Альбом Made In Heaven для фанатов Queen был автоматически грустным и трагичным: фронтмена уже несколько лет не было в живых. Меркьюри скончался от СПИДа 24 ноября 1991-го. Оставшиеся музыканты занялись отшлифовкой сохранившихся демо-записей, в основном сделанных вокалистом перед смертью. Добавив новые инструменты, приведя их звучание в канву стилистики Queen, они издали альбом "Сделано на небесах". Его можно одновременно сравнить с Coda " Лед Зеппелин" и с синглами Beatles 1990-х, когда на демо-записи Леннона наложили инструменты и превратили в слушабельные песни.
Если не рассматривать пластинку как дань памяти вокалисту, это почти обычный альбом поздних Queen, где есть и типичный для них полистилизм, и эксперименты в записи, и мелодизм, который для такой грустной пластинки кажется неподдельно оптимистичным. Есть только одна композиция, которая приводит общий знаменатель альбома в совсем другую плошадь: это последний, как говорят, "скрытый" трек, у которого в общем-то нет и названия, но зато есть выдающаяся для группы длина.
Завершала альбом 22-минутная "телега", которая по звучанию была больше типична для эмбиент-исполнителей, как Стив Роуч или Banco De Gaia. Рок-группы были способны на разные эксперименты, порой настолько не соответствующие их изначальным возможностям и амплуа. Но даже такая разнообразная группа, как Queen, своей длинной эмбиент-композицией до сих пор вызывает споры и недоумение у слушателей и фанатов.
Что же такого в этой композиции? Она полностью состоит из синтезаторных звуков, исполненных на инструменте Ensoniq ASR-10. Пространственные "пэды" (так называют тембры, которые можно использовать для создания "атмосферного" звучания), пропущенные через стерео-эффекты, наложены друг на друга для достижения пространственного, почти медитативного состояния. Так как альбом называется "Сделано на небесах", то сразу же возникает некий ассоциативный ряд с чём-то возвышенным и небесным. Благо, используются " хоровые тембры", звучащие здесь словно голоса ангелов, что уже намекает на некоторую "киношность" и "театрализованность" композиции.
Вопреки частому мнению, сами музыканты Queen не были авторами идеи. Изначально этим занимался сессионный клавишник Дэвид Ричардс, помимо прочего занимавшийся микшированием и продакшном альбома. По сути, это не что иное, как эмбиент -ремикс на It's a Beautiful Day, завершающую официальную "песенную" часть пластинки. Track 13 начинается с тех же аккордов, что и предыдущая песня, только в данном случае они не предваряют собой какие-то песенные фрагменты, а стремятся к бесконечности.
Зациклив гармонию и сделав её основой композиции, Ричардс с оставшимися музыкантами стал накладывать другие звуки. Можно даже выделить разные фрагменты, которые плавные сменяют друг друга. То возникает синтезаторный звук, похожий на струнно-щипковые, то некие арпеджио, отдающие влияние Tangerine Dream (с которыми Брайан Мэй дружил и позже выступал), то в какой-то момент появляется тревожный вибрирующий синтезаторный бас, добавляющий напряжённое чувство в фактуру композиции.
В конце композиции звучит мистический смех Меркьюри, который пропущен через реверберацию и эхо, отчего звучит потусторонне, но вызывает щемящее чувство, будто мы слышим призрака.
Существует множество теорий, почему этот трек возник, есть ли какая-то логика в его длине и в какой-то сюжетной линии? 22.23- это длина композиции, но также некий символ, намекающий на то, что якобы группа просуществовала 22-23 года. Смена настроений от возвышенно романтичной до тревожной и пугающей показывает биографию группы: оптимистичные ранние годы, достижение успеха, творческое движение - затем осознание наступающей трагедии, смирение и достижение фатального конца. Звуки дождя и громка - это намёк на кончину фронтмена. Дальше- лишь уход в иной мир.
Сразу хочется вспомнить, что в виниловой версии альбома этой композиции не было. Мы могли слышать лишь намёк в виде нескольких секунд, упирающихся в окончание дорожек на второй стороне. Теоретически, это могло звучать бесконечно, в виде зацикленной мелодии. Лишь на переиздании, когда альбом стал "двойным", композицию уместили на четвёртую сторону, которую она заняла полностью.
Track 13 - парадокс в наследии Queen. Чаще всего он неизвестен большинству слушателей, а те, кто считает себя " продвинутыми ", всячески его игнорируют. Вероятно, это был лишь эксперимент. Но сегодня можно попытаться найти в нём какое-то очарование и скрытые смыслы. Заодно решить для себя: это шедевр или " проходная " композиция?
Друзья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии! Впереди много интересного!
#музыка #искусство #культура #песни #рок #queen #freddiemercury #фреддимеркьюри