учредила инициативу Make Listening Safe («Сделай прослушивание безопасным»), которая занимается разработкой «Глобального стандарта» для всех публичных мероприятий. В этом положении будет учтено всё - от ограничения уровня звука до создания специальных «тихих зон» в местах проведения живых выступлений.

«Проблема с защитой слуха в том, что её недооценивают», - говорит доктор Майкл Сантуччи (Michael Santucci), который консультирует компанию, изготавливающую ушные мониторы для артистов. – «Люди этого не понимают. Они просто недостаточно информированы. Люди знают, что громкие шоу - это плохо, но они не информированы о возможных последствиях».

Тут вновь возникает вопрос – являются ли беруши хорошей идеей? Доктор отвечает: «Конечно, люди должны носить беруши там, где громкость звука экстремальна. Для зрителей я не конкретизирую, какого типа они должны быть, но их присутствие гораздо лучше, чем отсутствие. Главное – надо понимать, что потерю слуха можно предотвратить».

-2

По мнению большинства экспертов, человеческое ухо не должно подвергаться воздействию звуков громче 120 децибел. И если на промышленных предприятиях существует порог уровня заводского шума – он не должен превышать 90 децибел, - то для рок-концертов такого ограничения нет. ВОЗ в настоящий момент выступает за ограничение в 100 дБ, но эта цифра явно превышается на рок-концертах и в клубах. «Существует такая тенденция: сделаем погромче, будет лучше и веселее», - продолжает доктор. - «Это опасно. Порой на концертах интенсивность звука может достигать болевого порога, что является аварийным сигналом. Как только вы достигаете уровня 85-ти децибел, вы так или иначе рискуете. Крайне нецелесообразно подвергаться воздействию 110 децибел или выше - это легко может привести к необратимому повреждению слуха даже после кратковременного воздействия».

Ну а что касается самих рок-музыкантов, то очень многие из них страдают в той или степени от потери слуха. Так, Пит Таунсенд (Pete Townshend) из The Who's поднял дискуссию перед воссоединительным туром группы в 1989 году. Он рассказал тогда о постоянном шуме в ушах (так называемый «тинитус»), от которого он страдал в течение долгих лет концертных выступлений. Он согласился на тур только тогда, когда получил гарантии, что звуковая система на сцене позволит чувствовать себя защищённым и не вызывать дальнейшего повреждения слуха.

«Мне пришлось заплатить высокую цену за успех The Who», - говорит Таунсенд. – «У меня до сих пор звон в ушах и слабый слух».

Мы недавно говорили про биографическую книгу Брайана Джонсона (Brian Johnson) из AC/DC и его частичную потерю слуха (см. материал от 8 сентября 2022 года).  Но Джонсон далеко не одинок – в этом списке Роджер Долтри (Roger Daltrey), Ларс Ульрих (Lars Ulrich), Оззи Осборн (Ozzy Osbourne), Фил Коллинз (Phil Collins), Боно (Bono), Тед Ньюджент (Ted Nugent), Нил Янг (Neil Young), Эрик Клэптон (Eric Clapton) и множество других артистов.

Так, Майлз Кеннеди (Myles Kennedy) из Alter Bridge говорит, что у него уже более двух десятилетий сильный шум в ушах. Причём он считает, что это произошло из-за работы в студии звукозаписи с громким звуком. «Когда я был в группе Mayfield Four, я помню, как мы записывали материал и в студии было очень громко», - вспоминает Кеннеди. – «Я помню, как один инженер сказал мне: "У тебя громкость в наушниках выше, чем у всех, с кем я работал". Я не знал, как это воспринимать – то ли как комплимент, то ли как констатацию моего дурацкого поведения. В любом случае, вот уже много лет шум в ушах у меня не проходит».

Кеннеди признается, что в определённый момент он пристрастился к «кайфу, который возникает, когда вы увеличиваете громкость». «Вы хотите, чтобы было лучше, поэтому невольно прибавляете громкость», - говорит он. – «Будь вы гитаристом или вокалистом – всё равно стараетесь сделать погромче, чтобы почувствовать драйв. И вы начинаете оправдывать увеличение громкости качеством записи. Да, это не очень тебя беспокоит, когда ты молодой, но в конечном итоге тебе придётся за это заплатить — по крайней мере, я заплатил».

Зрители тоже страдают. Mötley Crüe пришлось компенсировать 30 000 долларов 52-летней женщине, которая подала в суд на группу за то, что она навсегда потеряла слух во время концерта в 1985 году. Аналогичные иски предъявлялись Нилу Янгу, Дэвиду Ли Роту (David Lee Roth) и группе The Jacksons. Но такие иски – вещь нечастая, так как мелким шрифтом на билетах обычно пишут, что все возможные риски в связи с посещением мероприятия – они за счёт посетителя, а не устроителя.

Конечно, фанаты порой жалуются на то, что беруши сильно приглушают ощущение от музыки. Но эксперты утверждают, что риск слишком велик, поэтому лучше всё-таки пользоваться ими.

-3

«Вам не обязательно использовать беруши на протяжении всего шоу», - поясняет доктор Сантуччи. – «Существуют понятие “дозировки": это как пребывание на солнце - важно не только то, насколько жарко, но и то, как долго вы на нём находитесь. Допустим, это шоу с уровнем громкости в 100 децибел. Вы вставляете беруши, которые снижают уровень до 80, и вы в порядке на час-полтора».

Однако врач отмечает, что большинство людей, которые ходят на концерты, не хотят «управлять процессом». «Для них лучше постоянно носить беруши в течение всего концерта», - рекомендует доктор. – «Но важно, чтобы они были правильно размещены – если они будут болтаться в ухе, от них не будет толка. Любая из существующих марок хороша, если беруши хорошо подходят и правильно используются».

ВОЗ также выступают за то, чтобы в местах проведения концертов были организованы зоны тишины, в которых посетителям концерта была бы «предоставлена возможность иметь передышку от высокого уровня шума».

Барабанщик Steel Panther Стикс Задиниа (Stix Zadinia), имеющий серьёзные проблемы со слухом, предупреждает: «Лучше позаботиться о своём слухе заранее, чтобы у вас потом не возникло сожаления по типу "Боже, мне бы следовало как-то защитить свои уши!". Если бы я знал тогда то, что знаю сейчас, я бы на 100 процентов использовал средства защиты ушей. Ты думаешь, это не круто? Так вот, не круто, когда ты переспрашиваешь - "Что? Что?" - каждые два-три предложения! Вот это полный отстой, не надо этого допускать!».

Пока есть слух, к этим рекомендациям просто необходимо прислушаться!))