Просто проходил мимо и увидел стоящий в тени этот экземпляр. Остановился, постоял посмотрел на современную технику. Вспомнились далёкие 70 годы прошлого века. Автор в то время ещё молоденький парнишка, почти ни чего в жизни не видевший работал на тракторе Т–74. Трактор был с навесным плугом. Утром следует команда, снимать плуг, вешать на навеску прицепное устройство с прицепной серьгой и поступить в распоряжение седого пожилого человека. Это был оператор прицепного грейдера. Нужно было ровнять совхозные полевые дороги разбитые за зиму тракторами.
Грейдер был в поле. Пассажир сел в трактор, и Т–74 на крейсерской скорости взял курс к стоящему в поле грейдеру. Это был прицепной грейдер. Все функции оператор выполнял в ручную сидя на железном сидении, даже колёса на том грейдере были без резины. Стальные колёса со стальными спицами. Ни какой кабины на грейдере не было. Работал оператор в основном стоя.
Перед началом работы получил инструктаж. Для тракториста эта работа не сложная, соблюдай скоростной режим и траекторию движения. А вот оператору приходилось в ручную управлять грейдером. Сейчас смотришь на современный грейдер и видишь как изменилась техника за это время. Прошло много времени, многое стёрлось с памяти. Но тот прицепной грейдер помню до сих пор. Особенно оператора который виртуозно вращал рули механизмов грейдера. И хотя тракторист был не опытный, у них всё получалось. Да и мало что зависело от тракториста.
Ушло время, а память осталась. На смену пришла новая более современная техника. Были ещё прицепные скреперы. Скрепер сам загружал землю и сам выгружал. Не снижая скорости тракторист опускает скрепер под загрузку, и быстро набирает грунт, затем перемещает туда где он нужен и выгружает. Дальше дело грейдера.