Стекло, чтобы видеть дальше,
слово, чтобы открывать сердца,
меч, чтобы убивать нерождённых богов...
На моей памяти за последний год мы с дюжину раз поднимали вопрос о судьбе Олла Перссона. И каждый раз я отказывался о нем говорить, потому что сага еще не закончена. Но вот Ден Абнетт делает последний шаг. Осталось немного. «Конец и Смерть» близятся. Поэтому сейчас, как мне кажется, имеет смысл рассказать о пути Оллания. Ведь ему остается последний рывок. Это как пересмотреть предыдущие сезоны сериала перед тем, как перейти к заключительному. Чтобы ничего не упустить. Чтобы сформировать круг действительно важных вопросов, ответы на которые раскроют все карты. А раз ответы ждут нас в недалеком будущем, предлагаю начать с далекого прошлого…
Хотя впервые мы встречаем Оллания в романе «Не зная страха» Дэна Абнетта, о его происхождении нам повествуют совсем другие произведения – рассказ «Неотмеченный» и аудиодрама «Вечный» (тоже Абнетт). В «Вечном» первый абзац сразу говорит нам, что Олланий относится к «исчезающей ветви человечества», и один из «даров» этой ветви – физическое бессмертие. Причем точный возраст Персона не знает даже он сам:
Олл был стар и прожил так много жизней, что позабыл почти их все и затруднился бы сказать, сколько ему лет на самом деле. Обычный человек сбился бы со счёта где-то после сто пятидесятого дня рождения, но по самым точным прикидкам Перссона ему было сорок пять тысяч лет плюс-минус пару веков.
Пожалуй, для прожившего 45 тысяч лет погрешность в пару веков действительно будет незначительной. Но интереснее другое. Хотя в этом эпизоде Олланий находится в 23-м тысячелетии, он явно прикидывает свой возраст для таймлайна времен Ереси Хоруса, что понятно из контекста рассуждения. Соответственно, он родился ориентировочно в XV тысячелетии до нашей эры.
Почему это интересно? Потому что, согласно «Повелителю Человечества» Аарона Дэмбски-Боудена, Император родился в VIIIтысячелетии до нашей эры на территории региона, населенного протохеттскими племенами, который впоследствии назовут Анатолией. На берегах Сакарьи, где по лору родился Император, действительно обнаружены наиболее древние анатолийские города. Это вообще одни из самых древних городов на земле.
Но Олланий Перссон к моменту рождения (или, скорее воплощения) Императора уже жил на Старой Земле около 7 тысяч лет. Но где же родился он? Ответ нам дает рассказ «Неотмеченный», где Олланий говорит:
Я всегда верил, с тех самых пор, как при рождении был помазан в Ниневии.
Перссон использует слово «помазан», которое хорошо известно как одноименный христианский обряд (миропомазание), хотя корни его куда глубже и к этому вопросу мы еще вернемся. В данном случае термин использован для того, чтобы подчеркнуть не только религиозную принадлежность Оллания, но также указать на период его рождения.
Ниневия– это древний ассирийский город, который был самым большим городом на планете еще в VII веке до нашей эры. Однако основан он был гораздо раньше. Археология говорит, что в позднем неолите (VI тысячелетие до нашей эры) город уже существовал. Ниневия упоминается в Книге Бытия, это первая книга Ветхого Завета и Танаха. Там сказано, что Ниневию основал Нимрод. Мы не имеем ни малейшего представления, существовал ли этот человек в действительности, но именно ему христианские легенды помимо прочего приписывают строительство Вавилонской башни, о которой мы тоже сегодня еще поговорим.
Таким образом, мы точно знаем период и место рождения Оллания. Вот только в 15-м тысячелетии до нашей эры Ниневия вряд ли существовала. Ведь, согласно современным археологическим данным, древнейшие города земли датируются в лучшем случае Медным веком. Например, библейский Иерхион – это ориентировочно IX тысячелетие до нашей эры, а Дамаск – X. Городов древнее либо не было в принципе, либо от них ничего не осталось.
Так или иначе, Олланий старше Императора, причем значительно старше даже по меркам Вечных. Это подтверждает Эрда в «Сатурнине» Абнетта. Она говорит, что встретила Императора в эпоху Первых городов и он уже тогда был королем, завоевателем. Вероятно, под эпохой Первых городов как раз и подразумевается Медный век, то есть примерно VIII-X тысячелетия до нашей эры. Дальше следует любопытное рассуждение Эрды насчет Оллания:
И, конечно, есть некоторые, кто не хотел играть эту роль. Олланий – прекрасный пример. Он, думаю, самый старший из нас. Он всегда был человеком веры, потому что родился в эпоху, когда боги казались настоящими. Он так и не смог избавиться от религиозности своей родной культуры. Олланий не верил, что вечные должны вмешиваться в дела людей. Он считал, что наставничество человеческой расы – это только божий промысел. Поэтому он отошёл в сторону и жил своей жизнью, снова и снова, никогда не принимая в остальном участия. Он был не единственным.
Само собой, Эрда не уверена, насколько стар Олланий, ведь она примерно одного возраста с Императором и просто не может знать всю историю Перссона. Тем не менее, она полагает, что Олл действительно старше других Вечных. Причем здесь, как и в собственных рассуждениях Оллания из «Неотмеченного», снова всплывает идея веры. Обратите внимание, как Эрда это говорит: « Он так и не смог избавиться от религиозности своей родной культуры».
На самом деле, мы можем только гадать, какую культуру Эрда подразумевает. Но в любом случае, она ошибается. Потому что когда родился Олланий, еще не было на Земле ни одной из культур, существовавших позже, в ту самую эпоху Первых Городов. Однако она права в том, что тогда «боги казались настоящими». Думаю, они были настоящими. Но на тот момент религиозного мировоззрения еще не существовало, ведь оно наследует мировоззрению мифологическому. И хотя зачастую они едва отличимы, я считаю важным тот факт, что вера Оллания выросла именно из мифа, а не из религии.
Мифологическое мировоззрениетрадиционно определяют как сложившееся в первобытном обществе на основании образного мировосприятия. Мышление образами, а не категориями, закономерно более гибкое. При этом оно, конечно, основано на вере: человек не мог объяснить, что такое гром, поэтому создал бога-громовержца (Зевс, Таранис, Индра и т.д.). Концепцию веры позже восприняла религия, пришедшая на смену мифологии. Однако религия отказалась от образов, заменив их догматами. Это были четкие эзотерические концепты, отступление от которых представлялось невозможным (примеров масса – от ритуалистики до трактовки образующих сюжетов).
Так вот хотя Эрда говорит о «религиозности» Оллания, в действительности он ближе к мифу. Потому что гибок, ведь он находит место для веры в каждой из тысяч своих жизней. Он прошел через мириады войн, видел ужасы, которые невозможно описать, однако же сумел сохранить свою веру. Но веру образную, а не догматичную. Это великолепно показано в «Неотмеченном» Абнетта. В первом абзаце рассказа говорится:
Некоторые в общине на Калте называли его Богобоязненным, поскольку в лишенную богов эпоху он до сих пор хранил старую веру.
Любопытно, что Старой Верой или Старыми Путями на Колхиде называли поклонение сущностям варпа. Эта вера исконно существовала на тысячах людских колоний и на самой Терре (подробнее мы говорили об этом на предыдущем стриме). Но что есть Старая Вера для Оллания? По сюжету рассказа, чтобы путешествовать во времени, он использует атам, маятник и компас. Насчет компаса есть важный эпизод:
– Почему ты доверяешь этому своему компасу? – поинтересовался Зибес.
– А с чего бы мне ему не доверять? – ответил Олл. – Это компас самого Господа.
Казалось бы, вот и ответ. Только мы не знаем, откуда Олланий взял этот компас. Он описан, как серебряный, похожий на человеческий череп, «открывающий врата Эмпиреев». Хотя технически врата в Эмперии открывал не компас, а атам. Но для нас важнее другой эпизод из «Неотмеченного»:
Он никогда раньше не пытался путешествовать таким образом и потому не знает, следовало ли ожидать проблем с компасом или нет. В том, что ему рассказывали об искусстве подобных странствий, ничто не предупреждало, что компас может перестать работать.
Из этих строк следует, что компас Оллу дал тот же, кто рассказывал ему о путешествиях в пространстве-времени. Причем Олл говорит во множественном числе, то есть это был не один человек. К сожалению, больше никаких сведений у нас нет, но у меня есть одна интересная версия. Дело в том, что созвездие Компас древние греки называли Арго, имея ввиду корабль Ясона и аргонавтов. А в «Сатурнине» Абнетта мы видим, что Олланий имеет сильную эмоциональную связь с периодом своей жизни, проведенном в Древней Греции. Причем он знал Ясона и аргонавтов, и даже путешествовал с ними (об этом также упоминается в «Неотмеченном»).
Учитывая мотив путешествия, который неразрывно связан с образом Оллания Перссона и мифическим циклом о приключениях Ясона, мне кажется закономерным, что Олл получил компас от него. Хотя, скорее всего, не сам Ясон сделал компас, ведь он рос под покровительством кентавра Хирона, который славился мудростью и древними знаниями. Более того – чтобы Ясон мог ориентироваться в море, Хирон сделал для него глобус. Все это не дает нам точного ответа, кто сделал компас, но мы имеем множественные и явные к древнегреческому пантеону (Хирон, кстати, был сыном Кроноса и Филиры).
Поэтому, несмотря на то, что в своем ответе Зибесу насчет компаса Олл использует слово «Господь», характерно христианское, истоки его веры явно языческие или, если шире, мифологические. По сути, Перссону не важно, в кого именно он верит. Для него первостепенное значение имеет сам акт веры. Об этом нам говорит еще один эпизод из «Неотмеченного»:
– Да, будем петь вместе. Это укрепляет разум. Я научу вас песне. Гимну. В былые дни верующие пели хором, чтобы поддерживать свой дух и отгонять тьму с демонами. Так сделаем и мы.
Он учит их словам. Всего куплет-другой.
«О, Повелитель и Владыка Человечества…»
Думаю, едва ли Абнетт случайно использует здесь оборот «Повелитель Человечества». Возможно ли, что компас – творение Императора? Не вижу препятствий для этой версии. Но мог ли Перссон считать Императора богом? Учитывая воспоминания Олла из «Мортиса» Френча, многие скажут, что это глупость. Что ж, давайте посмотрим, настолько ли все однозначно.
Итак, Олланий Перссон родился в XV тысячелетии до нашей эры в Ниневии (хотя в реальности на тот момент ассирийской цивилизации еще не существовало). В VIII тысячелетии в неизвестном поседении на берегу Сакарьи в Анатолии рождается (или скорее воплощается?) тот, кого позже назовут Повелителем Человечества. Мы не знаем, в какой момент два Вечных познакомились. Но нам известно, что ко времени расцвета Вавилона Перссон следовал за Императором.
Император уже тогда был прославленным военным лидером, хотя и не имел столь броского имени-титула (по всей видимости, на тот момент его звали Неот, хотя мы не можем точно сказал, родились ли к тому моменту Эрда, Сурека и другие). Вавилонская цивилизация достигла пика при Хаммурапи в XVIII столетье до нашей эры. Однако, согласно библейской хронологии (по Септуагинте), Вавилонскую башню начали строить в XXVIII веке до н.э., то есть на тысячу лет раньше. Вероятно, этот миф восходит к традиции вавилонских зиккуратов, которые действительно были довольно высокими. Самый большой зиккурат (91 метр в высоту) был построен в самом Вавилоне и его закончили как раз при Хаммурапи.
В сущности, реальные датировки не имеют значения, так как в лоре Вархаммера прошлое Старой Терры хронологически несколько отличается от нашего. Так или иначе, Олланий и Император к тому моменту успешно покоряли одно царство за другим, но в Вавилон пришли по другой причине. Владыки Вавилона сумели собрать всю энунцию, язык творения, как назвал ее Джон Грамматикус – «Первая система символов, охватывающая разрыв между реальностью и бесконечностью». И они использовали ее, однако не для того, чтобы покорять и завоевывать. Вавилоняне хотели объединить Человечество под своей дланью, и у них это получалось. Пока не пришел Императора.
На самом деле, из рассказа Оллания, который приведен в «Мортисе», не следует то, что Владыки Вавилона были плохими людьми. Да, они были колдунами и псайкерами, но, по всей видимости, не желали никому зла. По словам Перссона, они выстроили Вавилонскую башню, чтобы с ее вершины произносить слова энунции, которые помогали им объединять все культуры и народы (любопытно, что это прямо противоположно библейскому мифу). При этом Владыки Вавилона стремились не просто объединить людей, но возвысить их. Олланий и Джон в итоге приходят к выводу, что вавилоняне делали то же, что Император хотел сделать с помощью Золотого Трона, – подтолкнуть эволюцию Человечества, превратив его в пси-активный вид.
Проблема заключалась в том, что Владыки Вавилона не хотели сосредотачивать знания в руках просвещенных. Вместе с тем они не хотели просвещать других. И получалось, что знание должно распространяться свободно, а Человечество в итоге сумеет массово овладеть им. Конечно, все сложилось иначе. Свободно распространенная энунция превратила многие города планеты в окровавленные дымящиеся руины.
У людей башни было что-то очень опасное, Джон, что-то, чего не должно быть ни у кого. Тогда вселенная не могла уравновесить это. И этого нельзя было допустить.
Так Олланий определяет мотив Императора помешать Владыкам Вавилона. С его слов все выглядит логично – вавилонян нужно было остановить. Поэтому армия будущего Повелителя Человечества пробилась к Вавилонской башне и вошла в нее. Командовал этой армией Олланий, который на тот момент фактически являлся первым Воителем Императора, делая то, что в М30 будет делать Хорус. Иронично, что первый Воитель тоже предал своего Императора, и тоже попытался его убить.
Причина заключалась в разочаровании. Олланий изначально не верил в идею о том, что человечеству нельзя давать выбор, иначе оно уничтожит само себя. Он был согласен с Императором, что нужно прекратить войны и объединить людей под властью сильного лидера, самого сильного из всех. Но нельзя искусственно к чему-то подталкивать смертных. На самом деле, это ключевой мотив, который заставил Оллания пойти за Императором против Вавилона. Но будущий Повелитель Человечества солгал своему Магистру Войны. Точнее – не сказал всей правды.
Император поведал об энунции, а результат ее применения Олланий увидел сам. Он полагал, что Император хочет уничтожить ее, но тот хотел использовать язык творения в собственных целях. Конечно, тогда он еще ничего не знал о Золотом Троне (хотя Темное Стекло уже существовало), поэтому намеревался использовать энунцию, чтобы возвысить свой вид. В сущности, инструмент не имел для него значения (а он так и называл энунцию – инструментом).
При этом возвышение людского рода не было самоцелью. Император был уверен (и говорил об этом Олланию), что однажды люди выйдут за пределы родной планеты, а потом за пределы родной планетарной системы. И там они встретят ужасы, которым не готовы противостоять. Эти ужасы просто сомнут Человечество. Другие расы, агрессивные и более развитые, уничтожат нас. Они уничтожат нас при любом раскладе, и тем более – если мы к моменту первого контакта даже не выйдем в космос. Полагаю, Император уже тогда знал об опасностях варпа и его искусственная эволюция должна была защитить людей в том числе от демонов.
Но Олланий этого не видел, или не захотел видеть. Зато он увидел перед собой человека, который только что уничтожил тиранов, чтобы занять их место. Да, он не собирался копировать их путь и смотрел на мир куда масштабнее, но суть оставалась прежней. Как и Владыки Вавилона, Император был уверен – он знает лучше всех, что нужно Человечеству. На мой взгляд, это спорный вопрос – насколько Император был неправ в тот момент. Возможно, не сделай Олл то, что он сделал, все могло обернуться иначе. Будь у Повелителя Человечества полный алфавит энунции, он бы вывел людей в космос гораздо раньше. И не понадобились бы ему Громовые Воины, Астартес, примархи…
С другой стороны может как раз он обеспечил приход Золотого Века? Но я отвлекаюсь. Олланий разочаровался в Императоре и остался при своем убеждении – энунция должна быть уничтожена.
– Мы не боги! – Олл услышал свой крик. – Мы не можем перевернуть мир с ног на голову или нести его на своих спинах. Попробуем, и сделаем только хуже. Как насчёт того, чтобы оставить всё идти своим чередом? Как насчёт того, чтобы позволить людям выбирать?
– Позволим им выбирать, и они убьют будущее.
– Это не нам решать.
– Разве? – спросил человек в короне.
Поэтому на вершине Вавилонской башни, когда Владыки пали, а Император уже тянулся к одной из колонн с начертанным на ней языком творения, Олланий сам использовал энунцию и одновременно с произнесенными словами ударил Императора ножом.
Мы точно не знаем, что произошло дальше. Вавилонская башня была разрушена, а энунция навсегда утеряна. Олланий оставил пост Магистра Войны и отдалился от Императора. Он отдалился от Эрды, Аливии и остальных, больше не желая иметь ничего общего с Вечными. На самом деле, вполне возможно, что его удар действительно нанес Императору существенный урон и тот выбыл из игры на много тысячелетий. Либо же энунция забросила его на задворки галактики, или даже в Имматериум. Тут у нас только догадки. Император мог и не иметь отношения к Золотому Веку, либо восстанавливаясь после удара Олланий, либо действуя теперь скрытно. Хотя к Средневековью он уже явно был в деле, учитывая историю с Марсианским Драконом.
Что касается Оллания, то в «Мортисе» есть небольшой фрагмент, в котором он вспоминает, как Персефона плакала, провожая его, когда он решил присоединиться к Императору. Если брать хотя бы условно реальную хронологию древнего мира и датировать события в Вавилонской башне примерно вторым тысячелетием до нашей эры, то Персефона как мифологический персонаж вполне могла существовать, просто называлась она по-другому.
На тот момент еще не было хорошо известной нам олимпийской мифологии (XI-VI века до н.э.). Тогда даже не было архаической греческой мифологии (XV-XI века до н.э.). Но существовала ее предтеча – крито-минойская мифология, которая зародилась приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры. Я подробно рассказывал о ней на соответствующем стриме. В частности, я говорил о том, что у крито-минойцев существовало хтоническое женское божество, возможно, занимавшее главенствующую роль. Предположительно ее звали Асасара. Историки не могут однозначно сказать, в какую богиню она трансформировалась с течением времени. Однако, учитывая ее хтонический характер, вполне возможно, что хотя бы частично ее образ восприняла Персефона из классической греческой мифологии.
При таком раскладе воспоминания Оллания о Персефоне перед походом на Вавилон выглядят логично. После Вавилонской башни он явно вновь вернулся в Грецию, потому что вспоминает аргонавтов и Тесея, а также Крит и Лабиринт Дедала. Встретил ли Олланий Персефону после возвращения? Похоже, они были важны друг для друга, но Перссону показалось, что важнее избавить человечество от Владык Вавилона и тех ужасов, что они навлекли. Если Персефона была смертной, то скорее всего она умерла к моменту возвращения Олла. Если же она тоже Вечная, тогда – кто знает. Я бы хотел узнать эту историю, но маловероятно, что ее нам расскажут.
С Тесеем тоже интересно. Когда Олланий встречает его во время своих странствий сквозь время, Тесей умирает, говоря о том, что не послушал совета Олла, не взял нить и потому не смог выбраться из Лабиринта. В этой версии Минотавр убил героя и он умер на руках у Оллания из будущего. Причем умирающий Тесей откуда-то знал, что Олл вернется в этот миг, он упоминает о некоем пророчестве, но ничего не говорит точно.
Однако же Перссон все помнит иначе. В его воспоминаниях Тесей послушался совета, одолел полубога и выбрался из критского Лабиринта. Этот эпизод из «Мортиса» вызывает много вопросов. Возможно, это была тень воспоминания или же иллюзия разума, навеянная Эмпериями. Но на мой взгляд, это было истинное воспоминание, тогда как то, что помнил Олл (версия, в которой Тесей победил), являлась ложью. Косвенно Олланий сам подтверждает это в разговоре с Грамматикусом, говоря следующее:
Ты прожил долго, Джон, но недостаточно долго. Через некоторое время ты забываешь, а потом забываешь то, что забыл. Ты помнишь некоторые события, и они кажутся ясными, но потом ты задаёшься вопросом, помнишь ли ты то, что произошло, или историю, которую рассказал себе.
Похоже, память Олла работала так же, как у обычного человека, и немудрено, что он многое забыл из своей жизни длиною в сорок пять тысяч лет. Что-то забыл, а что-то исказилось со временем и миф заменил собой правду. Но я вновь забегаю вперед.
Подытожим: после Ниневии Олланий отправился к Средиземному морю и, по всей видимости, провел длительное время на Крите. Там его нашел Император, завербовал, сделал своим Магистром Войны и пошел на Вавилон. Олланий и будущий Повелитель Человечества разгромили вавилонян, Олл разочаровался в своем лидере, попытался его убить, возможно, серьезно ранил. В любом случае он разрушил башню, уничтожил энунцию и сбежал обратно на побережье Средиземного моря. Он присоединился к Ясону, Тесею и другим аргонавтам. Вероятно, долгое время странствовал с ними, приняв участие в событиях, которые позже лягут в основу ряда олимпийских мифов.
Дальше Олланий Перссон, отстраиваясь от Вечных, вовсе не отстраняется от Человечества. Он участвовал во всех крупных конфликтах каждой эпохи и во всех значимых битвах каждой войны. Мы точно знаем, что он сражался при Аустерлице во время Наполеоновский войн, при Вердене во время Первой Мировой Войны, участвовал в Битве на 73 Истиг во время Войны в Персидском заливе (это было самое крупное танковое сражение второй половины XX века). Конечно, он сражался и в Великом крестовом походе среди простых смертных. Например, в составе Одиннадцатого Мохиндасского полка он бился на Дьюрнусе против нефратил (Олл говорит, что это случилось «на шестой год Великого крестового похода», то есть в 804.М30).
Просто чтобы ты знала. Моя жизнь не особо связана с исходом каких-либо битв. Время от времени мне приходилось бывать на всех сторонах. Победа не влияет на мою жизнь. Просто она мне нравится, и я стремлюсь к ней, когда есть такая возможность.
Это Перссон говорит Кэтт, отвечая на вопрос о том, на какой стороне он сражался в том или ином конфликте и всегда ли его сторона побеждала. Позже Грамматикусу Олланий скажет, что его предназначение – быть солдатом, но никогда не лидером. Воспоминания Перссона (по крайне мере, известные нам) подтверждают это. Да и ведет он себя как ветеран, точнее – как множество ветеранов. Олл говорил, что в нем живет не один ветеран, а несколько, и это тоже правда.
Сложно сказать, насколько он хороший лидер, ведь Олл никогда не хотел командовать. Единственный раз он стоял во главе одной из самых могущественных армий Старой Земли и закончилось это… не лучшим образом. Однако же предназначение (судьба) раз за разом настигало Оллания, он снова и снова участвовал в чужих войнах. Он сражался, чтобы побеждать, но победа не была конечной целью. Он побеждал и жил дальше, до новых войн, до новых побед. Просто жил, как хотел жить на Крите с Персефоной…
Все изменилось с началом Ереси Хоруса (в общем-то, тогда для всех всё изменилось). К этому моменту Олланий находился на Калте (Ультрамар) в небольшом поселении. Занимался фермерством, не отсвечивал, но местные хорошо знали, что этот человек глубоко религиозен. Бросается в глаза его христианское «Господи», но на английском это слово пишется как «Lord» и его также можно перевести как «Владыка». А «Владыка» – эпитет многих богов древности, например, ассиро-вавилонского Ваала (иногда его имя так и переводят – «Владыка», но это лишь версия).
Известно, что к этому моменту Олланий отслужил в Имперской Армии положенные восемнадцать лет (в который раз?) и решил выйти на пенсию. В связи с этим Империум предложил ему земельный пай, площадь которого была равна количеству лет на службе. Теоретически должно быть восемнадцать гектар, но Оллу по какой-то причине дали двадцать. При этом Перссон отмечает, что это округление в меньшую сторону («армия всегда округляет в меньшую сторону»). Он сам выбрал Калт, дельту реки Нерида. Рядом находился крупный город Нумин и прикрывающая его крепость Калкас.
Однако на своей земле Олл выращивал вовсе не овощи или фрукты, а цветы и «темнотравье». Цветы он продавал знати Нумина, а травы – предприятиям по производству тканей. В целом, Перссон преуспевал – на каждый сезон он нанимал для сбора цветов и трав молодых мужчин и женщин, также у него был старый армейский сервитор Графт, который продолжал называл Олла «рядовой Перссон».
Кстати, в этом описании из «Не зная страха» Абнетта сказано, что у Оллания сохранился «старый катерический символ, подарок жены, которую он только-только начал узнавать, когда она умерла». Слово «катерический», по всей видимости, получено сращением «католический» и «катары». Катары были религиозным сообществом, которое длительное время противостояло Римско-католической церкви, но в итоге было подавлено (хотя катары многое привнесли в традиционный католицизм, например, оборот «добрый христианин»).
Тем не менее, этот фрагмент не может служить подтверждением того, что Олланий был католиком, катаром или кем-то средним. Этим кем-то была его (очередная?) жена и очевидно, что Олл тепло относился к ней, поэтому сохранил подарок, который для женщины много значил. Кстати, судя по всему, именно из-за смерти жены Перссон снова пошел в армию. То есть это действительно его рок – он всякий раз пытается вести мирную жизнь, но обстоятельства против, и он возвращается к «участи профессионального убийцы». Тем не менее, на Калте Олланий действительно посещает какую-то часовню, хотя на этот счет тоже нет никаких пояснений.
Когда на Калт падают обломки кораблей Ультрамаринов, уничтоженных Несущими Слово на орбите, Олл успевает прокричать своим наемным работникам, чтобы они убегали. Затем один из обломков падает на термоядерную станцию Нериды, поднимая колоссальную волну и… Олл внезапно оказывается в грёзе, где его жена жива, а он не на Калте. В эту грёзу вторгается Джон Грамматикус. Он пытается сказать Олланию, что тот должен немедленно покинуть Калт и двигаться к Терре. Грамматикус напоминает о кампаниях, в которых они вместе сражались при покорении Панпацифика и Улья Анатоль. Вскоре Олл понимает, что все вокруг – не реальность, а фрагмент его болезненного прошлого.
В этом эпизоде Грамматикус говорит много любопытного. Например, однажды он пытался завербовать одного из более молодых Вечных, а тот сдал его местным властям и Джон провел 18 лет в психушке. Но на данный момент для нас важно, что Грамматикус все же убеждает Оллания (вообще, он умеет убеждать, верно?). План Джона прост: Олланий должен найти атам (один из восьми осколков анатама), покинуть Калт через разрыв в варпе и добраться до Терры, где Грамматикус его встретит.
Последней каплей становится то, что Джон показывает Олланию один из вариантов вероятного будущего. Перссон оказывается на «Мстительном Духе» у трупа Сангвиния, над которым возвышается Хорус. Олланий называет Луперкаля «лукавым» и касается талисмана жены, совершая некий «охранительный жест». И вот это в сумме с предыдущими отсылками уже действительно указывает нам на то, что Олл, по всей вероятности, проповедует какой-то вариант христианства.
Когда Олл приходит в себя, он встречает своих наемных работников, которым удалось выжить. Их зовут Гебет Зибес и Катерина (Кэтт). Также взрыв пережил сервитор Графт. Чуть позже они встречают двух имперских солдат Бейла Рейна и Догена Кранка. Олланий ведет эту группу туда, где вот-вот откроется варп-разрыв. Он знает это благодаря компасу, о котором я рассказал выше. Также Перссон знает, что Калт погибнет вместе с миллиардами людей. Он даже не думает о том, чтобы спасти всех – это невозможно. Однако Олл оставляет рядом с собой смертных, которые волею судьбы присоединились к нему. Они идут за ним добровольно, потому что чувствуют – он точно видит свою цель и достигнет ее, несмотря ни на что. В данный момент на Калте мало кто может похвастаться подобным.
В какой-то момент Олланий сталкивается с группой культистов, истребляет ее и даже убивает демона. В этом эпизоде он подбирает атам, который поможет ему открывать врата в Имматериум. В итоге, Перссону и его группе все же удается вырваться с Калта. Все эти события описаны в романе «Не ведая страха» Абнетта.
Дальше мы встречаем группу Олланий в «Неотмеченном» и «Вечном». Они движутся сквозь время и пространство, попадая в разные времена и эпохи. Древняя Греция, XIXи XXвека земной истории. Затем они оказываются на Андриохе, в период сразу после восстания Железных Людей. Причем в этой эпохе Олланий и его спутники застряли на 2 года. Здесь на них напал легионер Альфы, притворившийся Грамматикусом (и, очевидно, работавший на Кабал). Однако Перссон раскрыл обман и убил легионера атамом.
Также все это время за Олланием гнался демон М’Кар, в прошлом – Темный Апостол Несущих Слово, служивший под началом Хола Велофа. Когда Перссон понимает, кто идет по его следу, Грамматикус, в очередной раз явившийся своему другу, раскрывает правду – Олланий несет атам на Терру, потому что является пси-инертным индивидом. Так как Олл – не псайкер, Несущим Слово сложно отслеживать его путь. По этой причине Джон не мог сам взять на себя эту задачу, потому что был псайканой.
Проблема в том, что Кэтт из группы Олла, тоже была псайкером, пусть и несильным. Поэтому М’Кар все же настигает их, когда они перемещаются в 1916 год под Верден. Любопытно, что демон проходит в реальность сквозь горящий терновый куст. А любопытно это потому, что именно через горящий терновый куст Бог явился Моисею (этот куст в христианстве называют неопалимая купина). На самом деле, я не думаю, что Абнетт случайно описал появление демона именно через терновый куст. Тем более, что в этом же эпизоде между Олланием и Кэтт происходит интересный диалог, вот его фрагмент:
– Я всегда хранил веру, даже когда церкви сносили. Сносили за анахроничность. Я верю в высшую силу, и с ней мы и имеем дело. Впрочем, это иная сила. Выше, ниже, другая. Не человек. Не смертный.
– Ты тоже не смертный, – произносит Кэтт.
– Но я человек. В этой ерунде с богами и демонами вы можете держаться лишь за веру. Я всегда верил. Вот почему он никогда меня не любил и не вводил в круг доверенных лиц.
Из этого откровения следует, что Император не доверял Оллу потому, что тот верил в Имматериум как в проявление некоей высшей силы. Разумеется, Хаосу он не поклонялся, но понимал, что вера влияет на жизнь человека в не меньшей степени, чем колдовство и прочие мерзости варпа. И он был абсолютно прав, хотя и понял это интуитивно (подробнее о Хаосе и Вере – в моем стриме про «Сатурнин»).
Во время противостояния с М’Каром под Верденом Олланий понимает, что у него просто нет оружия, чтобы одолеть демона. Тем не менее, он продолжает стрелять и остальные тоже стреляют. Кэтт узнает настоящее имя демона – Малок Карто, но это уже не имеет значения, потому что М’Карн исчезает. Это был их единственный шанс, о котором говорил Грамматикус. Демона отозвали, потому что он был нужен в другом месте. По всей видимости, Несущие Слово вернули его, чтобы попытаться переломить ход Подземных Войн в аркологиях Калта.
В итоге, Олланий все же достигает Терры, но попадает туда на две недели позже, чем Джон Грамматикус, поэтому они не встречаются. Также на последнем отрезке пути группу Персона преследовал Эреб, который шел за ними, чтобы не потерять направление на Терру. При этом Эреб не собирался ничего делать с Оллом и его друзьями. По всей видимости, он вообще не знал, за кем следует, ему просто нужен был путеводный маяк в лабиринтах Имматериума. Тем не менее, он изрядно напугал группу Перссона.
Интересно отметить, что в «Сатурнине» Олланий лишь упоминается в разговоре Эрды и Джона. Как один из действующих персонажей он появляется в «Мортисе», а потом в «Боевом Ястребе». Однако в «Сатурнине» есть еще один Олланий, который известен под именем Олли Пирс, капрал из 105-й гренадёрской Нагорья Терцио. Это тот самый Олланий, который бесстрашно вышел биться с Ангроном и, конечно, погиб. В послесловии к роману сказано, что Олли Пирс – тот самый Олланий Пий, имперский святой в 40к. Но мы не можем не обратить внимания на то, что их имена очень похожи – Олланий Перссон и Олланий Пирс. Учитывая, что обоих написал Абнетт, я не думаю, что это совпадение…
Оказавшись на Терре, группа Оллания попадает в район улья Хатай-Антакья. Олланий уже бывал здесь на заре Великого крестового похода. Вместе с толпой беженцев они попадают в улей, который теперь носит имя Рай. Позже оказывается, что Дети Императора создали колоссальную иллюзию и колдовским воздействием собирают в улей беженцев, чтобы выращивать из них растения и питаться их грёзами. При этом смертные ничего не понимают, будучи одурманены.
Олланию удалось вырваться из Рая лишь благодаря Джону Грамматикусу, которому Эрда подсказала, где может находиться Перссон. Также Джону помог Лидва, один из первых космодесантников, который ранее служил Эрде. Во время побега из Рая Бейл Рейн был убит, и в самом финале эпизода группа Перссона вновь едва не погибла, но вмешалась Актея и воин Альфа-легиона, который служил ей. О том, кто такая Актея на самом деле я рассказываю в соответствующем стриме.
Грамматикус узнал Актею и просил Оллания отказаться от этого союза. Но Перссон поверил, что они если не союзники, то на данный момент у них как минимум общая цель, поэтому он принял помощь Актеи и Альфария. На лихтере «Арвус» они направились к Императорскому Дворцу, но на подлете были сбиты. Дальше Альфарий ведет Оллания через тайные ходы под Дворцом в Санктум Империалис и… на данный момент это крайний эпизод в арке Перссона. Но, разумеется, не последний.
Я не доверяю и не сомневаюсь. Это не та роль, которую мне дано сыграть. Я следую. Я помогаю. Я защищаю.
Не уверен, какой вопрос правильнее задать в финале. Кем на самом деле был Олланий Персон? Или же кем ему еще предстоит стать? Он был первым Воителем Императора, после которого Повелитель Человечества понял, что не может доверять ни смертным, ни бессмертным. Поэтому его следующим Воителем был генетический потомок. Тем не менее вышло так, что колесо истории провернулось и Он наступил не те же грабли. Но вряд ли это удивило Оллания, который сказал Джону:
Проживи достаточно долго, и ты увидишь, как прошлое возвращается в другом обличье.
Полагаю, это ключевой мотив всей Осады. Воитель вновь предает. Нечто древнее и забытое вновь возвращается (тут кого хотите ставьте в пример – и Эрду, и Лидва, и даже Базилио Фо). Возвращаются даже мертвые (Кирена, то есть Актея). Эта мысль продолжается и в «Боевом Ястребе» Райта, где Илья Раваллион отмечает:
Человечеству потребовалось два столетия, чтобы вырваться с Терры и задушить всю галактику своим высокомерием. А потом потребовалось лишь семь лет, чтобы снова сократиться, снова собрав всю эту безрассудную энергию в один город в одном мире.
Все возвращается к той же точке во времени и пространстве, с которой началось. Конечно, весьма символично, что закончит Ересь Хоруса тот, кто ее начал. Ден Абнетт. Разумеется, в этой истории масса линий, который точно не будут закончены во второй части «Конца и Смерти». И у нас останется множество вопросов. Отчасти потому, что мы слишком многого не знаем о том, как все это начиналось, чтобы понимать, как и почему это закончилось (хотя ведь не закончилось, верно? и никогда не закончится…).
К примеру, мы отлично понимаем Императора, который после предательства Оллания перестал доверять своим союзникам. Возможно, по этой причине он тайно дублировал все проекты, включая проект Амар Астарте. Понятно, что на тайное дублирование проекта Примархи у него вряд ли имелись ресурсы, тут иной масштаб. Между тем, некоторым он все же доверял. Например, Аливии Суреке, у которой, к слову, в этой истории была критически важная задача – не подпускать никого к Молехским вратам. В крайнем случае – уничтожить их.
И Император и сама Сурека не могли не понимать, что ее одной недостаточно, чтобы противостоять некоторым угрозам. Поэтому и существовал запасной план – уничтожить врата. Но Аливия не успела. Почему? Потому что отвлеклась от своей цели, спасая мужа и дочерей. Да, она поступила по-человечески и мы не вправе ее за что-то винить. Но если смотреть на ситуацию в масштабе, получается, что Аливия предала Императора, и ее предательство стоило нам Империума.
Ведь если бы она думала в первую очередь о своей задаче, а не о своей семье, Хорус не встретился бы с Четверкой лично и не стал бы её сосудом. Возможно, стал бы как-то иначе, но, во-первых, это лишь предположение. Во-вторых, на это ушло бы время, а его у Луперкаля было не так уж много. Поэтому предательство Суреки вполне сопоставимо с предательством Перссона, который, уничтожив башню, вероятно разрушил единственно возможный путь к тому будущему, о котором мечтал Император.
Однако история, даже если это история вымышленной вселенной, не знает сослагательного наклонения. Что есть, то есть. Тем более, что Олланий, по всей видимости, исправит свою ошибку в финале саги. Ведь на протяжении всего «Мортиса» ему постоянно говорят о выборе и о том, что он всегда умел делать правильный выбор. Кто знает, может и правда он будет тем смертным, который встанет между Императором и Хорусом в посолидней битве? Учитывая, что книги по Осаде уже перекроили массу бэковых событий, ничего утверждать не посмею, но не сомневаюсь в одном – возможно всё.
Кстати, у многих должен родиться закономерный вопрос – а почему Император не искал Оллания после Вавилона? Полагаю вовсе не потому, что Перссон и без того всегда был где-то рядом (о чем Повелитель Человечества, конечно, знал). Думаю, причина та же, по которой Император и Эрду не искал после того, что она совершила еще одно предательство, не менее масштабное, чем у Перссона и Суреки. А причина проста: Император вовсе не тиран, каким его принято видеть. Хотя правильнее будет сказать: он не такой тиран, каким его принято видеть. В действительности он каждому дает выбор.
Вот почему Олланию и Эрде он позволил жить своими жизнями. Понятно, что такие как Дорн и Вальдор служили ему, ибо такова была их суть. Но, например, Малкадор? Сигиллит Терры, происхождение которого не менее туманно, чем у самих Вечных. По всей видимости, Герой Империума верил в то, что делает Он. И многие верили. Многие не могли не верить. Даже Олланий признавал, что Император всегда был другим, не таким, как остальные Вечные. Перссон вспоминал, что на заре вавилонской войны Он был гораздо слабее, чем стал впоследствии, но уже тогда был сильнее любого из своего рода.
Но об этом мы уже говорили на стриме про «Сатурнин», где я вспоминаю и слова Зарулаша и Око Сахары, и много других эпизодов, которые указывают нам на то, что Император и правда не Вечный. Он воплотился в теле Вечного, это верно, но прибыл на Терру извне, в этом лично у меня сомнений нет (если кому интересно подробное рассуждение с доводами – посмотрите уже упомянутый стрим, где я рассказываю о сюжете «Сатурнина»).
Но пора возвращаться к Олланию. Когда он появился в «Не зная страха», вряд ли кто-то пророчил ему столь грандиозную роль. Но прошло ровно 10 лет с выхода той книги и мы понимаем, насколько он оказался важен. Насколько был важен всегда. Хотя технически пока еще он ничего не изменил в Ереси, разве что помог Эребу добраться до Эрды. Но в руках у него снова нож, и он снова идет в башню тирана…
Чем бы ни закончилась сюжетная арка Оллания Персона, ее финал, без сомнения, совпадет с финалом глобального сюжета Ереси Хоруса. И весьма примечательно, что точку в этой истории поставит «человек веры», «богобоязненный». Тот, кто по собственному признанию, прожил 45 тысячелетий нескончаемых войн лишь потому, что верил. Он отрицал богов, потому что жил в одно время с богами и знал, насколько они порой жестоки. Но продолжал верить в нечто большое, в нечто имматериальное, выходящее за пределы умственных способностей смертных. А иронично то, что при этом Олланий отказал в вере единственному настоящему богу этой галактике. Что ж, у него еще есть время исправиться.
Он действительно бог. Я видел истину. Философы другой эпохи использовали бы тот же вопрос, чтобы дискредитировать концепцию высшей силы. Мол, если есть страдания и тьма, значит богов нет. Но они – реальны. И да, страдания есть, и они должны быть именно потому, что боги их допускают… Я не утратил свою веру. Напротив, я обнаружил, что верю в Бога-Императора, который меньше бог, чем я бы хотел, но единственный настоящий.
Кирилл Зиндерманн, глава Ордена Испрашивающих.
Еще статьи по вселенной Вархаммера:
Волчья стезя – все поединки Русса
Тутеларии Тысячи Сынов: бойся своего ангела-хранителя
Лоргар и Ингефель, Часть 1 – Нефилимы
Трилистник Императора: Служить Человечеству
Севатар: Обрученный с Безумием, Вскормленный Смертью
Рунные жрецы не используют варп
Трудно быть богом: деконструкция целей и мотивов Императора Человечества
Последний иллюминат, или Как Малкадор Империум застраховал
Ордо Синистер: я – смерть, разрушитель миров
Магнус Красный: ибо умножающий знание умножает печаль
Политическая география Терры времен Объединительных Войн
Фулгрим: долг сильных - защищать
Протопримарх: Ангел Смерти Императора
Лоргар Аврелиан - Было нашим оружием Слово...
Феррус Манус: откровение железа
Конрад Кёрз – В начале был страх
Мечтаем о сериале по Ереси Хоруса: идеальный голливудский каст
Сангвиний, Великий Ангел: моя кровь – моя добродетель
Корпус Смерти Крига: закаленные в атомном огне
Ангрон Тхал’Кр – мертвые не предают
Пертурабо Непризнанный – апофеоз и падение спасителя галактики
Корвус Коракс – Ворон (Не)Обыкновенный
Кто такие Древние – что мы знаем о первородной расе галактики?
Робаут Жиллиман – Цезарь гримдарка, который знает, как надо
«Фигуры расставлены» Гэва Торпа – кто есть кто?
Генетическое семя и анатомия Примарисов – великий прорыв Коула или извращение шедевра Императора?
Леман, мать его, Русс – блиц-обзор Волка Шрёдингера
Хорус Луперкаль: лучшие уходят первыми…
Это, конечно, далеко не все) Полистайте ленту канала - там еще мнооого любопытного;)