Найти тему
alexunited

Школьная задача

Оглавление

Продолжаем серию публикаций о кружковском мышлении. Первые восемнадцать частей:
1.
Об осмысленности и автоматизме;
2.
Кружковская задача;
3.
Кружковская задача 2;
4.
Шахматематика;
5.
Кружковская задача 3;
6.
Уровни очевидности;
7.
Комплексный тест;
8.
Кружковская задача 4;
9.
Кружковская задача 5;
10.
Разрезания и замощения;
11.
Кружковская задача 6;
12.
Кружковская задача 7;
13.
Авторская задача;
14.
Кружковская задача 8;
15.
Задача про жизнь;
16.
Кружковская задача 9;
17.
Кружковская задача 10;
18.
Хитрые доминошки.

Сегодня посмотрим на обычную школьную задачу - взятую из ВПР для 5 класса.

Александр Сергеевич плохому не научит...
Александр Сергеевич плохому не научит...

Задача

В классе 15 мальчиков, что составляет пять девятых всех учащихся. Сколько девочек в этом классе?

Решение

Если 15 мальчиков составляют пять девятых всего класса, то всего в классе 15 : 5 х 9 = 27 учащихся. Если 15 из них - мальчики, то девочек 27 - 15 = 12.

Комментарий

Приведённое решение соответствует источнику задачи - оно доступно пятикласснику. В шестом классе мы бы поделили 15 на 5/9, что проще и многими взрослыми, давно окончившими школу, воспринимается как единственный способ нахождения целого по его части. Однако, как выяснилось, пятиклассник не умеет ни делить, ни умножать на дробь. Причём по программе не должен - и вот тут я сломался. То есть мы даём ему определение дроби, учим находить часть от числа и число по части, но про умножение и деление - не говорим. Потом удивляемся, что школьник ни черта не понимает в математике...

Хотя есть грустное ощущение, что никто уже и не удивляется. Я вот больше не удивляюсь, прочитав программу. Я ругаюсь и плачу, плачу и ругаюсь.

Кстати...

Говорят, что эта задача пропагандирует среди школьников традиционные ценности (школьники, к моему удовольствию, по умолчанию согласны, что учащиеся гипотетического класса - либо мальчики, либо девочки) - а это вполне отвечает ФГОСам.

#математическийкружок #олимпиаднаязадача #задачанавнимательность

P.S. Не забывайте прочитать об истории математических кружков в Ленинграде/Санкт-Петербурге и обо мне.