Перевод из журнала Metal Hammer DE 1988, №09, стр. 114
Коммунистическая Партия Германии нашла еще один повод пропиариться в СМИ. "Рабочая Молодёжь Социалистической Германии" на Фестивале Молодежи '88 в парке Хернера Гизенберга рекламировала некий "Рок из Москвы", имея в виду группу "Круиз".
Хэви-метал из Союза Советских Социалистических Республик живьём на немецкой сцене - такое пропустить нельзя!
Чтобы избежать каких-либо недоразумений, скажу сразу: нас интересовала не экзотическая составляющая происходящего, которая, на самом деле, уже стала избитой темой, а отличная репутация самой группы, сопутствующая "Круизу". В СССР трио уже давно является одним из состоявшихся метал-актов и получило там статус, вполне сравнимый со статусом известной группы в Германии. Это понял гамбургский мэйджор WEA, ставший первой немецкой компанией, в конце весны заключивший с москвичами контракт. Уже в начале мая Валерий Гаина (гитара, вокал), Федор Васильев (бас) и весельчак Сергей Ефимов (ударные) впервые побывали в ФРГ, чтобы прочувствовать студийную работу в этой стране.
В середине мая они ненадолго вернулись в родную Москву, а в конце месяца уже выступали на немецкой сцене. Группа отыграла на нескольких фестивалях, в том числе на упомянутом Фестивале Молодежи в городе Херне. Кстати - респект организаторам, фестиваль, был очень хорошо организован и имел высокую посещаемость. Но это всё - лишь предыстория.
В 22:45 гизенбергский ледовый зал был почти пуст. После того, как группа Zeltinger покинула сцену, зрители тоже устремились к выходу из освещенного зала. Саундчек "Круиза" проходил буквально перед пустыми рядами. Унылое зрелище для предстоящего выступления...
Но, к счастью, опасения не оправдались. В зале погас свет, и народ стал заполнять пространство. Правда металлистов там было совсем мало - в основном были панки.
"Привет, Германия!" - судя по внешнему виду, "Круиз" явно происходит из какого-нибудь Лос-Анджелеса или Нью-Йорка, или Манчестера, или Ганновера, или Мюнхена. Длинные волосы и одежда соответствуют всем канонам рока. Только непонятно, о чем песни, потому что поют на русском. Это, естественно, очень затрудняет понимание текстов среднестатистическим немцем.
"Мы много пишем о рокерских чувствах, о проблемах нашего поколения, чтобы реализовать себя и найти подтверждение и признание в среде, которая настоятельно отвергает рок..." Клише? Только не в Советском Союзе. Да и у нас тоже не совсем всё хорошо, учитывая, насколько тяжёлый рок котируется в СМИ и в среде добропорядочных граждан.
"Рок никогда не умрет" - это слова из песни "Рок навсегда". Но группа запросто справляется и со сложным текстовым материалом - "Иди же с нами, Пилигрим", стихотворение современного испанского поэта Ленна Фелипа, лингвистическое произведение искусства, на которое, многие западные группы вряд ли позарятся (и это будет мудро?).
Определяющей фигурой трио явно является гитарист Валерий Гаина - как визуально, так и музыкально. На своих шести струнах Валерий легко уделывает 99 процентов всех ныне признанных гитарных гениев - и он, вероятно, заставит их побледнеть. Потому что, в отличие от них, он выработал свой собственный стиль игры, в котором можно распознать явные влияния как классики, а также элементы традиционной русской, а точнее - молдавской... музыки.
"Да, действительно, я люблю классическую музыку. Однако я вырос на молдавской народной музыке. Сам я родом из Молдавии и жил там до тех пор, пока мне не исполнилось 15 лет. Я даже не начал изучать русский язык, пока мне не исполнилось 15 лет. Раньше я сам играл на аккордеоне…"
В дополнение к Metallica, Priest и Van Halen, Валерий также добавляет свое музыкальное прошлое - смесь, которая и делает этот концерт, в дополнение к уверенному поведению группы на сцене и богатому концертному опыту. Впечатление, которое теперь уже полностью разделяет проснувшаяся и восторженная аудитория. Круиз явно победил в Херне.
Группа чрезвычайно разносторонняя, упорно оттачивает своё мастерство и умеет убедительно преподнести себя вживую. Но прежде всего эти трое - прекрасные музыканты и инструменталисты. "Мы все учились в консерватории и закончили ее с дипломами. Наш барабанщик Сергей был признан лучшим барабанщиком Советского Союза в 1987 и 1988 годах…"
После концертов (в основном фестивальных) этим летом, "Круиз" снова отправится в западногерманскую студию и продолжит работать над своим дебютным альбомом для Запада, который WEA, как мы надеемся, выпустит уже в этом году.
В СССР "Круиз" уже несколько лет - одна из ведущих рок-групп, о чем мы уже говорили. "Мы, более или менее - пионеры советского хэви-метала. Наша история начинается в 1981 году с группы, которая в основном исполняла мелодичный хард-рок. Нынешний состав команды работает вместе с 1986 года. С тех пор мы все больше и больше превращались в настоящую хэви-метал-группу. Нас очень хорошо знают в Советском Союзе."
Москва, похоже, стала центром советского рока. "Несомненно, Москва для Советского Союза - то же самое, что Лос-Анджелес для западной рок-сцены. Существует множество групп всех мыслимых стилей. Кроме того, это лучшие рок-музыканты Союза. Со многими из них мы близкие друзья, помогаем друг другу в студии и общаемся. Оборудование по-прежнему остается проблемой для всех российских музыкантов. До сих пор очень трудно достать высококачественные инструменты и первоклассные усилители. Если они и доступны, то только, если ты поехал за рубеж, и по ценам, которые нам и не снились. Однако, в последнее время создаются кооперативы (частные предприятия) - и это было разрешено в течение нескольких месяцев в ходе перестройки - для строительства собственных производств и, мы надеемся, скоро достигнут западных стандартов. Так что в этом отношении у нас многое улучшается."
Раз уж "Круиз" достиг успеха в капиталистических странах, а этот успех они, несомненно, честно заработали своей музыкой, то и первоклассное оборудование теперь должно быть для них вполне доступным. Но давайте дождемся дебюта. Если он сохранит то, что обещала группа вживую, то это будет полный успех.
Эдгар Клюсенер