Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Как из безызвестного сироты стать барином из «Малахитовой шкатулки»

Вы же наверняка читали «Малахитовую шкатулку» Бажова, мои читатели?! Про Хозяйку Медной горы, Данилу-мастера, Огневушку-поскакушку и прочие приключения вокруг малахита и не только?! А знаете, что Бажова за эту самую «шкатулку» хотели посадить за «фальсификацию фольклора»? Но в итоге дело закончилось всего лишь исключением и восстановлением в партии, а потом Сталинской премией, переводом на кучу языков мира и включением в школьную программу.

А знаете, что место, где жила Хозяйка Медной горы на самом деле совсем никакая не гора? Сам Бажов так вспоминал свою первую встречу с Гумёшевским рудником:

«… Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нём даже трава росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами. Возвратившись с Гумёшек, с азартом стал «уличать» отца в обмане, но отец спокойно повторял свое прежнее объяснение:
- Я же говорил, что рудник это. Медную руду добывали. Значит, гора и есть. Всегда руду из горы берут. Только иная гора наружу выходит, а иная в земле…»

Впрочем, знаете, об этом – в другой раз. Сегодня о том, кто вообще был хозяином в этих местах, когда эти заводы и рудники только поднимались. Потому что если бы не этот пробивной энергии человек, не было бы ни славы Гумёшевского рудника, ни Сысертских заводов, ни сказов о Даниле-мастере.

-2

Алеша Васильев по роду-племени был никто и звали его никак, уж извините. Точно неизвестно даже откуда он появился в Соликамске. Есть мнение, что из Иркутска. Мальчишка был сиротой, но при этом толковым, смышленым и энергичным. И попался на глаза Михаилу Филипповичу Турчанинову – богатому солепромышленнику, ворочавшему при государе Петре Алексеевиче большими делами. Турчанинов дал парнишке одно поручение, потом другое. Алеша толково сделал одно, потом поработал над другим делом.

А потом Турчанинов отправил своего приказчика Алешу Васильева с товаром в Кяхту. А Кяхта – это единственное место, где русским разрешали торговать с Китаем – русско-сибирский Клондайк и Нью-Йорк, место, где делались миллионные состояния и рушились торговые династии. Причем до Кяхты надо было еще добраться и назад с товаром и деньгами вернуться. Это не так просто как кажется. Сибирь и в наше время полна лихих людей, а тогда тем более. Алеша Васильев с задачей справился и не один раз.

Так уж получилось, что у Турчанинова сыновей не было, только дочь. Ее надо было выдать замуж, да так, чтобы все огромное турчаниновское дело не пошло прахом. Михаил Турчанинов выбрал в мужья дочери Федосье своего толкового приказчика. Чтобы не пресекалось дело, не путались отношения со старыми подрядчиками и множилось добро, безвестный приказчик Алексей Васильев взял фамилию жены. Так и появился Алексей Федорович Турчанинов – один из великих и лютых уральских промышленников.

-3

Он был жесток. Время было такое. И вознесшись на самый верх из ниоткуда, он – прирожденный купец и хваткий промышленник, не жалел ни себя, ни тех, кто работал на него. Покупал крепостных и отправлял их на подчиненные ему заводы. Давал взятки в Берг-коллегии и дарил красивую медную посуду императрице Елизавете Петровне. Посуду эту делали на его заводах, потому что, получив в наследство не только соляной промысел, но и медные рудники и производство, он всеми силами и средствами расширял его.

«…Немало людей пригнал он на свои заводы силой или сманил из других мест правдами и неправдами, оплатив переезд в долг…»

- рассказал нам Павел Бажов через много лет.

Алексей Турчанинов постоянно мотался между Уралом, Москвой и Петербургом, выбивая контракты, выпрашивая себя новые заводы и земли. В 1757 году он победил в подковерной схватке самих Демидовых и Строгановых, добившись, чтобы казенный Сысертский завод и Гумёшевский рудник продали ему. По идее он должен был заплатить за это 129 тысяч рублей. По факту получилось как с теми залоговыми аукционами, что определили нашу с вами современную картину мира – то есть заплатил Турчанинов совсем другие деньги, но завод и рудник получил.

Вообще Гумёшский рудник был медным – там медную руду добывали. Но Турчанинов, который уже прославился к тому моменту организацией изготовления красивых художественных вещей, совершенно правильно оценил еще одну важную пользу от этого рудника – тут было много малахита. Ведь малахит - это ничто иное как гидрооксокарбонат меди, как бы это ни занудно звучало в контексте тех, красивых вещей, которые из него делали и делают. А делать все это стало, потому что Турчанинов посадил своих мастеров обрабатывать красивый камень, делать из него поделки. Так и появились малахитовые штукатулки, а потом, когда уже самого Турчанинова не было – еще и Малахитовый зал Зимнего дворца к примеру.

-4

Так он и создал ту основу, которая потом позволила написать «Малахитовую шкатулку». Кровью и потом, да. По другому великие дела обычно не делаются.

Ну а потом, после Алексея Турчанинова много чего было. Мы часто вспоминаем фамилию Турчаниновых из-за бурных похождений его дочери Натальи Колтовской. Она в начале XIX века здорово поураганила, столько поводов для пересудов дала, до сих пор есть что обсудить. Почитать про нее можно в моем блоге здесь:

----------

Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.