Юрий Павловец
http://naukaverakuljtura.com/концепция-становления-белорусской-г/
В белорусской исторической науке с момента обретения республикой независимости долгое время сохранялось принятое еще в советской историографии восприятие прошлого. Попытки националистов в начале и середине 1990-х годов изменить основные концепции формирования национального самосознания белорусов через ревизию исторических событий в конечном счете потерпели неудачу. Вместе с тем, на протяжении продолжительного периода в Белоруссии не наблюдалось особого интереса к истории Средневековья, так как основу идеологии белорусского государства составлял советский период и события Великой Отечественной войны. Объяснение этому было вполне логичным – только в 1919 году Белоруссия впервые получила свое государство, преемником которого и является сегодняшняя Республика Беларусь.
События последнего десятилетия стали переломным моментом не только во внутриполитической, но и идеологической жизни Белоруссии. Перед идеологами и историками республики фактически был поставлен государственный заказ – усилить работу по обоснованию уникальности белорусского этноса, но при сохранении тезиса о единстве трех восточнославянских ветвей. Это послужило толчком для проведения в стране множества научных конференций и появления различных исследований. Определенной выжимкой тенденции последних лет стало пятитомное издание Национальной академии Белоруссии «История белорусской государственности», вышедшее в 2018-2020 годах. В нем, начиная с древнейших времен и до настоящего времени, описывается история современной территории Белоруссии. Согласно авторам издания, «идеология белорусской государственности базируется на понимании исторического происхождения белорусского этноса, незыблемости права белорусского народа на осуществление собственной национальной государственности». В исследовании также отмечается, что «наши предки участвовали в создании Полоцкой земли, Туровского княжества и других земель и княжеств, входивших в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи и Советского Союза» [4].
Подобные трактовки истории нашли понимания не у всех исследователей, так как еще совсем недавно средневековые Полоцкое и Туровское княжества не было принято считать первой формой государственности Белоруссии. В частности, в укор авторам пятитомника, а с ним и значительному числу идеологов республики, ставится тот факт, что в учебниках и официальном историческом дискурсе исчезает упоминание о древнерусской народности и едином древнерусском государстве. Отмечается, что «вместо представления о государственном и этническом единстве восточных славян насаждается мысль о племенной обособленности кривичей, дреговичей и радимичей, а также об особом государстве – Полоцком княжестве (земле)» [10]. При этом в противовес подобному взгляду ставятся исследования, которые продолжают советскую историческую школу, где центральной темой являлось единство Древней Руси. Например, учебное пособие «История Беларуси» для высших учебных заведений, написанное коллективом авторов под редакцией Евгения Новика [7].
В частности, бытовавшее в Белоруссии многие десятилетия представление о том, чем из себя являлось Полоцкое княжество, представляет собой набор тезисов и научных теорий, основанных на имеющихся у ученых археологических и письменных источниках. При этом главный упор делается на существование единого средневекового государства Киевской (или в некоторых случаях, Древней) Руси. При этом подчеркивалось, что Полоцкая земля, в сущности, не представляла собой особое государство, а являлось «одним из состояний государственности, присущей древней Руси». В качестве доказательства приводится тот факт, что верховная власть в Полоцке принадлежала княжеской фамилии, являвшейся одной из линий Рюриковичей, а не так, как отмечено в «Истории белорусской государственности» – династии «Рогволодовичей-Изяславичей» (Рогволод – первый известный по имени полоцкий князь, Изяслав – сын княжны Рогнеды и киевского князя Владимира Святославича). В качестве доказательства несостоятельности подобного исторического подхода его критики указывают, что династия полоцких князей обозначается как «Рогволодовы внуки» только в Никоновской летописи XVI в., а летописцы ни о какой никакой «династии Рогволодовичей» не знали, так как в их понимании в Полоцке княжила династия Рюриковичей, происходящая от Владимира [10].
Кроме того, критики не согласны и с обозначенной политической обособленностью Полоцкого княжества от Древней Руси и его относительной независимостью от Киева. В качестве примера приводятся различные летописные доказательства, начиная от совместных походов на литовские племена, и заканчивая фактами уплаты Полоцком дани киевскому князю, как это делал Изяслав в конце Х века. Так же указывается на то, что и в церковном отношении Полоцкая земля была епархией Киевской митрополии.
Подобные научные споры относительно Полоцкого, Туровского и иных княжеств на территории Восточной Европы ведутся уже давно. В их основе лежит борьба теорий по вопросу о существовании Киевской (Древней) Руси как некого государственного образования, значит, и истоков государственности трех ветвей восточноевропейских славян: белорусов, русских и украинцев. Однако в прошлые годы у официальной белорусской исторической науки было мало инструментов для того, чтобы склонить оппонентов в свою пользу. Сегодня же ситуация изменилась, что связано с рядом археологических находок последних лет, которые, как считают официальные историки и идеологи республики, позволяют закрыть некоторые белые пятна в белорусской истории.
В частности, в 2019 году при раскопках в речном порту в Бобруйске был найден средневековый шлем типа «Черная могила» (ранее лучшим по сохранности был шлем, найденный в «Черной могиле» в Чернигове, от которого впоследствии и пошла традиция назвать подобные головные уборы) [6]. Вокруг находки сразу же возникло множество теорий, которые в последствии были сведены к единой – шлем княжеский, что является уникальной ситуацией для Белоруссии. По словам историка и депутата белорусского парламента Игоря Марзалюка, данный артефакт, скорее всего принадлежит полоцкому князю Изяславу (989 –1001 гг). Подтверждает он свою теорию тем, что такие головные уборы, как правило, были у тех, кто руководил дружиной, в том числе князей, а более статусного, чем Изяслав на тот период в белорусских землях не известно.
«Это круче, чем шапка Мономаха. Ведь шапка Мономаха, которая хранится в России, это шапка хана-узбека, подаренная одному из московских князей. Это XV век. А у нас конец X-начало XI.”, – подчеркивает Марзалюк [5].
Кроме того, белорусский историк опирается и на иные находки, сделанные в Бобруйске. Речь, в частности, идет о боевом топоре X века, наконечнике копья [2], а также найденном в мае 2019 года неподалеку от того места, где был найден шлем мече эпохи высокого Средневековья. По информации белорусских исследователей, меч «датируется XI-XIII веками и относится к поствикингской эпохе», а на его рукоятке сохранились следы серебрения, что позволяет отнести его к оружию, принадлежавшему князю или дружиннику [3]. Таким образом, по мнению Марзалюка и его сторонников, в наличии уже целый комплекс вещей, которые вполне могут свидетельствовать о том, что речь идет о месте захоронения статусного воина. С учетом того, что «родоначальник династии полоцких князей Изяслав умер приблизительно в начале XI века, но информации о месте его погребения нет», у официальных белорусских историографов есть все основания считать, что находки могут принадлежать именно ему. И это дает дополнительный стимул для того, чтобы на идеологическом уровне заявлять о том, что «Белоруссия на сегодняшний день имеет самый древний символ государственности и власти», который «насчитывает 1000 лет» [5].
В 2022 году в Белоруссии была сделана еще одна знаковая находка не только для исторической науки, но и для формирования современной концепции белорусской государственности. В августе во время раскопок городища древнего Менска (недалеко от современной белорусской столицы) было найдено донышко глиняного сосуда с геральдическим знаком в виде трезубца – родового символа Рюриковичей [9]. В Белоруссии данный знак часто называют «трезубцем Изяслава», так как трезубец с навершием в виде креста стал родовым знаком полоцких князей, а в настоящее время его можно увидеть на гербе Заславля.
Уникальность нынешней находки заключается в том, что до настоящего времени была известна только печать с изображением такого знака, которая была найдена в 1954 году в Великом Новгороде. Находка середины прошлого столетия представляла собой печать, выдавленную на свинцовой полоске и прикрепленой к грамоте на кожаном ремешке. На ней была сделана надпись, которая считается одним из самых древних памятников письменности в восточноевропейском регионе: кириллическими буквами в греческом звучании было написано Изяслав и город Полоцк. Как отмечают белорусские историки, этот артефакт является одним из главных подтверждений тому, что Полоцк при Изяславе имел особый высокий статус.
Найденный глиняный осколок позволил белорусским исследователям заявить о том, что в стране найден «важнейший кирпичик, который четко закрывает пробелы в истории белорусской государственности». Как отметил заведующий отделом археологии средних веков и нового времени Института истории Национальной академии наук Белоруссии Андрей Войтехович, найденный знак можно считать самым ранним во всей Восточной Европе, и он «поможет нам уточнить историю зарождения нашей государственности» [1].
В сложившейся ситуации интересна реакция на белорусские находки и их интерпретации в соседних странах, в первую очередь, на Украине, где на протяжении многих лет отрицают саму возможность того, что Киев мог быть не единственным центром славянской государственности в период Средневековья. В ситуации с найденным в 2019 году шлемом украинские историки практически сразу отказались считать его княжеским. Показательным в данном случае является позиция преподавателя кафедры истории Центральной и Восточной Европы Киевского национального университета Артема Папакина. По его мнению, находка «действительно уникальная для Белоруссии», но ни о какой сенсации не может быть и речи.
«Вот так создаются мифы. Великолепной сохранности шлем типа «Черная могила», найденный в Березине у Бобруйска – единственная находка такого типа на территории Белоруссии – «ловким движением руки» превратилась в шлем Изяслава Владимировича и одновременно в символ белорусской государственности. Вместе озвучили неправильное количество шлемов этого типа (уже известно более 40 целых и фрагментов), неуместно сравнили с «шапкой Мономаха» и приписали изготовление изделия скандинавам», – заявил он.
По его словам, «ни о какой привязке к историческим фигурам речи быть не может», так как «эти шлемы вместе с арабским серебром и другими вещами восточного происхождения распространялись в Х веке во многих регионах военно-торговой активности восточных викингов: в Новгороде, Среднем Поднепровье, Пруссии и Великой Польше». В этой связи он считает, что шлем, найденный в Бобруйске, следует рассматривать в контексте таких находок, как Брилевский клад (найден в Борисовском районе и относится к IX веку), а «место его находки указывает не на центр княжеской власти, а на торговый и военный путь по Днепру до Балтики» [8]. Еще более скептическое отношение на Украине возникает в связи с находкой глиняного осколка с трезубцем, аналог которого является элементом украинского государственного герба. Современная украинская идеология не может допустить того, чтобы Белоруссия могла претендовать на самую «древнюю» государственность в Восточной Европе, которую в Киеве приписывают себе.
Таким образом, в настоящее время в Белоруссии проводится планомерная работа по идеологическому обоснованию становления белорусской государственности, начиная с периода Средневековья. Это находит свое отражение в постепенной трансформации подхода к истории современных белорусских земель, что выражается в переосмыслении роли первых известных здесь государственных образований. Несмотря на то, что подобные тенденции все еще вызывают скептическое отношение к ним, как среди местных историков, так и в странах ближнего зарубежья, нельзя сомневаться, что в нынешних условиях глобальной геополитической и идеологической трансформации в Белоруссии будет сформирована собственная научная концепция исторического прошлого.
Литература
- Белорусские археологи нашли личный родовой знак полоцкого князя Изяслава на фрагменте посуды // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/belorusskie-arheologi-nashli-lichnyj-rodovoj-znak-polotskogo-knjazja-izjaslava-na-fragmente-posudy-518776-2022
- Боевой топор и наконечник стрелы: вслед за шлемом в Бобруйске найдены очередные уникальные артефакты // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bobr.by/news/kaleidoscope/161800
- В Бобруйске нашли меч эпохи высокого Средневековья! // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bobrlen.gov.by/news/rayon_news/131247.html
- История белорусской государственности. В 5 т. Т. 1: Белорусская государственность: от истоков до конца XVIII в. / А. А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома: О. Н. Левко, В. Ф. Голубев ; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. — Минск : Беларуская навука, 2018. — 598 с.
- На берегу Березины обнаружили старинный шлем // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bobruisk.guru/na-beregu-bereziny
- Новик Е. К. История Беларуси. С древнейших времен до 2013 г. : учеб. пособие / Е. К. Новик, И. Л. Качалов, Н. Е. Новик ; под ред. Е. К. Новика. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск : Выш. шк., 2013. – 558 с.
- «Так создаются мифы»: историк о «шлеме Марзалюка» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sputnik.by/20190607/Tak-sozdayutsya-mify-istorik-o-shleme-Marzalyuka-1041483063.html https://sputnik.by/20190607/
- Фрагмент горшка с изображенным на нем княжеским трезубцем обнаружили археологи на месте Менского городища// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sb.by/articles/fragment-gorshka-s-izobrazhennym-na-nem-knyazheskim-trezubtsem-obnaruzhili-arkheologi-na-meste-mensk.html
- Хотеев А. Первое государство на территории Белоруссии // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fondsk.ru/news/2021/09/28/pervoe-gosudarstvo-na-territorii-belorussii-54570.html