В интернете нашла прекрасную подборку планов квартир из советских фильмов. И в ней была схема жилища Нади и Жени из "Иронии судьбы". Он расставил все мои сомнения на места. Дело в том, что при каждом просмотре этой комедии я обращала внимание на странную планировку квартир. Но думала, что мне показалось или я не разобралась. Ан нет: квартиры оказались действительно крайне нетипичными, хотя по сюжету выдаются за стандартные.
Вспомните вступление, в котором голос Александра Ширвиндта повествует о типовой застройке советских городов. Но в итоге мы получили почти что фантастические квартиры главных героев. Я в жизни не встречала такой планировки. Сейчас перечислю, что именно обращало мое внимание и что именно я причисляю к нетипичным для советских квартир элементам.
Для начала покажу вам ту самую планировку квартир Жени и Нади. Из фильма мы знаем даже ее примерные размеры, так как Лукашин произносит: "Полезная площадь 32 квадратных метра". Тут, думаю, Евгений ошибся с термином. Полезной площадью называют сумму площадей жилых и вспомогательных помещений, в том числе кухни, ванной, балконов, холла, кладовых и встроенных шкафов. 32 квадратных метров для всего этого "богатства" явно маловато. Наверное, Женя все же имел в виду только жилую площадь, учитывающую гостиную, спальню и кухню. Хотя то, что мы видим на экране все же мне кажется тоже более просторным, чем 32 "квадратов" (для сравнения: площадь однушки в "хрущевке" равно примерно 28-33 квадратных метра).
В гостиной мое внимание привлекло место, где у Нади стоял диван. Рядом с ним отчетлива видна ниша с дверцами - уверена, что это пара встроенных шкафов. Еще одна ниша заметна в коридоре. Встроенные шкафы - явно нетипичный элемент для новостроек 1970-х. Можно подумать, что их сделали сами хозяева квартиры, но я лично эту версию отметаю. Во-первых, хозяева только-только въехали, еще коробки не разобрали, а ниши уже имеются. Во-вторых, ниши я заметила и в квартире Жени
Гостиная проходная. Через нее нужно было пройти, чтобы попасть в спальню. Это типично для многих советских квартир. Но что для меня в диковинку - через зал можно было выйти в дополнительный боковой коридор и оттуда попасть сразу в кухонное помещение. На следующем кадре это хорошо видно.(Надя стоит в зале, но за ее спиной виднеется кухня).
Коридор в фильме показан большим и Г-образной формы, что тоже мне показалось не типичным. Сначала коридор имеет квадратную форму - в этой части помещения гости снимали верхнюю одежду и обувь. А в стороне от этого "квадрата" идет длинное и узкое ответвление, ведущее на кухню.
Неправильную форму коридора можно хорошо рассмотреть в моменте, когда мама Нади запирает Женю в гостиной. Сначала она запирает ту дверь, которая ведет из зала на кухню, а потом проходит по коридору в сторону входной двери и запирает вторую дверь из гостиной - ту, которая расположена напротив входной двери.
В итоге коридоры занимают внушительную часть квартиры - по площади они равны спальне.
В фильме нам показали и ванную комнату. Она совмещенная, что тоже мне показалась нетипичной для построек 1970-х. Не говорю, что их не делали такими, но все же в это время старались санузел в панельных новостройках делать раздельным.
Кухня мне показалась весьма обычной, кроме одной детали. На одной из стен виднеется прямоугольное окошко. Хозяевам "хрущевок" они хорошо знакомо - такие окошки делали на стене между кухней и ванной. Но в квартире из "Иронии" это окошко "подглядывало" в таинственную комнату, в которую герои так ни разу не заглянули. Это однозначно не ванная, где плескался Ипполит, так как туда герой проходил из коридора.
Дверь в эту загадочную комнату видна на одном из кадров. Предположу, что это гипотетическая кладовая. А может и вовсе вторая ванная комната, что было бы совсем уж нетипично для советской квартиры. Даже в престижных домах, которые строили для генералов и дипломатов, редко делали два санузла.
Предвижу возмущения некоторых читателей, что я вообще затронула тему нестандартности якобы типичной квартиры в фильме. Многих может возмутить то, что я не учитываю условность кинематографичного мира. А также тот факт, что снималось все не в реальной квартире, а в павильонах Мосфильма. Спешу успокоить - я оба этих факта понимаю. Просто я не считаю уместным смотреть фильмы с оглядкой на производственный процесс. Кино снято и все, это уже готовый мир со своей жизнью. И эту жизнь я люблю изучать в деталях, сравнивая с реальностью - проводя параллели или ища различия.
Но если все же задуматься о производстве фильма, то все равно вопрос о нетипичности планировки остается открытым. Да, я понимаю, что в павильоне все могли делать так, чтобы было удобно съемочной группе. Но все же сделать территорию максимально похожей на типичные, знакомые большинству людей квартиры мне кажется несложным. В конце концов, съемка других фильмов проблем с воспроизведением стандартных квартир, а то и проведения съемок в реальных жилых домах сложностей не вызывала. Вот несколько примеров.
Ради любопытства я решила посмотреть на планировку квартир из реальных домов, которые были взяты за образец в "Иронии". В фильме называют адреса, так что узнать тип постройки не составило труда. В качестве типовых были взяты панельные дома из серии П-65. Странный выбор, так как эта серия была экспериментальной и в массовое строительство не пошла – с 1970 по 1974 годы было возведено всего 3 таких 16-этажных дома. Но даже при своей экспериментальности планировка у квартир все же более привычная, чем то, что мы увидели в фильме.
Само собой, я в тексте написала много личного мнения и информации, которую мне удалось отыскать в интернете. Я не являюсь экспертом и поэтому возможно где-то допустила ошибки. Буду благодарна, если вы напишите в комментариях свое мнение.