Найти тему
ТыжИсторик

На своём кабриолете я врубаю Летова. Messerschmitt KR 200.

Мотоколяска Messerschmitt KR 200. Говорят, что любимое занятие ценителей подобных авто - разглядывать из окна колёса большегрузных машин. Фото с сайта auto.onliner.by
Мотоколяска Messerschmitt KR 200. Говорят, что любимое занятие ценителей подобных авто - разглядывать из окна колёса большегрузных машин. Фото с сайта auto.onliner.by

Автор: Прохожий. Телеграм канал: https://t.me/fogofwarcannel

- Если вы любитель классических авто, но ищите чего-то особенного, Messerschmitt KR 200 – это то, что вам нужно. Комфортное купе А-класса, задний привод, механика и бензиновый двигатель мощностью 10 лошадиных сил не оставят Вас равнодушным, - примерно так расхваливали менеджеры новую модель миниатюрного автомобиля от немецкой компании «Мессершмитт» в далёком 1955 г.

Говоря об истории развития мирового автопрома, нельзя не отметить появление на рубеже 1950 годов миниатюрных автомобилей, которые за короткое время успели отвоевать у глобального авторынка целый сегмент, известный сейчас под именем «микрокары». Конечно, всё это было не от хорошей жизни, а многие их производители вообще не имели ранее никакого отношения к автопрому. Но обо всём по порядку…

Германская компания «Messerschmitt AG» считалась крупнейшим самолётостроительным концерном, создававшим истребители и бомбардировщики для Люфтваффе. Пожалуй, визитной карточкой компании можно назвать истребитель Мессершмитт Bf.109, работа над которым была окончена в 1934 г. Именно эта модель прочно укоренилась в памяти нескольких поколений людей в качестве негативного образа, поскольку истребитель стал главной силой германских ВВС в годы Второй мировой войны. Помимо этого, «Messerschmitt AG» считалась пионером турбореактивной авиации. Именно её боевая машина Ме.262 стала первым в мире серийным реактивным самолётом. Более того, самолёт доказал свою эффективность, приняв участие в реальных боевых действиях, где достиг невиданных для того времени результатов.

Рекламный проспект мотоколяски Messerschmitt KR 200. При должной сноровке можно разместиться даже втроем. Фото из открытых источников.
Рекламный проспект мотоколяски Messerschmitt KR 200. При должной сноровке можно разместиться даже втроем. Фото из открытых источников.

Пика славы и экономической мощи компания «Messerschmitt AG» достигла к концу Второй Мировой войны. Однако, вместе с капитуляцией Германии, фактически обрушилась и вся работающая как часы производственная империя. Глава фирмы Вильгельм Мессершмитт получил два года «мягкого ареста» по обвинению в использовании на заводах рабской силы, а его компании было запрещено заниматься производством и разработкой самолетов, авиадвигателей, комплектующих для них, запчастей, и вообще всего, что имело хоть какой-то намёк на использование в военном комплексе.

Столкнувшись с тотальным запретом на ведение основного направления деятельности, руководство «Messerschmitt AG» обратило всё внимание и ресурсы на другие отрасли народного хозяйства, такие как производство запчастей к гражданским автомобилям и швейных машин. При этом, фирма обладала слишком большим количеством сборочных цехов, конвейеров и производственных мощностей, чтобы заниматься такой мелочёвкой. Поэтому компания напрямую двинулась осваивать автопром. А так как население имело крайне ограниченную покупательную способность, было решено занять уникальную нишу - создать не просто «народный» автомобиль, а «сверхдешёвый» народный автомобиль.

Для этого обратились к авиационному инженеру и дизайнеру Фрицу Фенду, когда-то работавшему на компанию «Messerschmitt AG». Он имел серьёзные наработки по «инвалидкам» - трёхколёсным мотоколяскам, предназначенным людей с ограниченными возможностями. Именно его микрокары были взяты за основу для создания будущего культового автомобиля, а сам Фриц Фенд стал человеком, который фактически спас предприятие бывшего шефа от разорения. Благодаря его изделиям компании Messerschmitt удалось пережить годы гонений.

В 1953 г. футуристическая модель Messerschmitt KR 175 (KRKabineroller, мотоколяска) была выставлена на Женевском автосалоне. При этом немцы не комплексуя присвоили изделию всем известное авиационное имя. Первое, что бросалось в глаза – необычный дизайн. Авто поражало обывателя лупоглазой «мордой» с огромными щеками-арками для крыльев, плексигласовой прозрачной крышей, отсутствием классических дверей (верхняя часть откидывалась в сторону) и чрезвычайно узкой задней частю. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять – к его созданию явно приложили руку авиаконструкторы. Отсюда, кстати, и пошли небылицы, что в машине использованы оставшиеся со времён войны детали истребителей. Слухи не опровергались производителем, что только подогревало интерес публики.

Трёхколёсный кабинероллер обладал одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом 175 куб. см и мощностью 9,5 лошадиных сил. Установленный позади двигатель приводил в движение единственное ведущее колесо и разгонял авто до 80 км/ч.

Messerschmitt Kabinenroller, 1968 год. Фото из открытых источников.
Messerschmitt Kabinenroller, 1968 год. Фото из открытых источников.

У машины отсутствовал классический руль — вместо него использовался велосипедный, а в некоторых моделях и вовсе самолетный штурвал, на левой стороне которого устанавливалась вращающаяся ручка газа. В составе трансмиссии использовалась мотоциклетная четырехступенчатая коробка передач. Завершала всё единственная педаль — тормоз. Во внутреннем пространстве могло разместиться два человека, но сидения были в тандеме с пассажиром, сидящим позади водителя.

Близкий к самолётному дизайну KR175 стал для своего времени сверхэкономичным авто. Он потреблял лишь 3,7 литров на 100 км. Штатный бак вмещал 13 литров топлива, что позволяло пролетать 300 км на одной заправке. Кроме того, кабинроллер стоил 2100 немецких марок. Для сравнения, за «народный» «Volkswagen Kafer» («Жук») в то время просили вдвое больше — 4150 марок. Всё это мгновенно сделало Messerschmitt KR 175 одним из самых желанных автомобилей. За два года было распродано почти 20 тыс. экземпляров.

К слову сказать, минусы у авто тоже имелись – в салоне постоянно чувствовался запах масла и топлива, а применённая колёсная формула оказалась довольно неустойчивой – особо одарённые водители умудрялись заваливать машину на бок, даже на обычных поворотах. Однако, компания Messerschmitt оперативно провела работу над ошибками и в 1955 г. представила на суд публики улучшенную версию Messerschmitt KR 200.

Для неискушённого любителя новая модель внешне мало чем отличалась от предшественника. Однако здесь гораздо большим изменениям подверглась «начинка»: машина имела полный набор педалей: сцепление, тормоз и газ, задняя подвеска и крепление двигателя были полностью переработаны, а на все три колеса были установлены гидравлические амортизаторы. Обновленный 10,2-сильный движок позволял авто разгоняться до 90 км/ч, при этом, на мотоколяске впервые появилась задняя передача. Более того, был установлен даже электрический стеклоочиститель.

При этом в машину, как и раньше, нужно было входить через откидную дверь-колпак, прикрепленную на петлях с правой стороны. Для большинства моделей дверь включала в себя все окна и раму, в которую она была установлена. Увеличенное изогнутое лобовое стекло, которое образовывало А-образные стойки с рамами боковых окон было упрощенной версией предыдущего KR175.

Несмотря на множество доработок, внесённые изменения сделали машину компактнее, проще и дешевле в изготовлении. И компании вновь сопутствовал успех! Только за первый год было продано почти 12 тыс. кабинероллеров. При этом особую популярность обрели имиджевые модели Messerschmitt KR200 Kabrio с мягким верхом и боковыми окнами, а следом за ним появился и родстер Messerschmitt KR 201, у которого боковых рам не было вовсе — только лобовое стекло.

Однако, уже к концу 1955 г. был отмечен значительный спад продаж 200-х. Это объясняется повышением уровня жизни населения, которое могло позволить себе покупку полноценных авто, и жесткой конкуренцией на рынке микрокаров. Руководство Messerschmitt, в попытке спасти ситуацию, объявило о значительном снижении цен на всю линейку 200-х, но увеличения продаж так и не произошло. По сути, это было закатом эпохи микрокаров. К 1962 г. продажи моделей KR200 обвалились, а спустя два года их выпуск был полностью прекращён.

Кроме того, ещё в 1956 г. Вильгельм Мессершмитт получил разрешение на производство самолётов и потерял интерес к кабинероллерам, представлявшим собой детские игрушки, по сравнению с тем, что ему доводилось разрабатывать. Завод по производству мотоколясок был продан разработчику концепции Фрицу Фенду, который так и не смог удержать его на плаву. В настоящее время существует небольшая ниша ценителей микрокаров, а стоимость ухоженного «Мессера» приближается к 20 тыс. евро.

Ссылка на канал автора в дзене: Есть такая военная тема

Поддержите автора в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel

И конечно же, традиционные ссылки на наших коллег по ремеслу. Рекомендуем, если ищете, что почитать.

-8

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой

Авто
5,66 млн интересуются