Самый простой и эффективный способ вызвать расположение собеседника — рассмешить его. Авторы книг также стремятся заслужить симпатию читателей посредством юмора. Как они это делают и какие инструменты используют? Давайте разберемся.
Юмор
В широком смысле — это вообще всё, что вызывает у людей смех. Юмором в литературе называются веселые и беззлобные шутки о насущном. Как правило, они не имеют цели кого-нибудь обидеть. Юмор часто связан с какими-то жизненными ситуациями и неожиданными событиями.
Пример: Джером К. Джером, его роман «Трое в лодке не считая собаки» почти целиком построен на беззлобных шутках и ситуативном юморе.
Ирония
Опытные интернет-бойцы и мастера словесных баталий точно знают о чём речь. Берёшь, да и выворачиваешь всё шиворот навыворот — говоря одно, подразумеваешь нечто полностью противоположное.
Например, вы заявляете, что опоздали, потому что не могли определиться с прической. Это вполне может быть чистой правдой. Но если при этом вы лысы — тут надо думать имеет место ирония (самоирония).
Главное — чтобы читатели контекст шутки видели и понимали, а то она не зайдет. Объектом же иронии может быть что угодно: от политической обстановки, до вашего соседа. И как правило, над чем бы вы ни иронизировали, в словах всегда будет сквозить легкая издевка, но при этом не доходящая до злобного бичевания — иначе это уже называется сарказм.
А еще в наше странное время в арсенале продвинутых юмористов присутствуют такие экзотические штуки как постирония и метаирония. Не бойтесь, мы всё сейчас объясним на пальцах.
Первое — это когда смешная шутка в какой-то момент перестает быть шуткой и вдруг оказывается (хотя бы отчасти) правдой.
Второе — это шутка над шуткой. Схема построения метаиронии сводится к подрыву избитых юмористических шаблонов.
Пример метаиронической шутки: заходят немец, француз и русский в бар, а бармен им: «Это анекдот какой-то что ли?»
В данном случае мы как бы высмеиваем классическое вступление всем известных фольклорных историй.
Сарказм
Термин произошел от греческого «сарказейн» — «рвать плоть, как собака».
Тут все просто. Это тяжелая, особо злобная разновидность иронии. Едкая издевательская насмешка над человеком, его качествами или ситуацией.
В реальной жизни сарказм способны оценить лишь единицы, однако саркастический персонаж литературного произведения неизбежно привлечет внимание читателя.
Есть, знаете, в многочисленных «Печориных», «шутах Шико», и «ведьмочках Йеннифер» какое-то особое очарование. Умение орудовать колкими остротами мгновенно характеризует персонажа как человека умного и интересного.
«Сарказм — это естественная защитная реакция психики от глупости окружающих». ~Чарльз Буковски
К слову, израильские психологи недавно опубликовали работу, в которой доказывают, что саркастичные замечания начальства стимулируют креативность подчиненных куда эффективнее гнева.
Сатира
Сюжет сатирических произведений всегда строится вокруг актуальной общественной, модной, религиозной или политической повестки. Стоит сатирику найти червоточину в системе, и он непременно расковыряет ее с помощью сатирических приемов.
К примеру, война тупоконечников с остроконечниками у Свифта — это прекрасно считывавшийся современниками намек на противостояние английских протестантов с ирландскими католиками.
Есть еще такое понятие как «горькая» сатира. Это когда литератор настолько откровенно обнажает неприглядную правду, что становится уже не до смеха.
Пример: «Скотный двор» Оруэллом задумывался как политическая сатира. Но рассмеялся ли кто-то при чтении?
Гротеск (и его лучшая подружка — гипербола)
Это когда что-нибудь в истории преувеличивают, доводя ситуацию до абсурда. Контраст фантастических деталей со скучной обыденностью является отличительной чертой массы гротескных произведений.
Классический пример — Гоголевский «Нос». По задумке это острая сатира на николаевскую Россию. Сам нос — это аллегория. В стране того времени даже отдельно существующий орган чиновника, имей он правильные документы и подобающий костюм, мог сделать приличную карьеру. И все это было бы довольно грустно, если бы не использованный писателем оригинальный юмористический приём.
Кстати, с французского grotesque переводится как «причудливый», а само это слово имеет итальянский корень grotta, что значит «пещера». Как же связаны пещеры с карикатурным преувеличением, возможно поинтересуетесь вы.
Дело в том, что причудливое искусство вошло в массы в 1481 году, когда на стенах раскопанного в Риме Золотого дома императора Нерона были обнаружены настенные росписи необычного анималистично-флористического вида. Так как при раскопках этот орнамент оказался как бы в пещере, его и прозвали гроттовым, находящемся в гроте. Позже к слову прилепить французское окончание, а само оно стало применяться ко всему, имеющему затейливый вид.
Добавим, что если гротеск обычно используется в качестве стилистической основы всего произведения, то в роли элемента схожего характера и назначения выступает гипербола (с древнегреческого — «избыточность»). Путем намеренного и очевидного преувеличения писатели усиливают желаемый эффект персонажа, эмоции или события, а вдобавок еще и добиваются читательской улыбки.
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.