Увидев новый материал Сергея Беляева, постоянные читатели моего канала наверняка решат, что австралийская сага закончена. Нет, братья и сестры, это не так. Нас ожидает еще много приключений на музыкальных просторах Зеленого континента в компании Кенгуру, Коалы и Утконоса, раскатывающих по пыльным дорогам Австралии и изумрудным холмам Новой Зеландии на комфортабельном Шевроле.
Но сегодня у нас другая тема. Не скрою, заказная. И признаюсь также, что заказчик – ваш покорный слуга. Смог бы я сам написать о различии черного и белого блюза? Наверное, да, смог бы. Но все же я обратился к Сергею Беляеву, поскольку понимаю, что Эсквайр сделает это намного масштабнее, а главное, профессиональнее. Поэтому ему слово.
Добрый день, друзья!
"Джаз - музыка толстых. Блюз - музыка бедных". Подобные высказывания более политизированы, нежели корректны в историко-музыковедческом плане. Правильнее было бы написать: "И джаз, и блюз, и фанк, и соул, и диско - МУЗЫКА ЧЁРНЫХ".
Но, сколь бы это утверждение ни было корректным для этапов рождения и становления на ноги этих музыкальных ПЛАСТОВ, мы с вами знаем наверняка: есть БЕЛЫЕ джаз, блюз... и далее по списку.
И мы их слушаем и любим. Но как афро-американские традиции стали приемлемы для остальных?
Попробуем разобраться...
Мы тоже вешаем ЧЕРНО-БЕЛУЮ табличку "УШЛИ НА РЫБАЛКУ!"
И идем вылавливать ПЕРВЫЕ образцы БЕЛОГО блюза...
Жизни черных и белых людей на Юге - в Дельте и вокруг нее - всегда были тесно переплетены между собой.
В городах, поселках и даже на плантациях белые часто работали недалеко, а то и почти совместно, от афро-американцев. Ролевые функции, как бы то ни было, могли быть прямо противоположными: днем раб работал "на хлопке", и его "контролировал" старший надсмотрщик (простыми "соглядатаями" работали и некоторые "цветные"). Вечером, около церкви или в кабаке, музыку рабов (бывших рабов) мог, при желании, услышать любой желающий. На Севере интеграция осуществлялась и по более простым сценариям.
Шел ВЗАИМОобмен музыкальными формами: ритмы белого европейского фолка и хиллбилли неслись в массы, игнорируя расовые принципы.
С появлением грамзаписи началась фиксация на носителях и блюзов, госпел, спиричуэлз, и песен белых сонгстеров, так наз. "coon"-песен, баллад, танцевальных наигрышей из белых кварталов.
Аранжировки, естественно, были более харАктерными у "черной" музыки: слишком велик был социальный прессинг.
К концу '20-х многие белые исполнители из среды зарождавшегося хиллбилли и кантри уже частенько прибегали к использованию блюзовых форм.
Среди них были братья, Остин и Ли АЛЛЕН (мы их только что слышали), в чьей "Reckless Night Blues" (1930, "Victor"), в частности, звучат спокойная гитара и банджо как инструмент, задающий РИТМ, а также неистовая блюзовая гармоника.
За три года до этого, в 1927-м, на "Коламбиа" их "Chattanooga Blues" был издан в расовой серии (мы говорили о так наз. "race records" на канале "Виктор Никитин" в цикле о БЛЮЗЕ).
По мнению братьев, это было ОСКОРБЛЕНИЕ: они безуспешно попытались подать иск на лейбл на сумму в $250,000, огромные деньги в те годы! В иске суд им отказал: Фемида не хотела межрасовых возмущений...
Неудивительно, что и "Маму из Чаттануги" постигла та же участь: "мамами" афро-американцы Юга и сегодня называют своих дам сердца.
Это были не единственные такие случаи.
Работы "Buster & Jack" (под таким псевдонимом некоторое время выступали "Oklahoma Ridge Runners" Джека КОУЛИ) появились в расовой серии компании "Victor".
Их "Cross Tie Blues" 1930-го года был выдержан в традиционной форме. Тем не менее, это была относительно стандартная музыка белых, исполненная белой же скрипичной группой...
В ту пору многие стринг-бэнды играли на скрипке пиццикато. Так что, не удивляемся нестандартному звучанию их фиддлов...
Большее понимание черного блюза чувствовалось в игре белого Фрэнка ХАТЧИСОНА из Вирджинии. Его "Сannonball Blues" (1929, лейбл "Okeh") по ФОРМЕ и ТЕХНИКЕ был уже НАСТОЯЩИМ блюзом…
Основное влияние на белый блюз, его формирование и развитие, оказал великий "Слепой" Лэмон ДЖЕФФЕРСОН.
Отдельные записи белых исполнителей, например, "Match Box Blues" Ларри ХЕНСЛИ (1934, "Vocalion") казались открытым подражанием МАСТЕРУ...
Деннис, как вы поняли, - сын Ларри...
А вот САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ вещь Джефферсона - "Проследи, Чтоб Моя Могила Содержалась в Чистоте". Речь о чистоте ДУХОВНОЙ, как вы понимаете, прежде всего.
Блюзы и около-блюзовые вещи записывали и другие белые, часто скрипичные, коллективы ("Leake County Revelers", "Carolina Tar Heels"), а также кантри-дуэты (Darby & Tarlton, Narmour & Suith)...
Ранние "белые" блюзы не привлекли к себе особого внимания.
Однако, сохранились свидетельства об "отдельном белом жанре".
Для него были характерны устойчивый ритм, с отчетливо ШЕРОХОВАТЫМ акцентом - то, что нельзя было спутать с аналогичными чертами "черной" музыки - и бесстрастная повествовательная МАНЕРА исполнения.
Блюз у белых редко использовался как средство выражения чувств, а чаще как свободная форма с описательными ТЕКСТАМИ. (Традиционные тексты встречались довольно часто, и некоторые из них, возможно, принадлежали белым исполнителям.)
Блюзы часто намекали на что-то НЕПРИСТОЙНОЕ, иногда исполнялись с ЛУКАВОЙ самоуверенностью.
Например, в "Farm Girl Blues", "Gardina Tar Heels" и во многих других записях Клиффорда КАРЛАЙЛА...
О великих Джимми РОДЖЕРСЕ, Джимми ДЭЙВИСЕ, губернаторе Луизианы (!) и прочих деятелях БЕЛОГО блюза - в следующей СЕРИИ, друзья!!!
(С) 2022
От ПроРока: ну что, братцы и сестрички, все согласны с тем, что упомянутые мною в начале статьи масштабность и профессионализм автора, как всегда, на максимуме? Да, это действительно так. А значит, ждем продолжение!
С ПроРокской и читательской благодарностью Эсквайру.
Следующие материалы серии читайте в подборке: