Подписана на канал коллеги. Отношение к материалам неоднозначное, но к размышлению они подталкивают. Даже несмотря на то что почти в каждой статье заготовлена остро наточенная шпилька в адрес госпожи Петерсон, все равно читаю с интересом.
Последняя статья из прочитанных мною была посвящена тому, по какой именно причине учителя массово бегут из школы. И позволю себе не согласиться.
На моем канале в основном размещаются методические материалы по биологии. И в следующий раз они обязательно будут. Но иногда хочется поговорить и о других вещах)
Уважаемый мною коллега считает, что покидающими школу учителями движет, в первую очередь, страх. Не низкие зарплаты, не чудовищная нагрузка, не засилье бюрократии и тому подобные вещи, и именно страх.
Страх возмездия за свою некомпетентность.
То есть учитель должен научить ученика так, чтобы тот сдал ЕГЭ минимум на 85 баллов, но не может этого сделать, потому он очень плохой учитель, и поэтому он уходит, боясь гнева родителей и того факта, что его вопиющую дремучесть увидят окружающие. И не сможет он больше бить баклуши на рабочем месте, как делал это многие годы.
Как-то так.
И что-то мне захотелось поразмышлять на эту тему и даже припомнить что-нибудь из 26-летней школьной практики.
Я считаю, что если выбросить из списка вероятных причин зарплату, нагрузку и девятый вал бумаг, которые нужно было разослать родителям учеников позавчера в ночь, то останется… совесть.
Хотя вполне допускаю, что найдутся такие софисты, которые на раз-два докажут, что страх и совесть суть одно и то же, а потом докажут, что это диаметрально противоположные вещи. И останетесь вы в легком недоумении с легким головокружением.
Знаете ведь такую расхожую фразу, что верующие не грешат из-за страха божьего, а неверующим совесть не позволяет. Вот ведь наверняка имеется в виду что-то сходное.
Так вот, о совести.
Я ушла по многим причинам. Во-первых, новая администрация уничтожила мое любимое детище – школьный театр. Во-вторых, когда мне стали ставить восемь уроков без перерыва и, хлопая глазами, спрашивать: «А что вас не устраивает в вашей нагрузке? Во вторник у вас всего три урока». Ну да, три своих, четыре замены, кружок, проектная деятельность и подготовка к ЕГЭ. Так, семки пощелкать в школу зашла.
А в-третьих, совесть.
И здесь мы снова возвращаемся к ЕГЭ. Я преподавала биологию, экзамен по которой считается вторым по сложности после профильной математики. Кто не верит, вот примеры вопросов:
«Какие методы исследования позволили экспериментально доказать, что ДНК реплицируется полуконсервативным путем?»
«У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку. Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление».
«У животных к конечным продуктам обмена веществ наряду с углекислым газом и водой относится ядовитый аммиак и гораздо менее токсичная мочевина, в которую превращается аммиак. Конечными продуктами обмена каких веществ являются аммиак и мочевина? Почему для личинок амфибий характерно выделение аммиака, тогда как у взрослых жаб и лягушек выводится мочевина?»
И я честно говорю и детям, и родителям, что подготовить каждого ученика на 85 баллов я не смогу. Мой предел – 75 баллов. Была одна девочка, которая сдала на 82 балла, но она знаете что сделала? Выучила наизусть ключи ко всем вопросам второй части, которые только нашла. Понимания предмета при этом, естественно, не сложилось.
Поскольку я выхожу к родителям с открытым забралом и говорю все честно, мне нечего бояться. Так что не страх мною движет.
Мне стыдно, оттого что я не могу научить лучше.
Еще раз: не гнева родителей и руководства я боюсь, а угрызений совести, которая не позволяет мне мириться с низким качеством работы.
А высокое обеспечить не могу. Потому что высокий результат ученика – это работа не только учителя, но и самого ученика. А он, ученик этот, не всегда хочет работать.
Я не могу втолковать старшеклассникам своей школы, что для подготовки к экзамену необходимо читать. Школьный учебник, не школьный, дополнительную литературу, специальные книжки для подготовки к ЕГЭ – не суть. Главное, что нужно читать теорию.
А они не хотят. Они хотят, как по математике и языку – решать тесты.
Ну, не получится в биологии или истории только решать тесты. Если, условно говоря, ученик получил на экзамене по математике задачу, сколько пакетов по 900 граммов сахара получится из полутора тонн, то он может начать думать, как это решить, нарисовать вагон сахара, полку в магазине с пакетиками, да что угодно, что запустит мыслительный процесс и подтолкнет к верному решению.
А если ученику на экзамене по биологии предложено перечислить особенности выделительной системы кольчатых червей, то тут хоть рисуй, хоть пой, но к ответу не придешь, потому что такие вещи нужно читать и встраивать в общую биологическую картину мира, формируемую на уроках.
А что на практике?
Идет занятие по подготовке к ЕГЭ. Разослала всем электронное пособие, открываем на нужной странице, начинаем вместе читать, обсуждать, выстраивать схему, выписывать и растолковывать определения. На десятой минуте вопрос:
«А когда мы начнем к ЕГЭ готовиться?»
Готовиться – это решать тесты. Без теоретической подготовки.
То есть ученики встречают, например, вопрос: «На гаплоидном заростке хвоща полевого в результате митоза образовалась яйцеклетка со 108 хромосомами. Определите количество хромосом в клетке заростка».
Легкий, кстати, вопрос для тех, кто в теме. Но зачем нам знать, что такое гаплоидность и митоз? Вы нам просто скажите правильный ответ. А мы запомним.
Вот и вся подготовка.
Нет, конечно, не все старшеклассники такие. Один-два на группу найдутся, которые читают теорию. Где-то треть учебника могут осилить. Потом все.
Почему? Потому что готовиться к трем-четырем экзаменам на очень глубоком уровне невозможно для большинства. В приоритете математика и русский, потому что без них не дадут аттестат. Все остальное – по остаточному принципу. Потому что силы человеческие небесконечны. И многие начинают надеяться не на знания, а на интуицию, так как тестовые задания все еще существуют. На проходной балл наскребем – и ладно. Потому что идем в институт физкультуры.
Потому что программа ЕГЭ не совпадает со школьной, поскольку экзамен по биологии сдают не только те счастливчики, у которых по три урока в неделю, но и те несчастные (мой вариант), у кого один урок.
Потому что о существовании монстра под названием никотинамидадениндинуклеотидфосфат я узнала на третьем курсе вуза. А наши школьники должны знать, что это, для чего, и какие превращения с ним происходят!
Потому что в нашей школе биология идет по часу в неделю во всех параллелях, кроме 8 и 9. Фактически, это ознакомительный курс.
Потому что ботаника до сих пор преподавалась в урезанном виде только в 6 классе на уровне, доступном шестиклассникам: как называются органы растения, каковы их функции, видоизменения плюс чуть-чуть физиологии (как растение дышит, питается и т.д.) А к экзамену выпускник должен знать жизненные циклы мхов и папоротников (это еще самые легкие). Младшим детям еще рано, а в старшей школе этого материала нет.
И откуда выпускник должен узнать о гаплоидном заростке хвоща? Правильно, из дополнительных неоплачиваемых занятий, которые по вечерам на чистом альтруистическом энтузиазме проводит учитель. И учитель просит немного: почитайте вы про этот хвощ несчастный! Что это хоть такое, как он выглядит, что у него еще есть, кроме заростка! Встройте его в мозаику имеющихся знаний! Почитайте о митозе! Может, это закономерность такая, иметь после митоза столько же хромосом, сколько было у родительской клетки? И термин «гаплоидный», может, тоже о чем-то говорит?
Нет, зачем? Вы нам скажите, сколько будет хромосом у заростка хвоща, мы запомним.
Круг замкнулся.
Вот сейчас кто-то подумал: опять очередная училка ноет! Нет, я просто размышляю о причинах сущего. Заметим, кстати, что психологи находят причины любого нытья и работают с ними. Отыскать причину - уже полдела))
Пошла я на пенсию. Вспоминать, какие тонкие и понятные были учебники в прошлом. И какие экзамены, заставлявшие прочитать и осмыслить. И какие вопросы, соотнесенные с возрастом детей.
А если кто-то скажет, что те экзамены были профанацией, вот вам:
У меня дико после рождения ребенка болела спина. В какой-то момент я уже не могла вставать. И вылечил мне ее мой выпускник, блестяще окончивший медицинский институт. Я помню, как в десятом классе он спрашивал меня, что такое митоз, и не отстал, пока не разобрался. Причем подошел со словами: «Я прочитал вот этот материал, тут понял, тут не понял».
То есть он читал и пытался разобраться. И по большей части разобрался. Остались нюансы, которые требовали консультации. Вот, собственно, для чего нужен учитель в старшей школе. Тогда и баллы будут высокие.
Так что по крайней мере одного замечательного врача я помогла вырастить.
А как вы думаете: страх или совесть гонят учителей из школы?