Кто ж ты такой, сын Данаи и Зевса, убийца Медузы горгоны?
Коротко сюжет мифа сводится к следующему.
Одному из персонажей мифологии - Акрисию - было предсказано оракулом погибнуть от руки внука. Встревоженный царь приказал заточить красавицу дочь Данаю в глубокое подземелье, чтобы она никогда не стала матерью. Однако Зевс проник к ней сквозь решетку медного терема золотым дождем и Даная родила Персея.
Через десять лун Акрисий, проходя мимо подземелья, услышал голос ребенка и догадался, что его предосторожности не помогли. Рассвирепев, он приказал слугам сбить деревянный ящик, сам посадил туда дочь с внуком и безжалостно столкнул их в бурное море.
Услышали нереиды детский плач, увидели сквозь щели в досках младенца и залюбовались им. Прекратив свои буйные забавы, они понесли ящик, качая его на плечах, как люльку, к каменистому островку, чье имя Сериф.
В то утро у берегов Серифа промышлял один из рыбаков, Диктис. Почувствовав, что сеть зацепила нечто тяжелое, он подтянул этот предмет багром и поднял на лодку. Из ящика вышла молодая женщина невиданной красоты со спящим младенцем. Однако больше всех в Данаю влюбился брат Диктиса – Полидект. Даная отвечала ему отказом. Полидект решил избавиться от Персея и поручил ему принести голову Медусы – горгоны.
Волшебная суть мифа дешифруется довольно просто, если изначально принять допущение, что все персонажи мифа – это не реальные люди, а природные явления. Их содержание передано образным языком. Потому что именно таковым был язык Древнего Мира. Если же пытаться воспринимать его буквально, тогда неизбежно погружение в малопродуктивную иллюзию.
Итак, Даная, заключенная в медно-каменные покои, была подземной рудой с содержанием серы. Поэтому все превращения, связанные с ней - это скрытые от глаз людей химические и биохимические процессы зарождения нового «героя» - серного колчедана, пирита или Персея.
Колчедан – полезное ископаемое со множеством нужных свойств. Потому Персей и герой. Обратитесь к словарю Даля. Металл в древности на Руси называли «крушец», а Персей по мифу – убийца. Образ Персея – это одновременно и прообраз металла – железа – Перса. Даль пишет, что:
КОЛЧЕДАН м. колчадан, ископаемое: природное соединение металла с серою; более известен железный колчедан, часто подающий повод к сказкам о золотой руде; (http://superbook.org/DICTIONARY/DAL/k.htm)
Так, проникновение к Данае Зевса в виде золотого дождя и рождение Персея я расцениваю как появление серного колчедана или пирита. Подтвердить гипотезу могут те, кто связан профессионально с медно-колчеданным месторождениями, окисными соединениями металлов. Но образное явление под названием «золотой дождь» слишком очевиден. Пусть в формуле пирита нет присутствия кислород (Зевса), но он мог стать фактором процесса. И в мифах этого достаточно для того, чтобы считаться отцом «героя».
А дальше начинается самое интересное!
Серный колчедан, пирит - продукт реакции окисления серной (сульфидной) руды кислородом - используется для получения серной кислоты (Афины) в процессе обжига с участием извести (Медузы горгоны).
Для совершения подвига убийства Медусы боги снарядили Персея:
-крылатыми сандалиями и кривым мечом (Гермес – ртуть, значит, в технологии использовались ртуть и ее пары);
-шапкой-невидимкой Аида (Аид – углерод подземных недр, значит, возможен нагрев);
-зеркальным щитом (Афина – сернистый газ атмосферы, превращающийся в серную кислоту).
Получив эти дары, Персей, поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, отсек голову смертной Медузе, глядя в блестящий щит.
Итак, мы имеем два соединения – железный колчедан или пирит (Персей) и известь (Медуза). Осталось объединить процесс их взаимодействия известной технологией.
Есть, например, такая технология, как обжиг пирита. В ней, в частности, пирит специально подготавливается к процессу флотацией – освобождением от примесей. Это процесс, между прочим, похож на часть мифа о заключении Данаи с сыном в бочку и их странствии по морю.
Но вот беспристрастное описание собственно технологии обжига пирита, как части общей технологии получения серной кислоты (поэтому Афина - серная кислота - становится покровителем героя):
Производство серной кислоты из пирита состоит из трёх стадий.
Первая стадия – это обжиг пирита в печи для обжига в «кипящем слое».
Измельчённый очищенный влажный (после флотации) пирит сверху засыпают в печь для обжига в «кипящем слое». Снизу (принцип противотока) пропускают воздух, обогащённый кислородом, для более полного обжига пирита. Температура в печи для обжига достигает 800°С. Пирит раскаляется до красна и находится в «подвешенном состоянии» из-за продуваемого снизу воздуха. Похоже это всё на кипящую жидкость раскалённо-красного цвета…».
Вот вам Персей, взлетевший на крылатых сандалиях. Правда, здесь акцент сделан на продувку кислородом, а в мифе – на присутствие угля и ртути.
Есть вопрос с использованием зеркального щита Афины. Известно, что некоторое количество диоксида серы также образуется при обжиге пирита на воздухе. Осталось объяснить, как этот самый слой работает зеркалом.
«За счёт выделяющейся теплоты в результате реакции поддерживается температура в печи. Избыточное количество теплоты отводят: по периметру печи проходят трубы с водой, которая нагревается. Горячую воду используют дальше для центрального отопления рядом стоящих помещений.»
Вот, как ни странно, пример с применением зеркального щита Афины. В современной технологии избыток температуры при обжиге в печи отводят по трубам. В древности же подвиг Персея проводился буквально «на природе». Охладителем температуры служила Афина, т.е. диоксид серы.
Мне тоже было это удивительно. Но вот подтверждение того, что диоксид серы может работать, как зеркало нашлось в статье «В Исландии -- извержение, в Каире -- великая сушь.» http://www.vremya.ru/2006/218/13/166373.html. В ней рассказывается о том, что после извержения исландского вулкана Лаки в 1783-1784 годах вместе с расплавленной породой в воздух было выброшено огромное количество сернистого газа (оксида серы). Это вещество вместе с водяными парами образовало аэрозоль, распространившийся в атмосфере на большие расстояния от Исландии.
Слой сернистого газа сработал как своеобразное зеркало: оно отражало солнечные лучи и не позволяло земной поверхности нагреваться до обычных температур.
Технология производства серной кислоты относится ко второй половине 19 века. Процесс двух стадийный. На первой стадии обжигом серного колчедана (в кипящем слое) получают диоксид серы. Из него получается (при взаимодействии с водой) слабая сернистая кислота – «а пропри» не имеющая практического технологического интереса. На второй стадии, на ванадиевом катализаторе, диоксид серы окисляется в триоксид серы - из которого собственно и получается серная кислота.
Но еще ранее на второй стадии как катализатор использовалась нитрозилсерная кислота. Производство сопровождалось выбросами окислов азота, имеющими окраску от коричневой до желтой. Бытовое (и не только) название, такого выброса, - «лисий хвост». А в древнем мире это был Хрисаор – Золотой Лук – сын Медузы горгоны.
Я не упомянула о том, что Персей перед встречей с Горгоной Медузой встречался с гарпиями. Они - дочери Тавманта и океаниды Электры или Озомены, сестры Арки и Ириды. Все это Тавмантово семейство я вычислила как сернокислые туманы, олеум, мышьяковистый водород (арсин - Арка) и иприт (Ирида), причем с участием азота.
Так что теперь технология не столько обжига пирита, сколько получения серной кислоты вырисовывается гораздо яснее и четче.
Вторым сыном Медузы был крылатый конь Пегас.
В ходе описанной технологии образуется много чего еще, в том числе оксид железа Fe2O3 (огарок), а также печной газ, в состав которого входят пары SO2, O2, а, возможно и О3 – то есть озона.
Так вот озон – это и есть Пегас. Образ коня в мифологии – это, как правило, газ. Родившийся Пегас вознесся высоко на Олимп и вообще с тех пор приносит молнии Зевсу. Кроме того, Пегас стал конем вдохновения. А кислород легко образует озон – газ, вызывающий эйфорию чувств. Именно озон способен придавать альпинистам ощущение эйфории в горах. Озон в жидком виде имеет темно-синий цвет, отсюда – фиалково-темный источник Гиппокрены - образованный Пегасом.
Пушкинская сказка о царе Салтане также повествует о царевиче Гвидоне, что рос «не по дням, а по часам», странствуя с матерью в законопаченной бочке. Это тоже образное отражение процесса флотации серной руды, связанного с обогащением колчедана. Гвидон – тоже герой. И тоже колчедан.
Так-то вот.
Спасибо за внимание! Ваша мадам Пишуж.