Болгары схожи по языку всем славянам. По внешности – южным славянам. А по бытовой сфере фольклора – лишь македонцам. Ведь центральное место в бытовом эпосе занимают отношения женщины к мужу и свекрови. А что касается сказок, то они сильно связаны с богомильством и напоминают апокрифы.
В то время, как у восточных славян звери догоняют Колобка, люди семьей тянут Репку и плачут над разбитым яйцом, болгарская женщина Нужда подает пример семье дровосека, обучая сыновей бороться с трудностями. А фея из горного леса во всем утирает нос мужу и свекрови…
Слишком хитрая женщина «со стороны»
Откуда у старых болгар такой интерес к «неведомой» женщине (невесте), только что поступившей в семью? Кстати, в отличие от остальных славян, в приграничных с Грецией Балканах невесту до сих пор называют «булкой» (от термина «було» – «завеса», а в применении к свадьбе – фата). Возможно, акцент на то, что поступающую в семью девушку надо как можно лучше «запаковать», связан с турецким влиянием. А, может, такая тенденция «коренная» – имелась у протоболгар…
Что касается сказок про фей, то в болгарском изложении всегда придается большое внимание девственница она или нет. Многие из них на момент женитьбы уже с детьми. А потом, как правило, большинство из них сбегают от семейной жизни – чаще через дымоход. Феи всегда рискуют быть съеденными монстром опять же женского пола! Зовут ее Ламята – существо желтого оттенка о девяти головах. Прячется в озерах, колодцах, болотах и дремучих лесах. Что касается ведьм, то тут про них целый цикл. И не в каждом сказании они плохие. Скорее, умные!
Как было сказано, болгарский эпос придает большое значение отношению женщины с мужем и его матерью (свекровью). Жена (невестка) всегда оказывается мудрее (или хотя бы хитрее) представителей той семьи, которая ее приняла. И тут я единственный раз выскажу лично свое мнение. В случае взаимоотношений мужа, жены и свекрови может быть «зашифрована» тройная ассимиляция! Позднейших фракийцев, 1-х славян и людей хана Аспаруха (протоболгар Балкан)… Тут стоит почитать поэтические и обычные былины «Свинопас Михальчо», «Галинка-белоручка» («Кто не работает, тот ест»), «Какие люди на свете бывают», «Избалованная дочка», «Человек, Змея и Лиса», «Пастух и его жена» и так далее.
Болгария, видимо, единственная славянская страна с эпосом «для взрослых». Дело в том, что много греческих мифов на самом деле – адаптированные на эллинский манер фракийские мифы. И их основные сюжеты (связанные с вакханалией) передавались по наследству и в склавинии Балкан (первые славянские колонии на территории нынешних Северной Македонии и Болгарии).
Сказки родом из богомильских апокрифов
Увы, не сохранилось ни одного подтвержденного древнего вероучительного сочинения от богомилов. Зато вся эта традиция обнаруживается в нарративном фольклоре болгар. Богомилы были дуалистами. Поэтому четкое разделение на добрых и злых богов присутствует в каждом сказании, имеющем (при глубоком рассмотрении) апокрифическую природу. Но апокрифы существовали и до рождения богомильства. Они появлялись на 100 ранее как итог взаимодействия языческой парадигмы южных славян и распространяемого тут с IX столетия христианства. Процесс этот стал «питательной» основой и для половины произведений иного жанра – сказок.
Природа идейного (Добро, Светлый Бог) тут всегда противопоставляется природе материального (Злу, Темному Богу). В бытовых сказках это выражается в вечном соревновании бедняков с теми, кто катастрофически жаден. Кстати, стяжатели выявляются и в среде простолюдинов. «Жадность до добра не доводит», «Бедняцкая правда», «Воробей и лиса», «Глупая старуха и ее хитрец-сын». «Хитрый Петер и богач», «Богач и жнец». Смысл в том, что алчность – самый распространенный признак «сатанинской метки» на человеке. Умнее оказывается более бедный – он тут со Светом…
А сказка «Хитрый Петер и архиерей» вообще открывает суть борьбы простых людей-богомилов со знатными ставленниками «греческой» церкви (христианство приходит в Болгарию из Византии)…
Сказки, намекающие на «обров»
На территории, которую в будущем заняло Болгарское царство, с определенного времени появилась главная ставка Аварского каганата (это потом она будет перенесена в Трансильванию).
Речь об окрестностях сегодняшнего болгарского города Велики-Преслав (тогда крепость в Мёзии). В самом начале IX столетия войска хана Крума атаковали все хринги бывшей предгорной Мёзии, включив эту землю в свое царство, впервые обретающее могущество на мировой арене. Население Шумена (также как люди Валахии, Трансильвании и еще более северо-восточной Дулебии) намучилось от «обров» больше, чем кто-либо. Отсюда фольклор про волков-оборотней (на знамени авар Волк или Волчица).
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Пожертвовать автору на умные книжки!
Благодарю тебя добрый человек!