Джимми Пейдж и Джефф Бек тогда ещё не сформировали свой гитарный стиль, Пит Таунсенд был скорее ритм-гитаристом. Ричи Блэкмор? Он никогда не был настоящим блюзменом, Джими Хендрикс выпустит свой Are You Experienced только через год, а такие группы, как LOVE, JEFFERSON AIRPLANE, THEM или CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL, на гитарном ринге проигрывали Слоухэнду вчистую.
Что же столь знаменательного произошло в 1966-м? На лейбле Decca вышел альбом Blues Breakers With Eric Clapton, получивший от поклонников ник Beano. В пластинке множество новаторских аспектов, и не последний из них - союз Эрика Клэптона с гитарой Les Paul через усилитель Marshall. То, что получилось, можно сравнить с первым полетом братьев Райт, если брать в электрогитарном эквиваленте.
От мастерства 21-летнего парня отвисает челюсть, его культовый звук возродил интерес к почти забытой модели Gibson Les Paul, а позже стал стандартом гитарной индустрии.
Козырем Клэптона был не только звук. Он умел свинговать:
Большинство британских парней в то время изо всех сил пытались правильно интонировать бэнды и сыграть своё соло ни разу «не упав с бревна».
Между тем Клэптон отличался не только звуком. Он умел свинговать. До BLUES BREAKERS были десятки, если не сотни гитаристов, свингующих и посильнее Клэптона - такие как Билл Дженнингс, Уэс Монтгомери, Чарли Кристиан и другие американские джазовые гитаристы. Но у них не было его звука Les Paul плюс Marshall и его врожденного чувства фразировки.
На LP Beano есть много "вечнозелёных" моментов. Например, гитарная нота, повисшая фидбеком в самом конце Steppin’ Out. Это седьмая ступень мажорной гаммы. Довольно-таки неожиданный диссонирующий финал для блюз-рока.
А соло в Key to Love! Напоминает застоявшегося в стойле жеребца, наконец вырвавшегося на свободу. Пол в студии, наверное, основательно вибрировал во время записи гитары.
В Have You Heard - отличное блюзовое соло, немного злое, звучит так, будто Клэптон рассердился, что ему пришлось слишком долго ждать, чтобы наконец сыграть его.
Трек Ramblin’ on my Mind с вокалом Клэптона познакомил новое поколение с Робертом Джонсоном, инициировав слушателей для обращения к источнику.
Инженеры студии в лабораторных халатах были шокированы его голосом:
При всём своём великолепии - это не идеальный альбом. Несколько гитарных треков иногда звучат немного беспорядочно. Та же What I’d Say могла бы запросто стать хитом в лондонском ночном клубе, но в студийном варианте недостаточно убедительна. Тем не менее, ярких звездных моментов гораздо больше в Blues Breakers With Eric Clapton.
Не секрет, что за годы, прошедшие после того альбома, Клэптон далеко не всегда поражал слушателей своими вокальными данными, как сказал один музыкальный критик, «порой засовывая свою ногу себе в рот». Тем не менее, на сессиях Beano он решительно отказывался уменьшать громкость как гитарного, так и вокального усилителей, шокируя своим громким голосом местных инженеров в лабораторных халатах.
Музыкальный подход Клэптона «либо ты со мной, либо ты против меня» соединен здесь с его врожденной английской эстетикой, очень структурированной и организованной.
Клэптон сделал себе прическу в стиле афро. Возможно, как дань уважения Хендриксу? Но всё-таки он никогда не играл так свободно, раскованно и красиво, как Джими. Тем не менее, поставив на проигрыватель пластинку Blues Breakers With Eric Clapton, можно услышать, как молодой человек заново изобретает электрический блюз.
Hideaway - вот где развернулся свингующий гений Клэптона. Эрик продемонстрировал своё видение этого драгоценного камня Фредди Кинга.
В мире есть много «блюзменов», выучивших боксы пентатоники и купивших себе Les Paul 59 года. Но Клэптон своей гитарой перепаковал и переосмыслил блюз, и ещё он соединил блюз с роком.
Выражение «Клэптон - бог», возможно, не совсем соответствует действительности, но Эрик Клэптон, несомненно, один из самых замечательных и вдохновляющих гитаристов своего поколения. И Blues Breakers With Eric Clapton - первая ласточка.