14 августа на тюменском аэродроме Плеханово прошло масштабное авиашоу "В гостях у "ЮТэйр", собравшее более 60 тысяч зрителей, которое приурочили к 55-ти летию авиакомпании. Пришедшие смогли побывать внутри многих летательных аппаратов. В лётной программе были совместные полёты ТВС-2МС и самолётов-амфибий СК-12 "Орион", сольные выступления Robinson R44 и Eurocopter AS-350, главная звезда мероприятия - Ми-26, а также спектр выполняемых задач, которые в обычной жизни очень трудно встретить, на вертолёте Ми-8. После завершения основной части праздника, в течение оставшегося дня желающие совершили экскурсию над Тюменью, как это сделал и я, но об этом позже.
Так как мне посчастливилось получить аккредитацию, то снимать я буду в отдельной зоне, а также смогу зайти на аэродром чуть раньше, чтобы показать статику в относительном безлюдье.
Общие виды.
На входе сразу встречает яркий Ан-74. В 2019 при помощи Ми-26 его переместили с аэропорта Рощино. Позже был восстановлен и перекрашен в жёлто-чёрно-красные цвета, которые наносятся на вертолёты авиакомпании "ЮТэйр - Вертолётные услуги". В настоящее время находится на хранении.
Ан-74 - RA-74009 - Utair Cargo - 1992
Отлетавший своё Ан-24. В 2021 году его перегнали из Сургута. Ранее работал в чисто белой ливрее, но под авиашоу освежили краску, добавив синие узоры и надпись "ТюменьАвиаТранс" - такое наименование носила авиакомпания "Utair" с 1991 по 2002 год.
Ан-24РВ - RA-46532 - Utair - 1975
Самолёты Ан-2 являются важной составляющей авиасообщения между посёлками и сёлами внутри тюменского региона. Этот борт находится на хранении, но аналогичные ему продолжают работу, особенно активно в районе Тобольска.
Ан-2ТП - RA-33496 - Utair - 1988
Чуть дальше, уже за забором стоит целый ряд таких Анов.
Без всякого сомнения можно утверждать, что наибольший интерес среди зрителей вызвал самый большой эксплуатируемый вертолёт в мире Ми-26. За всё то время пока я находился на мероприятии, к нему образовывались всё новые и новые очереди.
Когда весной прошлого года я заезжал под забор Плеханово, то вертолёт был в белой ливрее. Специально к авиашоу перекрасили и его.
Ми-26Т - RA-06009 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 1988
Robinson R44 — многоцелевой лёгкий коммерческий четырёхместный вертолёт производства фирмы «Robinson Helicopter». Может развивать максимальную скоростью 240 км/ч и преодолевать до 650 км без дозаправки.
Robinson R44 Raven II — модель 2002 года с инжекторным мотором Robinson ycomingI O540 AE1 A5, металлическим шасси, более широкими лопастями несущего винта, оборудованием для исполнения ночных полётов.
В авиакомпании 15 таких вертолётов.
Robinson R44 Raven II - RA-06311 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 2016
Eurocopter AS350 B2 / В3 — лёгкие однодвигательные вертолеты, отличающиеся превосходными лётно-техническими характеристиками, безопасностью полетов и низкими эксплуатационными расходами. Эти модели на протяжении длительного времени модернизируются и остаются популярными при решении разнообразных задач.
Модель AS350 В3, первый полет которой состоялся в 1997 году, имеет более мощный двигатель и цифровую систему управления двигателем (FADEC). Вертолет может подниматься с полной коммерческой загрузкой на высоту 7010 м и адаптирован для полетов в экстремальных условиях, в том числе в высокогорной местности и жарком климате, а также для перевозки грузов. Вместе с тем эта быстрая и комфортабельная машина идеально подходит для использования в корпоративных целях.
В мае 2005 года на AS350 B3 в стандартной конфигурации был поставлен мировой рекорд по максимальной высоте взлета и посадки — вертолет сел на вершину горы Эверест (8850 м).
В авиакомпании 17 таких вертолётов.
Eurocopter AS 350B3 Ecureuil - RA-07207 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 2012
Вертолет Ecureuil AS355 в сравнении с AS350 оборудован двумя двигателями, что позволяет ему продолжать горизонтальный полёт и набор высоты при отказе одного из них. Может летать со скоростью до 238 км/ч и преодолевать до 776 км без дозаправки.
В парке авиакомпании 7 таких вертолётов.
Eurocopter AS 355NP Ecureuil 2 - RA-04030 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 2008
Многим знакомый советский вертолёт Ми-2. Разработан ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц.
В настоящее время "ЮТэйр" этот вертолёт не эксплуатирует. Данный борт специально для выставки привели в хорошее состояние.
Ми-2 - RA-14399 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 1978
Многоцелевой вертолет Ми-8Т – вертолет среднего класса. Надежность, неприхотливость и удобство эксплуатации вертолета сделали его наиболее распространенным в мире. В базовой модификации транспортный вариант вертолета предназначен для перевозки пассажиров и грузов весом до 4 тонн. Вертолет может оснащаться лебёдкой на 150 кг. Для транспортировки негабаритных и крупногабаритных грузов вертолет оснащается системой внешней подвески весом до 3 т. Применению лебёдки и внешней подвески посвящены эпизоды в рамках лётной программы. Конструкция и оборудование воздушного судна позволяют эксплуатировать его при автономном базировании на необорудованных площадках.
В парке "ЮТэйр" 157 таких вертолётов.
Ми-8Т - RA-24197 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 1989
Семейство МТВ/АМТ является современной версией вертолёта Ми-8. На нём установлены более мощные двигатели ТВ3-117, благодаря которым выросли лётно-технические возможности, а также вспомогательная силовая установка.
В авиакомпании 109 единиц этого семейства.
Ми-8МТВ-1 - RA-25230 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 1989
"ЮТэйр" - одна из немногих авиакомпаний, у которой в парке имеются Ми-8 с рампой вместо грузовых створок. Такое решение наиболее распространено у военных.
Ми-8АМТ - RA-22478 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 2010
Ми-10 - советский транспортный вертолёт. Разработан в 1961—1964 годах, принят на вооружение в 1963 году. Серийно производился на Ростовском вертолётном заводе. Изначально создавался для нужд армии и в базовой версии имел "длинные ноги".
Со временем появилась гражданская версия Ми-10К "летающий кран". Новая модификация была разработана специально для строительно-монтажных работ. Первый полёт состоялся в июне 1965 года. В период 1975—1976 годов было выпущено 17 машин и 4 переоборудовано из базовых Ми-10. Конструкторы полностью отказались от гидрозахватов и внешней платформы, уменьшили высоту шасси, что снизило вес и лобовое сопротивление. Вместо не оправдавших себя телекамер для управления вертолётом при погрузке-разгрузке Ми-10К был оборудован второй, подвесной кабиной лётчика с круговым обзором и третьим комплектом рычагов управления.
В парке компании "UTair" по состоянию на середину 2009 года числилось восемь вертолётов типа Ми-10К. При этом эксплуатация семи из них была остановлена. Их поставили «к забору» в нелётном состоянии. Проведение восстановительного ремонта было признано нецелесообразным по комплексу причин, в основном экономического характера. Из восьми списочных вертолётов продолжал выполнять полёты только один. «Нашему единственному Ми-10 осталось 230 лётных часов назначенного ресурса, по истечении которого мы его списываем, — сообщил технический директор UTair Бекмуханбетов, — к сожалению, комплектующих деталей для вертолёта этой марки в наличии нет. Поэтому последний сохранившийся у нас вертолёт Ми-10 отлетает оставшийся ресурс и будет выведен из эксплуатации».
На вопрос о запчастях, дефицит которых ощущается особенно остро, Бекмуханбетов дал чёткий ответ: «Дело — в рулевом винте, который деревянный и замены ему нет. Рулевые винты для Ми-10 изготавливались из прессованной древесины в Санкт-Петербурге. Вот отлетает оставшийся вертолёт свой ресурс – и всё, встаёт «на прикол», поскольку закончится установленный ресурс рулевого винта, а заменить его нечем».
Ми-10К - RA-04123 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 1977
В 1957 году Ми-6 был самой большой винтокрылой машиной в мире. Его мощность превосходила все остальные существующие вертолёты и недаром значился в классификации НАТО как «Крюк», имея такие невероятные возможности по грузоподъёмности. Создание Ми-6 положило начало строительству в Советском Союзе вертолётов с турбовальными двигателями. Зарубежные вертолёты во время создания проекта Ми-6 имели взлётный вес не более 15 тонн, а этот воздушный гигант был построен с максимальным взлётным весом, превышающим 40 тонн.
Тяговооружение Ми-6 и удачная аэродинамическая компоновка впервые в истории вертолётостроения позволили использовать внешнюю подвеску для перевозки грузов. Скорость в 300 км/час, считавшаяся недоступной для вертолётов, Ми-6 преодолел самым первым в мире. Отечественному воздушному гиганту Ми-6 принадлежат 16 мировых достижений. Ми-6 принимал участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.
Эксплуатация Ми-6 в России завершилась в 2004 году.
Ми-6А - RA-21067 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 1980
Специально восстановленный к авиашоу "В гостях у ЮТэйр" уникальный вертолёт Ка-18. В России таких машин всего две: его собрат СССР-06137 стоит в Центральном музее ВВС в Монино.
⠀
Ка-18 – это четырехместная модификация вертолета Ка-15. Спроектировал аппарат в 1956 году авиаконструктор М.Б. Малиновский. Впервые Ка-18 подняли в воздух 13.10.1956. По сравнению с базовой моделью в винтокрыле удлинили хвостовую балку и фюзеляж, увеличили число хвостовых шайб и расширили кабину. Помимо летчика, в кабине вертолета оборудовано место для трех пассажиров. Можно также перевозить одного больного человека на носилках с сопутствующим медперсоналом.
В 1957 году начались государственные испытания вертолета Ка-18, которые успешно завершились в следующем году. Серийное производство этой модели наладили на авиазаводе в Ула-Удэ. За все существование производства выпущено около 200 экземпляров Ка-18.
Варианты применения :
⠀
• Пассажирско-грузовой вариант – для перевозок людей, грузов, почты и багажа внутри фюзеляжа. Оснащен отопительной системой.
• Патрульный вариант – для патрулирования территорий органами милиции и правопорядка.
• Санитарный вариант выполняет транспортировку пострадавших и больных людей. В состав конструкции входит отопительная система и кислородная установка.
Выставка силовых установок.
Авиашоу проводится с 2004 года каждые два года, однако 2020 стал исключением из-за коронавирусных ограничений.
Мероприятие с каждым разом бьёт новые рекорды по количеству пришедших. По сравнению с 2018 годом, число зрителей выросло в три раза. Отмечу многих моих коллег-авиафотографов, которые проявили большой интерес и приехали из разных городов страны.
Открывали показательные выступления авиамоделисты. Они продемонстрировали полёт масштабной радиоуправляемой модели самолёта, запуск миниатюрных ракет и воздушный бой.
Высадка парашютистов Тюменской Федерации парашютного спорта с самолёта Ан-2.
Среди них известный в авиационных кругах пилот-блогер самолёта ATR 72 Антон Артемьев.
В небо поднимаются самолёты-амфибии СК-12 "Орион" Тюменской Федерации авиации общего назначения.
Легкомоторный самолёт создан тюменским предприятием «Орион-Авиа» в 2002 году. Предназначен для выполнения внеаэродромных полетов в районах с развитой гидрографией озерно-речного типа.
Способен совершать полеты с грунтовых и бетонных ВПП, водных и заснеженных поверхностей. Может использоваться для проведения аэровизуальных, поисково-спасательных работ, перевозки людей и грузов, обучения пилотов.
На сайте производителя сказано, что стоимость самолёта начинается от 20 млн рублей, а срок изготовления составит 6 месяцев.
Воздушное судно способно развивать скорость до 220 км/ч и летать до 1300 км. Потребляет бензин Аи-95.
Через некоторое время в качестве ведущего борта к ним присоединился Ан-2МС.
МС является модернизированной версией самолёта Ан-2, разработка которой началась в 2010 году. Суть доработок заключалась в замене поршневого АШ-62ИР на более экономичный турбовинтовой двигатель американской фирмы Honeywell ТРЕ-331-12, а также бортового оборудования. В результате чего это привело к снижению расхода топлива, уровня шума и вибрации. За исключением носовой части, конструкция фюзеляжа с 1947 года осталась без изменений.
Участник авиашоу изначально строился как обычный Ан-2, в 2014 года был переоборудован в модификацию МС, а также обзавёлся поплавковым шасси, что позволяет ему совершать посадку на воду.
На переднем плане: Ан-2МС - RA-68133 (Василич) - Частный - 1982
На заднем плане: СК-12 Орион - RA-0406G - Частный - 2014
СК-12М Орион - RA-2776G - Частный - 2017
Ми-8МТВ-1 с парашютистами на борту.
Ми-8МТВ-1 - RA-27065 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 1992
Высадка производилась с дымом и флагами.
Ми-8АМТ прибыл для демонстрации программы "Эвакуация".
Спасатели поднимаются на борт через рампу.
Имитируется ситуация эвакуации тяжело пострадавшего на носилках.
Функционал бортовой лебёдки. По сравнению с Ми-8Т, у АМТ/МТВ её грузоподъёмность выросла в 2 раза - до 300 кг.
Ми-8АМТ - RA-22478 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 2010
Одиночное выступление Robinson R44.
Robinson R44 Raven II - RA-06306 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 2016
А также от Eurocopter AS 350B3.
Eurocopter AS 350B3e - RA-07208 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 2011
В это время идёт подготовка к показу следующего эпизода программы...
Ан-2, из которого выполняли прыжок парашютисты.
Ан-2Т - RF-00721 - ДОСААФ - 1975
Программа "Пожаротушение".
Водосливное устройство ВСУ-5 ёмкостью 5000 литров предназначено для транспортировки на внешней подвеске вертолетов Ми-8 и её слива в различные очаги пожаров или в накопительные ёмкости на земле.
Заполнение ВСУ водой осуществляется путем окунания его в естественные (искусственные) водоемы глубиной 1-3 м. Время заполнения 10-17 сек., расход слива 900 л/с.
Высадка пожарного десанта.
Ми-8Т - RA-24125 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 1988
"Груз на подвеске".
Порулил хедлайнер праздника.
Ми-26 - советский и российский тяжёлый многоцелевой транспортный вертолёт. Крупнейший в мире серийно выпускаемый транспортный вертолёт. Производится на заводе «Роствертол» в Ростове-на-Дону.
Совершил первый полёт в 1977 году, серийно производиться начал - в 1980. Гражданская версия в 1983 и 1985 годах соответственно.
Многоцелевой тяжелый транспортный вертолет Ми-26 – вертолёт третьего поколения, продолжающий линию развития тяжёлых транспортных вертолетов, предназначенный для транспортировки самоходной и несамоходной техники и крупногабаритных грузов внутри кабины и на внешней подвеске общей массой до 20 т.
Ми-26 обладает высокой весовой отдачей и по грузоподъёмности не имеет аналогов в мире. Вертолёт выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Герметичные кабины экипажа и сопровождающих груз оборудованы системой кондиционирования.
Габариты грузовой кабины, находящейся в центральной части фюзеляжа, позволяют перевозить различные виды техники и крупногабаритных грузов. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ грузовая кабина оборудована грузоподъёмными устройствами с тельферами грузоподъемностью до 5 тонн, двумя грузовыми лебедками.
Вертолёт оснащён бортовой телевизионной установкой с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством, которые облегчают контроль загрузки техники и поведения груза на внешней подвеске во время полета. Для загрузки крупногабаритных грузов предусмотрена система изменения клиренса.
Конструкция и оборудование вертолёта позволяют эксплуатировать его при автономном базировании на необорудованных площадках. «ЮТэйр-Вертолетные услуги» является ведущим авиапредприятием, на базе которого осуществляется освоение вертолета Ми-26 гражданской авиацией России.
Пилотами компании на вертолетах Ми-26 установлен ряд мировых рекордов, причем многие из них до сих пор не побиты.
На вертолёте установлены два турбовальных двигателя Д-136 разработки Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс». Каждый из них развивает мощность до 10000 л.с.
Ми-26 способен развивать скорость до 270 км/ч, летать с основными баками без дозаправки до 800 км и подниматься на высоту до 4600 м.
В парке "Ютэйр - Вертолётные услуги" 6 таких вертолётов.
Привезли всё с собой: и водило, и буксировщик.
Экипаж Ми-26 состоит из 5 человек: командира, второго пилота, штурмана, бортинженера, бортоператора. Предусмотрены места для 4-х человек, сопровождающих груз.
Ми-26Т - RA-06037 - "ЮТэйр - Вертолётные услуги" - 1990
Под конец мероприятия с Еврокоптера производилась фотосъёмка аэродрома.
Журналисты первыми отправились в экскурсионный полёт над Тюменью.
Желающие смогли отправиться в экскурсионный полёт над Тюменью на вертолёте Ми-8МТВ продолжительностью 15 минут. Стоимость билета составила 1990 рублей.
Этот вертолёт с бортовым номером RA-27065 принимал участие в эпизодах программы "Высадка парашютного десанта" и "Груз на подвеске".
На этом всё, благодарю за внимание! Пожалуйста, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь мнением в комментариях! :)