Если речь идет о единокровной сестре Петра Первого, то сразу приходит на ум образ потрепанной женщины с полубезумными глазами. Так всем представил царевну Софью художник Илья Репин, изобразивший опальную правительницу через год после того, как она очутилась в монастыре.
Но на самом деле это лишь фантазии художника, ведь царевна жила в далеком XVII столетии, а он писал свои великолепные произведения на рубеже XIX-XX веков. Но как грозная регентша выглядела на самом деле и была ли она такой буйной?
Согласно воспоминаниям современников о царевне Софье, в первую очередь вырисовывается образ очень образованной и умной дамы, которая умела считать свои политические шаги и опередила свой век эдак лет на сто. Даже сам Петр Первый не раз говорил, что очень гордится тем, что в его роду были такие женщины, как Софья.
Ведь в те времена мало кто из девушек «высовывал свой нос» в дела дворцовые: все знатные барышни были заперты в своих теремах в ожидании женихов. А крестьянкам некогда было политикой заниматься – они вообще за людей-то не считались.
Если дворянки чаще всего выходили замуж довольно быстро, то царским дочкам в этом плане не везло. Мало кто решался сосватать дочь государя, ведь муж ее становился претендентом на престол. А это «лишний человек, которого могли и убрать в одночасье» - так зачем подвергать свою жизнь опасности, женившись на царской дочери? Из-за того частенько у этих девушек оставалась одна незавидная участь – монастырь.
Включая Софью в семье государя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской родилось 13 детей, среди которых было 8 девочек. До взрослого возраста дожили 6, но ни одна из дочерей замуж не вышла. Второй брак царя с Натальей Нарышкиной принес Алексею Михайловичу сына Петра и еще двух дочерей – одна умерла в раннем возрасте, а вторая также осталась незамужней.
Среди всех девочек особо выделялась только Софья. А Симеон Полоцкий, придворный поэт и ученый, который учил сыновей Алексея, принял в их число и девочку. Она была невероятно способной и поэтому с 10-летнего возраста наравне с мальчишками изучал разные науки: география, латинский язык, биология, даже астрология и драматургия были в то время в почете. Софью совершенно не интересовали бабские занятия – вышивание и шитье.
В общем, из нее получилась высокообразованная дама с амбициями, не очень красивая лицом, но привлекательная умом. Этому образу как нельзя лучше соответствует картина Константина Маковского: там Софья изображена задумчивой и чем-то опечаленной. Может, грустит о судьбе России?
Или плачет о смертях, так часто преследующих ее род: во младенчестве скончались сестренка Анна, братик Симеон, прожившая всего один день младшенькая Евдокия, потом умерла мать, за ней старший брат Алексей, после отец и за ним брат Феодор. Ее до ужаса напугал Стрелецкий бунт, при котором царевна видела, как бешеные стрельцы на куски резали ее родственников, знакомых и друзей.
Софья не вступала в сговор со стрельцами, но деваться ей было некуда. Кто сядет на трон? Больной брат Иван или совсем еще маленький Петя? В то день Софья набралась смелости и вышла навстречу толпе, объявив себя регентшей при двух несовершеннолетних правителях, пока те не вырастут. На удивление, смелость барышни была встречена с радостью, а стрельцы сказали так: «Баба дело говорит». Вот и все, вопрос решился.
У Софьи был очень сильный, почти мужской характер, и она урезонивала любого мужчину. Государство при этой женщине стало подниматься – царевна правила мудро и справедливо. Тогда Русь примирилась с давней неприятельницей – Польшей, были сделаны некоторые реформы, в том числе и в образовании.
Что до любви? Это вряд ли могло быть. Царевна оказалась очень целомудренной, хотя и принимала ухаживания князя Голицына. Он дарил ей подарки, она же считала это данью уважения и восхищения. Не более того.
Теперь перейдем к картине Репина «Царевна Софья». На самом деле после того, как женщину отправили в Новодевичий монастырь, она жила вполне счастливо и комфортно. Никаких истязаний и бешенства от утраты власти не было. Наоборот, пришло спокойствие. Софье всячески старались угодить: за ней был хороший уход: ее старая нянька, 9 постельниц и два казначея.
Царь присылал ей самые хорошие блюда от своих поваров, разные лакомства. Вся посуда у Софьи была из драгоценных металлов. Да и нарядов было очень много – не стоит думать, что через год после заключения в монастырь царевна дохаживала в своем старом платье (как на картине Репина) или же носила монашескую робу.
Несмотря на то, что София приняла постриг под именем Сусанна, она все равно внешне оставалась царевной, нося драгоценности и богатые платья. И в 1704 году, незадолго до смерти, монахиня Сусанна приняла схиму.
В мир иной царевна отошла с прежним именем – схимонахиня София. Наверное, для нее было важным то, что накануне нового, загробного путешествия она хоть ненадолго, но вернула себе прежнее имя. Царское. Данное ей по рождению.