Найти в Дзене
Moustank

1500 км на бронемашинах: записки участника экспедиции — день седьмой

Оглавление

Каково это — путешествовать по современной России на армейской технике? Рассказываю на собственном опыте.

Предыдущие страницы дневника:

День 7. Орёл — Тула (190 км)

Утром разбудила смс-ка от МЧС. Опасайтесь, мол, обильных ливней на территории Орловской области. Погода и правда серьёзно испортилась — небо затянуло тучами, дождь зарядил на целый день и не прекратился до самой Тулы. Так бронепробег попал из жары в холод и сырость, из лета в осень.

-2

Кто следит за дневником «Дороги мужества», наверняка уже догадывается, что это означало для экипажей большинства боевых машин колонны: протечки, лужи под ногами, вынужденный душ при необходимости полевого ремонта. Крупных поломок по счастью не случилось, а вот в одной из БРДМ я приметил ведёрко, которое находчивые участники подставили под башню для сбора просочившейся через маску спаренных пулемётов влаги.

-3

Мне же повезло дважды. Во-первых, большую часть пути я снова проделал с росгвардейцами — на современной уютной технике, но пересел из «Патруля» в «Урал-ВВ». Во-вторых, эта машина внезапно приятно удивила, поскольку многого от броневика на шасси заслуженного трёхосного полноприводника 4320 поначалу не ждёшь.

«Урал-ВВ» на фоне «Патруля».
«Урал-ВВ» на фоне «Патруля».

Идеология «Урала-ВВ» в целом совпадает с задачами изделия фирмы «Астейс» — хорошо защищённый, высокомобильный транспорт с повышенной стойкостью к подрыву. Причём свой шестиколёсный вариант Уральский автозавод разработал куда раньше: в 2014 году уже начались поставки во Внутренние войска МВД России (позже трансформированные в Росгвардию). Собственно, литеры ВВ в индексе машины как раз и намекают на основного заказчика проекта.

-5
Преимущество «Урала» — в увеличенной вместимости: 15 человек, включая водителя.
-6

Но в целом обстановка в десантном отсеке куда аскетичнее, нежели в «Патруле». К примеру, кондиционер есть, а мягкого покрытия на полу нет. Да и в целом оформлен интерьер грубее, словно вырублен топором. Даже запорные механизмы дверей выставлены напоказ.

-7

Компоновка, на мой скромный взгляд, также не самая оптимальная. Боковая дверь только одна (слева закреплена запаска), причём довольно узкая.

-8

Кресла на антитравматической подвеске развёрнуты спинками с стенкам, то есть для ведения огня стрелки должны встать и сложить подголовники — потеря времени. Зато бойницы просторные — даже гранаты бросать можно. А если поднять подушки складных сидений, «Урал-ВВ» превращается в огромный бронированный фургон.

При этом Иван и Расул — старший сержант и прапорщик Росгвардии, которые служат на этих машинах — в один голос заявили, что с «Урала» на «КамАЗ» не пересядут. И чтобы понять ребят, достаточно перейти из десантного отсека в кабину — в отличие от «Патруля», в «ВВ» сделан удобный проход на оба передних места.

-9

Изрядно выпирающий кожух вентиляционной установки выглядит топорно, равно как подвешенный под потолком короб кондиционера. Однако эффективность обдува здесь выше, чем в «Патруле», которому выделили всего два поворотных дефлектора по краям панели.

-10

В целом же по оснащению почти паритет. «Урал» тоже снабжён подогревом стёкол, электроприводом зеркал, системой регулирования давления воздуха в шинах и так далее. Плюс у «ВВ» есть фронтальная бойница в ветровом бронестекле во всю ширину кабины, в то время как у «Патруля» центральная перемычка несколько затрудняет обзор.

Силовой блок оригинальный: рядный шестицилиндровый турбодизель ЯМЗ (285 сил) в паре с восьмиступенчатой механической коробкой. Впрочем, передач даже девять, поскольку рычаг «Урала» имеет еще и особое положение «С» — своего рода ползучий режим для самого тяжёлого бездорожья. Было бы интересно сравнить два современных бронеавтомобиля вне асфальта, но впереди у нас, увы, только шоссе.

Субъективно «Патруль» чуть бодрее, зато завернутый в бронерубашку двигатель 14-тонного «Урала» едва слышен. За счёт удлинённой колёсной базы «ВВ» вдобавок идёт плавнее (почти как БТР) и меньше раскачивается от дисбаланса зубастой резины. Пожалуй, в плане общего комфорта на передних креслах шестиколёсный броневик наравне с «Тигром» можно назвать самой удачной машиной колонны.

-13

Напрашивается вывод, что «Урал» хорош прежде всего для водителя и командира, выгоден при необходимости оперативной переброски относительно крупных подразделений. В то время как компактный «Патруль», по идее, должен быть больше ценим бойцами за продуманный десантный отсек и высокую маневренность. И пока обе модели служат вместе, успешно разделяя боевые задачи, в том числе в неспокойной Сирии. Причём внушительный «Урал-ВВ», как рассказали росгвардейцы, особенно любим спецподразделениями.

-14

ФОТОБОНУС:

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ:

1500 км на бронемашинах: записки участника экспедиции — день восьмой