Открываю вторую часть истории про англо-французский проект первого сверхзвукового пассажирского самолёта. В прошлый раз мы остановились на том, что первые прототипы выкатили на показ широкой публике. В этот раз поговорим о первом полёте.
Прошло всего шесть месяцев, как Британия и Франция выкатили свои прототипы одного и того же самолёта - Concorde. В это время Concorde 001 (французский) готовился к своему первому полёту. Случилось это 2 марта 1969 года, хотя его планировали провести раньше, но из-за плохой погоды отложили на несколько дней.
Второй в истории сверхзвуковой самолёт (первый Ту-144) в полёте сопровождали самолёты Meteor NF.Mk 11 и MS.760 Paris, которые вели видеосъёмку. Конкорд набрал высоту 1400 метров и разогнался до скорости 380 км\ч. Шасси оставались в выпущенном положении, а носовая часть самолёта находилась в посадочном положении. Через 5 недель в небо поднялся второй (английский) прототип Concorde 002, который сопровождали самолёты Canberra и Liqhtning.
В время полёта английского прототипа отказал радиовысотомер. Несмотря на довольно серьёзное проишествие, пилотировавший самолёт Брайан Трабшоу, сумел штатно посадить авиалайнер. В дальнейшем самолёт хранился на базе Королеских ВВС, в Фэйфорде, где ему предстояло продолжить испытания.
Как мы уже говорили, в разработке первого европейского СПС (сверхзвукового пассажирского самолёта) участвовало много европейских компаний, поэтому между Францией и Великобританией постоянно курсировал Breguet Br.763 Deux Ponts, который возил менеджеров и небольшие запасные части. Для перевозки крупных грузов использовался самолёт Super Guppy, который в дальнейшем заложил идею транспортировки крупных грузов самолётами, в компании Airbus.
Для публики первые прототипы стали демонстрироваться 7 и 8 июня 1969 года на Парижском авиасалоне. Concorde 001 стоял, как экспозиция, а британский Concorde 002 каждый день прилетал из Фейфорда для демонстрационных полётов. 1 октября 1969 года прототип 001 впервые преодолел скорость звука и разогнался до скорости 1,05М, на высоте 10973 метра. Британский самолёт вышел на сверхзвуковую скорость 25 марта 1970 года. Скорость в М=2 самолёты преодолели 4 и 12 ноября 1970 года, соответственно.
Теперь дело оставалось за малым. Требовалось создать несколько предсерийных машин, которые будут максимально приближены к серийным. Первый такой самолёт (01) появился в Великобритании, который выполнил свой первый полёт 17 декабря 1971 года. Французский Конкорд (02) полетел только 10 января 1973 года, после этого на первой машине начался монтаж серийных двигателей.
Краткие характеристики англо-французского СПС Concorde.
Использовалась отклоняемая передняя носовая часть, которая имела вытянутые авиационные стёкла Triplex Они позволяли расширить обзор пилотам. В режиме взлёта-посадки нос опускался на 17,5 градусов, в режиме крейсерского полёта поднимался, уменьшая лобовое сопротивление. Во время испытаний значение 17,5 признали слишком опасным, поэтому на серийных самолётах это значение уменьшили до 12,5 градусов.
Крыло самолёта на прототипах и на серийных машинах имело оживальную форму. Единственное отличие: на предсерийных самолётах использовалась аэродинамическая крутка передней кромки крыла.
Шасси самолёта трёхстоечное, с управляемой носовой стойкой. Основные стойки четырёхколёсные, убираются внутрь фюзеляжа. Передняя стойка складывается вперед против движения самолёта. Основные колёса основных стоек шасси оснащались дисковыми тормозами "Dunlop" и антискользящей системой SNECMA SPAD.
Салон самолёта рассчитан на перевозку 144 человек. Во время полётных испытаний на борт самолёта монтировали балласты и использовали испытательное оборудование весом 10 тонн.
В качестве силовой установки использовались двигатели Rolls-Royse Olympus 536. На первых предсерийных самолётах эти двигатели обладали повышенным дымообразованием при взлёте, поэтому на серийных машинах стали устанавливать двухконтурные турбореактивные двигатели с доработанной камерой сгорания, что позволило не только уменьшить дымность, но и уменьшить шумность. Все двигатели оснащались реверсом тяги.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.