Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Как паровозники определяют сколько воды осталось в тендере?

Рад приветствовать всех читателей и постоянных подписчиков на моём канале "Заповедная магистраль". Поговорим мы сегодня о таком, казалось бы, простом и очевидном, но очень интересном вопросе, касающемся наличия воды в тендере паровоза.

Повседневные трудовые будни паровозной бригады в наши дни, экипировка паровоза водой из гидроколонки. Станция Осташков ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев
Повседневные трудовые будни паровозной бригады в наши дни, экипировка паровоза водой из гидроколонки. Станция Осташков ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев

А действительно, как определить фактическое количество воды в тендере, если он полностью не прозрачный и не имеет снаружи никаких смотровых окон или водомерных стёкол как на паровозном котле?

В будке локомотивной бригады паровоза серии Л. Справа на котле мы видим указатель водомерного стекла. Их два: одно со стороны машиниста, второе — со стороны его помощника. Фото: Алексей Алексеев
В будке локомотивной бригады паровоза серии Л. Справа на котле мы видим указатель водомерного стекла. Их два: одно со стороны машиниста, второе — со стороны его помощника. Фото: Алексей Алексеев

Первое что сразу же придёт любому человеку в голову — это залезть на самый верх тендера паровоза, чтобы визуально оценить объём оставшейся воды через горловины экипировочных люков, убрав предварительно фильтрующую сетку.

Экипировочные горловины имеют продолговатую форму, что облегчает постановку паровоза под гидравлическую колонку при наборе воды. Тендер пассажирского паровоза серии Су. Фото: Алексей Алексеев
Экипировочные горловины имеют продолговатую форму, что облегчает постановку паровоза под гидравлическую колонку при наборе воды. Тендер пассажирского паровоза серии Су. Фото: Алексей Алексеев

На тендере паровозе имеются по две-три вваренные горловины экипировочных люков с сетками и крышками, расположенные в задней части.

-4

Этот способ безусловно рабочий, однако не всегда применим. Поскольку, при нахождении паровоза под контактной сетью на электрифицированных участках железных дорог, такой вариант полностью исключается, согласно установленным правилам техники безопасности. Запрещается проводить любые виды работ, связанные с подъёмом членов локомотивной бригады на крышу будки или тендер паровоза под контактным проводом.

-5

К тому же зимой на палубе тендера паровоза всегда очень скользко, считай каток, свалиться можно запросто, особенно ночью. Лишний раз стараются туда не забираться без необходимости.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Да и визуальная оценка на глаз объёма оставшейся в тендере воды получится не совсем объективной. Трудно будет сказать сколько точно кубических метров воды в наличии, поскольку паровозный тендер — это целое водохранилище глубиной до 2 метров с объёмом запаса воды до 50 кубических метров на мощных паровозах. И как же тогда быть в таком случае?

Трафарет на тендере мощного советского паровоза серии ФД
Трафарет на тендере мощного советского паровоза серии ФД
-8

Издавна количество воды в водяном баке тендера паровоза замеряется тремя водопробными краниками, расположенными справа по ходу движения паровоза.

Водопробные краники на тендере дореволюционного паровоза серии Од. Фото: Алексей Алексеев
Водопробные краники на тендере дореволюционного паровоза серии Од. Фото: Алексей Алексеев
Водопробные краники разделяют тендер на четыре равные части, позволяя контролировать примерное наличие воды: четверть или более, половина или более, три четвёртых или более. Тендер паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев
Водопробные краники разделяют тендер на четыре равные части, позволяя контролировать примерное наличие воды: четверть или более, половина или более, три четвёртых или более. Тендер паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев

Водопробные краники нужны не только для контроля уровня воды. По приезду в депо из водопробных краников всегда обязательно брали воду для анализа.

Приедут в основное депо — сейчас же кочегар берет весь внутри изъеденный техническими водами чайник, подставляет его под водопробный краник, с шипением нагоняет в него вместе с паром воду из котла и несет в деповскую лабораторию — берёт пробу воды. После каждой поездки это делали. Там ставит чайник в ящичек, на котором написан номер их паровоза, или выливает взятую воду в особую колбу. В лаборатории сделают анализ, установят, в каком состоянии котёл, и укажут, сколько антинакипина нужно добавлять (в разное время года — разная норма). Анализ сразу выявит, как бригада относится к паровозному котлу, продувают ли его, в каком состоянии находятся жаровые и дымогарные трубы и пароперегреватель. Слишком много антинакипина тоже добавлять нельзя, потому что он сильно разъедает котельное железо.
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог", глава 11 "Жизнь паровозников"
Водопробный краник на тендере паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев
Водопробный краник на тендере паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев

В тендерах паровозов серий последних выпусков (например серия Л) для удобства локомотивной бригады водяные баки оборудуются указателями поплавкового типа. Шкала указателей выведена в контрбудку (задняя часть паровозной будки, закреплённая на тендере).

Сентябрьская пастораль и паровоз серии Л на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Сентябрьская пастораль и паровоз серии Л на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

На этом на сегодня всё. Всем спасибо! Ставьте лайки, если Вам понравилось и оставляйте комментарии.