Рад приветствовать всех читателей и постоянных подписчиков на моём канале "Заповедная магистраль". Поговорим мы сегодня о таком, казалось бы, простом и очевидном, но очень интересном вопросе, касающемся наличия воды в тендере паровоза.
А действительно, как определить фактическое количество воды в тендере, если он полностью не прозрачный и не имеет снаружи никаких смотровых окон или водомерных стёкол как на паровозном котле?
Первое что сразу же придёт любому человеку в голову — это залезть на самый верх тендера паровоза, чтобы визуально оценить объём оставшейся воды через горловины экипировочных люков, убрав предварительно фильтрующую сетку.
На тендере паровозе имеются по две-три вваренные горловины экипировочных люков с сетками и крышками, расположенные в задней части.
Этот способ безусловно рабочий, однако не всегда применим. Поскольку, при нахождении паровоза под контактной сетью на электрифицированных участках железных дорог, такой вариант полностью исключается, согласно установленным правилам техники безопасности. Запрещается проводить любые виды работ, связанные с подъёмом членов локомотивной бригады на крышу будки или тендер паровоза под контактным проводом.
К тому же зимой на палубе тендера паровоза всегда очень скользко, считай каток, свалиться можно запросто, особенно ночью. Лишний раз стараются туда не забираться без необходимости.
Да и визуальная оценка на глаз объёма оставшейся в тендере воды получится не совсем объективной. Трудно будет сказать сколько точно кубических метров воды в наличии, поскольку паровозный тендер — это целое водохранилище глубиной до 2 метров с объёмом запаса воды до 50 кубических метров на мощных паровозах. И как же тогда быть в таком случае?
Издавна количество воды в водяном баке тендера паровоза замеряется тремя водопробными краниками, расположенными справа по ходу движения паровоза.
Водопробные краники нужны не только для контроля уровня воды. По приезду в депо из водопробных краников всегда обязательно брали воду для анализа.
Приедут в основное депо — сейчас же кочегар берет весь внутри изъеденный техническими водами чайник, подставляет его под водопробный краник, с шипением нагоняет в него вместе с паром воду из котла и несет в деповскую лабораторию — берёт пробу воды. После каждой поездки это делали. Там ставит чайник в ящичек, на котором написан номер их паровоза, или выливает взятую воду в особую колбу. В лаборатории сделают анализ, установят, в каком состоянии котёл, и укажут, сколько антинакипина нужно добавлять (в разное время года — разная норма). Анализ сразу выявит, как бригада относится к паровозному котлу, продувают ли его, в каком состоянии находятся жаровые и дымогарные трубы и пароперегреватель. Слишком много антинакипина тоже добавлять нельзя, потому что он сильно разъедает котельное железо.
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог", глава 11 "Жизнь паровозников"
В тендерах паровозов серий последних выпусков (например серия Л) для удобства локомотивной бригады водяные баки оборудуются указателями поплавкового типа. Шкала указателей выведена в контрбудку (задняя часть паровозной будки, закреплённая на тендере).
На этом на сегодня всё. Всем спасибо! Ставьте лайки, если Вам понравилось и оставляйте комментарии.