Найти тему

Ограниченная подвижность артикуляционных мыщц при дизартрии: что делать?

В этой статье мы рассмотрим наши действия при ограниченной подвижности артикуляционных мышц. Это за­висит от измененного мышечного тонуса, параличей паре­зов артикуляционной мускулатуры, а также от оральной апраксии. Определенную роль в недостаточной подвижнос­ти артикуляционных мышц могут также играть гиперкинезы и атаксия речевой мускулатуры.

СЛОВАРИК:

Атаксиярасстройство координации движений.

Гиперкине́зы — патологические, непроизвольные движения, внезапно возникающие в одной мышце или группе мышц по ошибочной команде головного мозга.

РЕЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ:

В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение.

Выраженные артикуляционные расстройства определяют важный принцип речевой терапии дизартрии — раз­витие речевых артикуляций. В процессе работы над артикуляцией так же, как и при работе над общей моторикой, важным принципом является фактор тактильно-проприоцептивного раздражения, развитие статико-динамического ощущения, четких артикуляционных кинестезии и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц.

1. ЛЕГКИЙ МАССАЖ

Работу проводят с максимальным подключением других анализато­ров (особенно зрительного и тактильного). Известно, что пос­ледний играет большую роль в кинестетическом восприятии поэтому перед началом работы над артикуляцией проводят легкий массаж артикуляционной мускулатуры, применяя лег­кие похлопывания по щекам, поглаживания, легкие пощипы­вающие движения по краю нижней челюсти. Проводят погла­живающие движения губ. Если при сосании, жевании отмечается отставание какой-либо стороны лицевой мускула­туры или в покое выражена явная лицевая асимметрия, мас­саж и гимнастику проводят с гиперкоррекцией этой стороны (т. е. на пораженной стороне большее число раз).

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  • Работу рекомендуется начинать с обучения ребенка про­глатыванию слюны. Для этого производят массаж жеватель­ных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движе­ния и закидывая голову ребенка назад, просят его проглотить слюну.
  • Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом.
  • Затем ребенка учат произвольному закры­ванию рта за счет пассивно-активных движений нижней че­люсти. Вначале эти упражнения проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней челюстью, под под­бородком, другая кладется на голову ребенка; путем легко­го надавливания и сближения рук челюсти ребенка смыка­ются. Там, где позволяют степень и характер двигательного поражения, эти же движения производят при помощи рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнастику по тренировке этих движений под счет и по команде, «открой рот, закрой».
  • Для развития достаточного произвольного напряжения мышц лица, круговой мышцы рта рекомендуется применение специальных салфеток, трубочек. Ребенок охватывает губку губами и старается помешать попыткам логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперед тру­бочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений («хоботок — оскал, хоботок — оскал» и т. д.). Эти упражнения нередко представляют очень большую труд­ность для ребенка с дизартрией и требуют предварительных тренировочных упражнений на опускание нижней губы при фиксированной верхней и др.
  • Особенно большая работа должна проводиться над мыш­цами языка.

Эту работу рекомендуют начинать с воспита­ния активного прикосновения концом языка к краю ниж­них зубов. Затем приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений языка, вначале в пассив­ном плане (вытягивание языка вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так, раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного сокраще­ния этих мышц; эти движения закрепляют на рефлектор­ных, а затем произвольных кашлевых движениях. После этого постепенно переходят к отработке более тонких и диф­ференцированных движений языка, вначале пассивных, а затем активных.

  • Проводя артикуляционную гимнастику, работая над го­лосом и дыханием, одновременно соответственно отрабаты­ваемым артикуляционным укладом, у ребенка вызывают первые звуки.
  • Работая над речевой мускулатурой, одновре­менно упражняют мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая ру­кой другой, хмурить брови и т. д. Уже с самого раннего воз­раста у ребенка стараются развить произвольность и дифференцированность мимических реакций и контроль за своей мимикой.
  • Работа над артикуляцией и мимикой всегда сочетается с работой по развитию моторики рук. У детей постепенно развивают опорную, хватательную, манипулятивную деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. При работе над ручной моторикой для воспитания четких пальцевых кинестезии также применяют тактиль­ную стимуляцию при помощи массажа. Если логопедичес­кие занятия проводят с ребенком в положении сидя, то его руки помещают на стол, ладонь и пальцы прижимают к сто­лу. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, склады­вать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, рас­крашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой.