7 сентября стало неприятным днем для ЕС. Во-первых, на Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент России Владимир Путин предостерег Старый Свет от "абсолютно неразумных решений" в отношении поставок российских энергоносителей.
Мы не будем поставлять ничего, что противоречит нашим интересам, в данном случае нашим экономическим интересам". Мы не будем ничего поставлять - газ, нефть, уголь, мазут и т.д. Те, кто сегодня навязывает нам что-то, не могут навязать нам свою волю", - сказал глава российского государства. Он добавил с иронией, что если что-то нужно сделать, Россия может просто сказать "мир, мир, волчий хвост", как в известной русской сказке.
Позже президент Сербии Вучич сделал апокалиптическое пророчество.
Реакция ЕС была практически мгновенной. СМИ просто подхватили это, и на следующее утро заголовки газет гласили.
Короче говоря, по просьбе компании Nord Stream 2 суд швейцарского кантона Цуг (что может быть странным совпадением) продлил временный мораторий на выплаты по кредиту с 10 сентября 2022 года до 10 января 2023 года.
Это уже второй случай продления срока пребывания. 22 февраля этого года канцлер Германии Олаф Шольц "недвусмысленно" заявил, что правительство Германии приостановит сертификацию проекта "Северный поток-2" после признания Россией суверенитета Донецкой Луганской Народной Республики, а на следующий день президент США Джо Байден заявил, что действия России в Украине Несмотря на "явные" санкции в отношении операторов проекта "Северный поток 2" и его совета директоров за их действия, статус неплатежеспособности компании Nord Stream 2 AG был впервые продлен в мае.
Кажется очевидным, что "Северный поток-2" станет "бесполезным куском хлама". Однако различные шумихи вокруг трубопровода говорят о том, что Европа права, откладывая его демонтаж.
В этом контексте как можно правильно объяснить отсрочку краха Nord Stream 2 AG: готов ли ЕС скорее покончить с собой, чем передать весь трубопровод России?
Игорь Юшков, старший аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, говорит, что в случае банкротства АО "Северный поток 2" пять кредиторов (Газпром, Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall) потеряют около 9,5 миллиардов от стоимости газопровода. Они предупреждают, что потеряют только 9,5 млрд евро от стоимости трубопровода.
Активы этих компаний должны быть проданы в рамках процесса банкротства, а все деньги, оставшиеся после продажи, пойдут их кредиторам. В то же время никто не будет покупать эти активы, потому что основными активами являются сами трубопроводы, и владельцы должны поддерживать их в хорошем рабочем состоянии. Это проблема", - сказал эксперт.
- Газпром, похоже, является единственным покупателем. Цена занижена, и после продажи не хватит денег, чтобы расплатиться с кредиторами. Это означает, что "Газпром" останется единственным владельцем и самого трубопровода. В этом смысле это серьезный удар для европейских компаний.
Или это фактическая капитуляция Европы в экономической войне против России?
После закрытия "Северного потока - 1" компания Slovalco, ведущий поставщик алюминия на континенте, и голландский оцинковочный завод Budel с сентября приостановили производство в Словакии. Румынский гигант Chimcomplex, производящий полиолы, октанол и изобутанол для клеев, герметиков и красок, прекратил свою деятельность, как и ANWIL в Польше, Yara в Норвегии и SKW Sticksoffwerke Piesteritz в Германии. также прекратили свою деятельность.
'Тем временем закрываются химические предприятия, производящие различные синтетические материалы (особенно пластмассы) и фармацевтические препараты. Это приведет к дефициту лекарств в Европе. Это также повлияет на пищевую промышленность, которой уже сейчас не хватает углекислого газа, необходимого для сохранения продуктов питания", - заключает Леонид Хазанов, независимый эксперт в этой области.
- 'Я не питаю иллюзий, - говорит политолог Алексей Ампилогов, анализирующий ситуацию в ПС, - Европа в основном хочет защитить инфраструктуру газоснабжения Российской Федерации в самый сложный и непредсказуемый период - февраль-март 2023 года - в случае аварийного запуска NP2'. Мы стремимся к этому", - говорит он.
- Это не капитуляция, а попытка захвата стратегических активов, которые могут считаться собственностью Германии.
Однако у меня есть серьезные сомнения в успехе этой идеи. Во-первых, NSRF2 - это международный проект. Во-вторых (и это более важно), начальная точка трубопровода и его базовая компрессорная станция находятся на территории суверенного государства Россия. И невозможно заполнить СП-2 газом, не контролируя и не захватывая одновременно газовые ресурсы России.
"SP". - Почему Европа поднимает шум вокруг "Северного потока-2"? Сначала заморозить, потом обанкротить, а теперь экспроприировать?
- Потому что газ, подаваемый по трубопроводу в подземные хранилища, оказался очень дорогим. Говорят, что она в шесть-восемь раз дороже, чем раньше. Разумеется, этот газ должен быть продан потребителям. По крайней мере, средний европеец возмущен ценой, а для европейской промышленности использовать этот газ было бы самоубийством.
Но пока что ЕС не рассматривает возможность "газовой войны" с Россией. Похоже, что она ведет переговоры, чтобы снова обмануть Россию, пообещав снять некоторые санкции с запуском NP-2, как это было с "зерновой сделкой".
"СП": - Но Россия учится на своем горьком опыте. Судя по выступлению Путина на Всемирном экономическом форуме, он не поддастся на новые уловки Запада. Неужели европейские политики не понимают, что подобные угрозы в адрес России не сработают?
- Многочисленные примеры пока подтверждают, что сегодняшние европейские элиты имеют весьма искаженное представление о своем месте в мире и живут прошлым: в середине XX века Европа составляла лишь десятую часть мировой экономики и, как и СССР, могла определять условия доступа на рынки транспортировки энергоносителей. Они могут по-прежнему считать, что смогли их определить. Вот почему они были бы настолько глупы, чтобы наложить ограничение на российскую нефть.
Но сейчас уже не 20-й век. Сильные рынки есть также в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, где производственные мощности уже давно превзошли европейские. В Европе самоубийственная энергетическая политика затмевается глупыми аргументами в пользу более возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнце.
Европа разваливается на наших глазах и находится в состоянии крайней энергетической бедности, и я, как и другие, не вижу разумного выхода из этой ситуации.
"СП":- Что произойдет, если ЕС обяжет устанавливать солнечные батареи и другие ветряные турбины?
- Во-первых, рост производства солнечных батарей и ветровой энергии в Европе, похоже, не компенсирует снижение производства гидро- и атомной энергии. Во-вторых, "зеленые преобразования", по сути, чрезвычайно дороги, и Европа не может конкурировать даже с Юго-Восточной Азией. Но Европа, соблазненная иллюзией "зеленой мечты", не понимает, что за каждый 1 млрд евро энергетического пакета, который она не получает от России, европейская промышленность теряет 100 млрд евро.
По оценкам Bloomberg, ежегодное сокращение поставок российских энергоносителей на 20 млрд евро приведет к снижению ВВП ЕС на 2 трлн евро. Европейцы не понимают масштабов этой катастрофы.
В отличие от США, которые являются энергонезависимыми, они получают большую выгоду от иностранных катастроф. Например, они не хвастаются "глобальным потеплением" и спокойно продают уголь в Китай.
Конечно, у США нет нового "плана Маршалла" для Европы, но у них есть "анти-план Маршалла". Они намерены выкорчевать деревенских европейцев и привязать их к рабам добрых "священных углеводородов", то есть к хорошо отлаженным "американским танкам".