Найти в Дзене
КиноРаритет

Жутко смешное кино: 5 комедий, в которых Борис Карлофф примерял на себя амплуа комика

Роман Мэри Шелли про Франкенштейна пережил десятки экранизаций. Но иконической останется самая первая, которую снял аж в 1931-м году Джэймс Уэйл. А англичанин с очень уж русским псевдонимом Борис Карлофф (на самом-то деле, звали его Уилльям Генри Пратт) так эффектно сыграл монстра Франкенштейна, что все последователи оглядываются на созданный им образ неуклюжего, с шаркающей походкой верзилу. Монстр Франкенштейна прилип к Карлоффу почти так же намертво, как Дракула — к Беле Лугошу. И так же, как Лугоши, за карьеру Карлофф переиграл массу злодеев, безумцев и чудовищ. Но и также, как Лугаши, он время от времени делал это… в комедиях, пародируя собственные роли в страшных фильмах. Причём, однажды они сделали это вместе, сыграв в комедии «Ты выяснишь». Но о ней я уже рассказывал. А сегодня напишу-ка я вам о других пяти «очень страшных комедиях», в которых Карлофф не пугал, а смешил зрителей. «Старый мрачный дом» / The Old Dark House (1932) В сильнейшую бурю, размывшую все дороги, в большом
Оглавление

Роман Мэри Шелли про Франкенштейна пережил десятки экранизаций. Но иконической останется самая первая, которую снял аж в 1931-м году Джэймс Уэйл. А англичанин с очень уж русским псевдонимом Борис Карлофф (на самом-то деле, звали его Уилльям Генри Пратт) так эффектно сыграл монстра Франкенштейна, что все последователи оглядываются на созданный им образ неуклюжего, с шаркающей походкой верзилу.

Борис Карлофф прославился ролью монстра Франкенштейна и до конца жизни в играл в ужастиках и триллерах. Но и комедии в его фильмографии имеются
Борис Карлофф прославился ролью монстра Франкенштейна и до конца жизни в играл в ужастиках и триллерах. Но и комедии в его фильмографии имеются

Монстр Франкенштейна прилип к Карлоффу почти так же намертво, как Дракула — к Беле Лугошу. И так же, как Лугоши, за карьеру Карлофф переиграл массу злодеев, безумцев и чудовищ. Но и также, как Лугаши, он время от времени делал это… в комедиях, пародируя собственные роли в страшных фильмах. Причём, однажды они сделали это вместе, сыграв в комедии «Ты выяснишь». Но о ней я уже рассказывал. А сегодня напишу-ка я вам о других пяти «очень страшных комедиях», в которых Карлофф не пугал, а смешил зрителей.

«Старый мрачный дом» / The Old Dark House (1932)

В сильнейшую бурю, размывшую все дороги, в большом старом доме на отшибе собираются пять путников. Им только-то и нужно переждать непогоду, но обитатели дома встречают их неприветливо. Это пожилые брат с сестрой и их глухонемой слуга (в этой роли и снялся Борис Карлофф), которые выглядят странными чудаками и явно скрывают какие-то малоприятные семейные тайны. Ночка у их гостей выдаётся очень неспокойная. Фильм можно было бы принять за фильм ужасов, если бы не шутливые реплики и ироничная манера игры актёров.

В комедии «Старый мрачный дом» Борис Карлофф играет далеко не главную роль, но в титрах его имя стоит первым и крупнее остальных - настолько актёр был популярен после «Франкенштейна»
В комедии «Старый мрачный дом» Борис Карлофф играет далеко не главную роль, но в титрах его имя стоит первым и крупнее остальных - настолько актёр был популярен после «Франкенштейна»

«Страшила до тебя доберётся» / The Boogie Man Will Get You (1942)

Борис Карлофф играет учёного, который выглядит очень добродушным, да и занимается, казалось бы, благим делом. Он хочет научить человека летать, без всяких самолётов, как летают птицы. Для этого он в подвале собственного дома проводит эксперименты над случайными гостями (коммивояжёрами, в основном). И всё бы ничего, но его прямоходящие «морские свинки» погибают одна за другой, а одержимый профессор вместо того, чтобы ужаснуться этому, поскорее ищет замену подопытному.

В комедийных фильмах Борис Карлофф часто снимался вместе с Питером Лорре, который тоже собаку съел на изображении злодеев
В комедийных фильмах Борис Карлофф часто снимался вместе с Питером Лорре, который тоже собаку съел на изображении злодеев

«Призрак в невидимом бикини» / The Ghost in the Invisible Bikini (1966)

В этой бестолковой, но симпатичной комедии, которая вписывается в серию «пляжных» фильмов (при том, что никакого пляжа нет), Борис Карлофф изображает призрака скончавшегося недавно богача. Бывшая подруга молодости — тоже призрак, но уже с 30-летним стажем, — сообщает ему, что если сделать доброе дело, то не только попадаешь в рай, но и юные года себе возвращаешь. И богач решает, что его благим поступком станет вмешательство в планы адвоката, который собирается облапошить наследников покойного и прикарманить себе всё наследство. Этот коварный тип настроен решительно и нанимает банду олухов, чтобы те, если не устранили наследников физически, то хотя бы напугали их как следует.

В «Призраке в невидимом бикини» у Бориса Карлоффа очень ленивая роль: его персонаж только и делает, что пялится в хрустальный шар, отпуская реплики о происходящем
В «Призраке в невидимом бикини» у Бориса Карлоффа очень ленивая роль: его персонаж только и делает, что пялится в хрустальный шар, отпуская реплики о происходящем

«Ворон» / The Raven (1963)

Очень вольная экранизация одноименного стихотворения Эдгара Алана По, в которой ворон, кричащий «Nevermore» оказывается заколдованным человеком. Расколдовать себя ворон обращается к могущественному магу, который тоскует о двумя годами ранее почившей жене, той самой Эленор из стиха. А, превратившись обратно в человека, визитёр сообщает, что женщина не умерла — её держит подле себя могущественный волшебник. Вот его-то как раз и сыграл Борис Карлофф.

В причудливой экранизации стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон» Борис Карлофф изображает могущественного волшебника
В причудливой экранизации стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон» Борис Карлофф изображает могущественного волшебника

Надо добавить, что в этой симпатичной комедии Карлофф вновь работает вместе с Винсентом Прайсом и Питером Лорре, двумя другими звёздами старых фильмов ужасов и триллеров. К этой компании присоединяется совсем молоденький Джэк Николсон во второстепенной роли.

«Комедия ужасов» / Comedy of Terrors (1963)

Весьма годная эксцентрическая комедия Жака Турнье, который одинаково хорошо работал в самых разных жанров, но в историю кино вписал себя классическим (и элегантным) фильмом ужасов про оборотней «Люди-кошки». Здесь же он смешит публику историей про мерзопакостного владельца похоронной конторы (в его роли Винсент Прайс), который на пару со своим помощником (Питер Лорре) мухлюет с клиентами. Например, они продают дорогой гроб, а после похорон выбрасывают покойника из него в яму… чтобы продать гроб повторно. Когда же клиенты иссякают, они начинают сами создавать себе работу, прокрадываясь в дома к людям побогаче и умерщвляя их наименее подозрительными способами.

Из всех комедийных фильмов, где поучаствовал Борис Карлофф, «Комедия ужасов», пожалуй, самая удачная
Из всех комедийных фильмов, где поучаствовал Борис Карлофф, «Комедия ужасов», пожалуй, самая удачная

Борис Карлофф должен был сыграть одного из таких обречённых богатеев, но был уже на момент съёмок слишком стар, поэтому взялся за роль попроще. Он играет прежнего владельца похоронного бизнеса, подслеповатого и глуховатого старика, который отошёл от дел, выдав дочку замуж за персонажа Прайса.