Оценив риторику комментариев, сообщения в официальной прессе, освещение "обзорщиками-блогерами-военкорами". И, конечно, текущее положение дел. Я решил высказать своё мнение о происходящем и произошедшем. Как я вижу это. Без всяких "методичек" и "условностей".
Вводные тезисы.
- С приходом интернета мы получили доступ к неограниченной информации. Распространяемой молниеносно и без всяких фильтров. Но нас никто не научил фильтровать эту информацию. Напротив. Критическое восприятие атрофировалось. И тем сильнее, чем больший поток этой информации проносится мимо. Мы не учли, что книга, журнал, газета или сюжет на ТВ проходит многоуровневую подготовку и проверку. Это не означает, что содержание – чистая правда, но это точно не «рефлексии» одного человека.
Одно и тоже событие может трактоваться и передаваться в зависимости от убеждений конкретного человека или политики издания. Важным стал не сам факт события, а то как оно освещается. Это стало особенно важно и заметно в свете текущих событий.
Мы столько говорим об информационной войне, забывая, что сами являемся её неотъемлемой частью и даже (о ужас) инструментом.
- Следствием развития интернета стало и ещё одно явление. Глобальная "экспертность"! Вокруг вдруг появилось столько "эпидемиологов", "экономистов", "геополитиков", "аналитиков"... но самое главное "историков" и "военных стратегов"!
Пользуясь поисковиком, козырять цитатами и ссылками «умных людей». Тренд на «компетентность» и «осведомлённость» привёл не к стремлению изучать предмет, а лишь к созданию образа. То, насколько ты убедителен в этом, а не то какой у тебя реальный «бэкграунд за спиной» по выбранной теме! В этом не хитром деле ограничивает только фантазия.
Некоторые из таких "экспертов" неплохо преуспели, собрав вокруг себя большую аудиторию. Основанную не на компетенции и желании узнать правду. А на схожих взглядах (чаще всего политических).
- Эта надуманная «экспертность» вдруг стала толкать людей «требовать объяснений». И давать оценки, прогнозы, выявлять «виновных», выносить решения и даже исполнять их. К счастью, лишь на словах!
Закономерно: чем менее компетентен человек, тем более жёстко и громко звучит его критика и требования.
Все рассудительные люди, кажется, знают о работе спецслужб. Разведке и контрразведке. И планировании военных операций.
О том, как важно держать эти планы в секрете. Необходимости «пустить противника по ложному следу». Однако несмотря на это, современное общество требует максимальной открытости и посвящение во все тайны планирования операций и принятия решений.
Противника нельзя недооценивать!
Наша проблема (я имею в виду общества, тех, кто следит и обсуждает) в том, что мы воспринимаем противника по комичным образам публичной стороны.
Будь это наркоман Зеленский. Его сподвижники Или зашуганные солдаты попавшие в плен. Мы совершенно справедливо оцениваем военные возможности Украины. Где кроме упоротости и целеустремлённости (об этом я ещё скажу пару слов) в сущности ничего своего и нет.
И не будь беспрецедентной и всесторонней поддержки Запада, разумеется, Киев не продержался бы и 1–2 недель. Но поддержка есть и это нужно учитывать. Более того, наивно думать, что поддержка ограничивается лишь тем, о чём заявляют публично.
Мы видим совершенно невменяемые комментарии, победные реляции троллей и прочий бред, который идёт вразрез со здравым смыслом, фактической ситуацией и нашим представлением о происходящем. Способствует формированию такого ошибочного образа и наш Генштаб. В своих ежедневных сводках полностью исключая даже намёки на какой-то локальный успех противника. Заполняя эфир рассказами о дезертирстве и подавленном настроении в рядах ВСУ.
Это не является выдумкой, но далеко не вся картина происходящего. Состояние США - нашего основного противника, мы оцениваем по образу Байдена. Старый, в деменции, несёт пургу. Забывая о том, что это всего лишь ширма. И реальные решения принимают совсем другие люди.
Более того, именно такой президент в значительной степени развязывает им руки.
Мы купились на этот образ и привыкли к собственным победам. Порой, не столько на поле боя, сколько к медийному их освещению.
А меж тем, на той стороне не просто поставки вооружений, экипировки, помощь в координации, разведданные и тд. Но и непосредственное участие в процессе самых, что не есть, ключевых лиц. Словом, нам противостоит не западное вооружение. Оно может наносить болезненные удары, но всё же координация действий и управление — вот, что является главной проблемой и причиной локальных успехов.
Понимают ли всё это в Генштабе? Те, кто непосредственно принимают решения? Я, разумеется, не знаю наверняка. Но некоторые действия последних месяцев и даже в рамках этого "контрнаступления" дают основания полагать - ДА.
Однако это не исключает возможности возникновения ошибок и просчётов. В том числе и серьёзных. И к этому тоже необходимо быть готовыми.
Как им это удалось?
Вопрос который звучит особенно часто. Иногда его дополняют "проспали", "как допустили" и тд. Не редко эти коварные нарративы специально нагнетают наши "не братья" из ЦИПСО. Жонглируя распространением откровенных фейков и манипулируя фактами. На них легко ведутся те, кто находится в разбалансированном эмоциональном состоянии.
На это и расчёт! Серьёзные люди стоят за тем, чтобы вывести из морального равновесия каждого из нас!
Но вернёмся к вопросу. Страна с 40 миллионным населением объявила общую мобилизацию ещё весной. По оценкам группировка, которой осуществляли «Харьковское наступление» насчитывает до 30 000 штыков. В сущности, это небольшой футбольный стадион. Но при умелом управлении, минимальной подготовкой и с хорошей экипировкой — это серьёзная ударная группа на ограниченном участке. Добавим к этому сотни единиц бронетехники.
За 3–4 месяца собрать и подготовить вполне реально!
Почему не пресекли?
Начнём с того, что наши доблестные ВКС наносили удары по всей территории Украины каждый день. Почему не поражались те или иные цели? Будь это логистические и транспортные узлы... Я не знаю и не хочу гадать. Но в списке вариантов ответов "чёта не подумали" - будет где-то на последнем месте.
Один из американских аналитических центров озвучивал вероятные потери Украины на момент начала августа -до 190 000 человек убитыми. Представьте полный стадион Газпром Арена и умножьте это на два.
Словом, пресекали и ещё как. Но не забываем, что и на той стороне не дурачки. Они знают, что мы знаем.
Очевидно, что спланировать и собрать их в одном месте в общем не такое уж сложное дело. К примеру, осуществляя переброску среди мирного населения.
Почему не усилили фронт?
В то время, как на Украине шла мобилизация Россия справлялась тем, что было. Да, добровольцы привлекались. Кое-кого и кое-где вербовали. Но всё это крохи на фоне общей мобилизации в УГИЛ.
О том, что мы действуем очень ограниченной группировкой говорили с самого начала. О том, что вместо классического 1:3 штурмуем часто уступающим в численности составом - тоже. О том, что после отвода войск из-под Киева был взят курс на сохранение личного состава, думаю, тоже объяснять не надо. Как бы ни пыжились наши противники из ЦИПСО, в России нет примеров появления свежих кладбищ уходящих за горизонт. Которых с избытком во большинстве регионов на Украине.
О потерях сообщают, не называя общей цифры. Но в любом случае, это точно не какие-то фантастические масштабы. Какие рисуют наши соперники. В том числе на западе. Это одна из форм противостояния. Акцентировать внимание на понесённых потерях.
К вопросу. Имея ограничения и понимая, что разведка противника прекрасно знает о перемещениях техники по сути бессмысленно усиливать один участок. Противник ударит в другом месте.
Гораздо эффективнее в этом случае спровоцировать этот удар там, где удобно. И, если взглянуть на карту — это участок фронта именно такой. С одной стороны он позволяет противнику провести глубокий прорыв. С другой: есть естественная водная преграда. Есть возможность растянуть фронт. Территория России находится достаточно близко.
Оставили людей, обманули, нам теперь не поверят!
Это уже говорили весной, во время отвода войск из-под Киева. И это один из ключевых нарративов, которые распространяют ЦИПСО и подхватывают наши. Сознательно или бессознательно.
Есть политика. Есть наши желания, а есть реальность и военная целесообразность. В частности не допустить больших потерь. Окружение крупной группировки и гибель большого числа бойцов была бы куда более серьёзным психологическим ударом. Чем организованный отвод с занятых территорий. И в этом смысле Киеву не удалось осуществить первоначальную задумку.
Аргумент: «вы обещали не оставлять» – не состоятелен, пока не завершена СВО. Как вы себе представляете развитие событий, если бы заняв эти территории, администрация ВГА говорили: ребята ничего не ясно, может быть мы ещё уйдём?
Да они и сами этого не могли предположить. Налаживалась мирная жизнь. Людям помогали. Но хочу заметить, что именно на этом участке эта работа велась довольно вяло. Если сравнить её с Херсоном, Мелитополем, Энергодаром, Мариуполем и тд.
Означает ли это, что такой сценарий предполагался с самого начала? Я не знаю.
Когда тебе противостоит противник в 4–5, а по некоторым данным и в 7–8 раз превосходящий в численности? Варианта было два. Стоять и держать линию. Чтобы не нервировать блогеров-обзорщиков. В этом случае весь ударный кулак бил бы по этим населённым пунктам, не оставляя камня на камне. Им всё равно, для них все находящиеся там - враги.
Итог: разрушенный город, гибель мирных и потери наших. Возможно бы удержали. А может и нет... Но потери были бы несравнимые и боевой потенциал подорван.
Вместо этого выбирается другая тактика. Сдерживая наступающие силы - отвести основные соединения и дать возможность уйти мирным. Большинство так и сделали. Поэтому обвинения в том, что "всех бросили" - беспочвенны. Не только не бросили, но и прикрывали выход.
В итоге с нашей стороны минимальные потери. Выведенная техника. Города имеют минимальные разрушения. А противник понёс весьма ощутимые потери. Уйдя в глубь и растянув линию фронта на сони километров.
В чём наша проблема?
Текущая ситуация выявила две серьёзные проблемы. Одна из которых известна давно и она же фактически усиливает влияние второй.
Киев точно знает свою цель. И идеологически и самое главное - географически. Это: границы до 2014 года, максимальное военное, политическое и иное поражение России. В идеале капитуляция режима и распад государства.
Они этого не скрывают, говорят прямо и открыто. В этом их поддерживают кураторы. Это цель, которую они чётко видят и готовы платить жизнями тысяч, десятков тысяч и даже сотен тысяч своих людей. В сущности количество потраченных жизней вообще не имеет значения.
Что до нас? У нас такой цели нет. Каждый из нас видит задачу и её решение по-своему. Что стоит за этим: "противостоянием западу"? Каким должно быть будущее Украины? Максимум, что мы сейчас понимаем — это планы о вхождении в состав РФ Запорожской и Херсонской областей, с высокой долей вероятности ЛДНР.
Однако очевидно, что референдум и статус территорий не снимает проблемы. Кремль не раскрывает свои планы и видение ситуации. Вероятно потому, что «вводные» постоянно меняются.
Я, например, уверен в том, что на первой стадии была готовность закончить признанием Крыма частью РФ и ЛДНР в фактических границах. Но увы.
Заняв сейчас Харьков, Днепропетровск, Николаев, Одессу. Что приобретём мы себе? Решит ли это проблему или поднимет градус противостояния?
Можно занять эти территории и даже Киев. Столицу перенесут во Львов; усилят ДРГ. Им будет проще накапливать силы и терзать оборону по гораздо большей площади.
Конечная цельи статус всей территории Украины — вот вопрос, который необходимо обозначить. Тогда будут понятны и способы достижения этой цели. И те действия, которые проводит армия, не будут вызывать противоречий и споров.
Вторая наша проблема. О которой стоит задуматься – умение держать удар.
С минимальными потерями, но нанеся ощутимое поражение противнику, поставив его в неудобное положение, оставили лишь пару полуразрушенных районных центров. И сразу "поплыли".
Наши войска весной стояли под Киевом. А запад метался, не давая Зеленскому чёткого сигнала. Наши ракеты прилетали по киевской телебашне, да и всей территории Украины. Наш десант стоял в Гостомеле, а десантные корабли были в зоне видимости с берега Одессы.
Тем не менее, они (а я особенно много общался с украинцами тогда) были абсолютно убеждены в своей победе. В своей силе и возможностях. Хотя в тот момент никаких хаймарсов и прочего не было и в помине.
Что же я вижу? Как все эти «лидеры мнений» и «военные эксперты» вместо взвешенной оценки происходящего заныли и застонали. Тут же пошли разговоры о необходимости сменить командование и даже "говорящая голова генштаба" Конашенков оказался виноват во всех бедах!
Самим-то не стрёмно?
В завершении о том, чего добился Киев?
Стянув основные резервы и оголив тылы, ценой огромных потерь удалось занять определённую территорию. Впрочем, занести это в «военные победы» нельзя. Противник (мы) не был разбит и его потенциал сохранился. В отличии от потенциала наступающей стороны. Линия фронта растянута, а ударный кулак рассеян.
Общество в России крепко напряглось. Что с одной стороны мобилизует Генштаб к ответным действиям. Именно действия, а не какие-то объяснения «как же так вышло» нужны сейчас каждому из нас.
А самое главное. Большинство из тех, кто ещё вчера был настроен на какой-то компромиссный сценарий, сегодня призывают «не щадить противника»!
Что ж, похоже теперь мяч на нашей стороне. А близость противника к границам РФ в конечном счёте может сыграть нам на руку. Но об этом в следующий раз.
Жмите палец вверх, если нашли что-то интересное, новое или просто согласны с написанным! Пишите комменты, делитесь мыслями, избегайте троллей и провокаторов. Пусть киснут в тишине!
Дмитрий Матвеев || DM_812
#события #новости #мнение #репортаж #россия #украина #сво #харьковская область #запад #сми