Объясняя, как преуспеть в тренировке ума, Будда сравнил практикующих медитацию с молодыми людьми, смотрящими на свое отражение в зеркале. Завидев что-то грязное на своих лицах, они прилагают усилия, чтобы удалить это, а если их лица чисты, чувствуют радость.
Практикующим медитацию также необходимо регулярно проверять свой ум, потому что здоровые дхаммы вырастают благодаря самоанализу. «Часто ли я предаюсь тоске, или обычно свободен от нее? Чаще ли я отдаюсь недоброжелательности, или ее отсутствию? Часто ли меня одолевает вялость и сонливость, или я свободен от них? Часто ли я беспокоен, или обычно спокоен? Часто ли меня терзают сомнения, или я свободен от них? Часто ли я злюсь, или обычно не злюсь? Мой ум обычно осквернен или не осквернен? Мое тело чаще возбуждено или расслаблено? Часто ли я ленюсь, или обычно энергичен? Часто или нет мой ум входит в самадхи?»
Если практикующий медитацию обнаруживает, что в нем преобладают неблаготворные дхаммы, он должен приложить «интенсивный энтузиазм, усилие, рвение, энергию, настойчивость, внимательность и ясное понимание», чтобы отказаться от этих дхамм, как если бы его одежда или волосы загорелись. Но если благодаря самоанализу понимаешь, что «я чаще пребываю без тоски, без недоброжелательности, свободным от вялости и сонливости, спокойным, свободным от сомнений, гнева, c невозмутимым умом, с невозмутимым телом, энергичным и сосредоточенным», обрадовавшись, необходимо использовать эти благотворные дхаммы как основу для усилий по достижению освобождения.
Аджан Джаясаро
19.07.22