Это история о том, как счастливое начало семейной жизни обернулось трагедией. Грабители нападают на молодоженов и угоняют их автомобиль, жена погибает, а ее муж становится главным подозреваемым.
___________
Город Хайелитша расположен на юго-восточной окраине Кейптауна на мысе Флэтс. Это один из самый быстрорастущих и самых бедных городов в ЮАР. Из-за повышенное криминогенной обстановки местные жители стараются не выходить за пределы своих жилищ в ночное время. 13 ноября 2010 года житель этого района, государственный служащий Симбониле Матокази, обнаружил на пороге своего дома иностранца-индуса, который находился в состоянии шока и не мог объяснить, что с ним случилось. Мужчина отчаянно стучал в двери.
"Извините", - сказал он. "Есть ли поблизости полицейский участок, куда я могу сообщить об угоне автомобиля?".
Матокази спросил индуса, где была угнана машина. Явно обезумевший мужчина закричал, что не знает даже марки автомобиля.
С приездом полиции удалось установить личность незнакомца - 30-летний бизнесмен Шриен Девани, проживающий в городе Бристоль, Англия. Он и его жена, Анни, прибыли в ЮАР за день до происшествия. В тот вечер пара решила осмотреть окраинные районы Кейптауна.
Около 22:45 нанятый семьей Девани водитель Зола Тонго остановился на перекрестке в городе, находящемся в 9 км к западу от Хайелитши. Внезапно из темноты выскочили двое вооруженных мужчин и, угрожая оружием, заставили водителя открыть двери и впустить их в машину. Спустя несколько минут они приказали водителю покинуть автомобиль. Со слов Шриена, следующие 30 минут грабители везли молодую пару в неизвестном направлении. Затем угонщики остановили машину, выбросили Шриена и уехали с его женой.
Полиция начала масштабные поиски угнанной машины, а так же водителя такси. На следующее утро в полицию позвонила жительница Элита-парка, района в Хайелитше, недалеко от дома Матокази. Она рассказала им, что серый микроавтобус Volkswagen Sharan, похожий по описанию на угнанное такси, всю ночь простоял у дороги близ ее дома.
В 8:00 утра полиция прибыла к машине. На заднем сиденье было обнаружено тело молодой женщины, как позже выяснилось, это была Анни Девани. Она была ранена в шею. Через несколько часов после обнаружения женщины в Хайелитшу прибыли судебно-медицинские эксперты. В последствии в медицинском отчете было указано, что ранение в шею было единственным повреждением у Девани. На месте преступления были обнаружены важные улики - отпечатки пальцев на левом крыле микроавтобуса. Следователи быстро установили их принадлежность - отпечатки принадлежали 26-летнему безработному местному жителю Ксолиле Мгени. Мгени был арестован пятью годами ранее из-за драки в баре и его отпечатки остались в базе данных национальной полиции.
Полицейские обнаружили Мгени в доме его родственников и сразу арестовали. В его комнате был найден сотовый телефон Анни Девани, спрятанный между матрасом и каркасом кровати. Мгени сказал, что этот телефон ему дал его знакомый, водитель такси...
_____________
19 октября 2010 года, за 3 недели до описанных событий, состоялась свадьба семьи Девани. Отец Анни, Винод Хиндоши, сын преуспевающего торговца, в молодости покинул индийский штат Гуджарат и переехал в Европу. Семья поселилась в маленьком городке Мариестад, Швеция. Винод открыл свой бизнес, их семья стала обеспеченной.
Анни было 28 лет. Близкие характеризовали ее как яркую, красивую и общительную молодую девушку. Когда она переехала в Стокгольм после окончания колледжа и устроилась в отдел маркетинга производителя мобильных телефонов Ericsson, отец подарил Анни новую машину и квартиру в престижном районе города.
После 25 лет Анни начала подыскивать себе мужа. Она регулярно летала в Лондон, где останавливалась в домах богатых родственников - ее дяди по материнской линии владели британской аптечной сетью Waremoss. Девушка проводила выходные, общаясь с многочисленной родней. Она решила, что ее муж будет индусом.
Одна из родственниц Анни увидела Шриена Девани на одной из вечеринок в Лондоне, ей понравились его происхождение, положение в обществе, воспитание и манеры. Затем она устроила неформальную встречу между Шриеном и Анни в кафе. Молодые люди понравились друг другу, в сентябре 2009 года они пошли на свое первое свидание. Семья Шриена Девани, как и семья Анни, были гуджаратцами, и они так же переехали в Европу (Англию). Отец Шриена открыл аптеку в Бристоле и дом престарелых. Шриен окончил элитную школу в Бристоле, изучал бухгалтерский учет в Манчестерском университете, затем переехал в Лондон, чтобы работать в бухгалтерской фирме Deloitte. Через год он уволился с работы, чтобы помогать в управлении семейным бизнесом. К своим 30 годам Шриен уже был миллионером.
Анни не была первой невестой Шриена. Тремя годами ранее он сделал предложение Рани Кансагре, дочери мультимиллионера, основателя индийской бюджетной авиакомпании SpiceJet. Пара объявила о помолвке на экстравагантной вечеринке в Лондоне. Однако несколько месяцев спустя Шриен резко разорвал отношения с невестой.
В феврале 2010 года Анни оставила свою работу в Стокгольме и переехала в Лондон. Пара поженилась. Место для проведения медового месяца было выбрано крайне неординарное - туристическая поездка в Южно-африканскую республику, Кейптаун. По словам родственников Анни, Шриен настаивал на таком месте, поскольку был присыщен морскими курортами и решил поехать в "экзотическое место".
Шриен и Анни прибыли в международный аэропорт Кейптауна из Йоханнесбурга 12 ноября. 4 дня до этого пара провела в кемпинге в национальном парке Крюкера. У аэропорта свои услуги им предложил водитель Зола Тонго на Volkswagen Sharan, они согласились. Он отвез пару в отель.
Шриену понравился водитель и его машина, поэтому он решил воспользоваться его услугами на следующий день. Было обговорено, что вечером следующего дня водитель заберет их из отеля и покажет трущобы Кейптауна. Шриен попросил консьержа отеля зарезервировать столик в 96 Winery Road, одном из самых известных ресторанов провинции Западный Кейп, в долине Хельдерберг, среди пышных виноградников, примерно в 40 км от Кейптауна. Однако по пути в ресторан Шриен и Анни решили, что ехать достаточно далеко. Тонго предложил отвезти их в более скромный ресторан с хорошей азиатской едой. Пара согласилась. Около 21:15 они съехали с шоссе на двухполосную дорогу, которая проходила через заболоченные низменности. Выйдя из ресторана в 22:11, в 22:15 они снова сели в машину Тонго и направились в сторону Кейптауна. По словам Шриена, в тот вечера "Анни хотела увидеть настоящую Африку".
Микроавтобус свернул на Клипфонтейн-роуд и повернул направо на главный проспект Гугулету. На перекрестке рядом с начальной школой, Тонго остановился на знаке "стоп".
Внезапно Шриен увидел человека, который начал наносить удары пистолетом по лобовому стеклу с такой силой, что Девани подумал, что стекло разобьется. Следующее, что он помнил, мужчина толкнул Тонго на пассажирское сиденье и сел за руль. Еще один мужчина с ружьем завалился на заднее сиденье вместе со Шриеном и Анни. "Фольксваген" отъехал от перекрестка. На заправке, как вспоминал Шриен, двое мужчин вытолкнули Тонго из минивэна. Затем они долго ехали по шоссе. Один из угонщиков остановил машину и приказал Шриену выйти. Тот отказался. Один из нападавших выволок его из машины.
Через несколько дней в Кейптаун на опознание прилетел отец Анни, Винод. Шриен отказался приходить в морг, и это было объяснимо, учитывая какой стресс он испытал от этих событий. Но позже выяснилось, что Девани в тот день пошел подстричься и купить новый костюм.
Местные детективы начали выяснять, могло ли за этим нападением стоять нечто большее, чем обычный угон с целью ограбления. Почему Девани ехали из аэропорта с Тонго, а не с гостиничной службой? И с какой стати они отправились в один из самых опасных района Кейптауна после наступления темноты?
Мгени почти сразу признался в причастности к угону. Он сказал полиции, что у него есть сообщник, человек, которого зовут Мавеве. Его нашли через два дня. На самом деле его звали Мзивамадода Леннокс Квабе, и он был соседом Мгени. После ареста Квабе рассказал подробности преступления. 20 ноября полиция выдала ордер на арест третьего подозреваемого. Это был водитель - Зола Тонго.
Накануне похорон Анни Шриен устроил вечеринку с друзьями. Затем его семья наняла Макса Клиффорда, известного лондонского агента, для работы с прессой. Через полторы недели после смерти Анни, Шриен дал интервью нескольким газетам, Винод заметил несоответствия в его истории. В своем первом интервью Daily Mail Шриен сказал, что это была идея Анни посетить трущобы Кейптауна. В интервью The Sun на следующей неделе он сказал, что это Тонго предложил им отправиться в путешествие, чтобы "увидеть африканские танцы", и что Девани скептически отнеслись к этому плану. Сначала Шриен говорил, что его выбросили из задней двери автомобиля во время движения. В интервью The Sun он сказал: "Они не могли вытащить меня, потому что были активированы детские замки, поэтому они вытащили меня из окна". Daily Mail процитировала "неназванные источники", которые утверждали, что полицейские медики не обнаружили никаких повреждений на теле Шриена.
"Предполагаемый угон машины на самом деле был не угоном, а частью хитроумного плана", — сказал прокурор Кейптауна на первом слушании. "Шриен Девани и Тонго работали вместе, чтобы скрыть правду. Анни Девани была убита по заказу мужа".
Согласно признанию Тонго, вскоре после того, как водитель отвез семью Девани из аэропорта в отель Cape Grace, Шриен отвел его в сторону и сказал, что хочет, чтобы "кое-кого убрали".
"Я поняла, что он хочет убить какую-то женщину. На тот момент я еще не знал о том, что они супруги", — рассказывал Тонго.
По словам Тонго, Шриен был готов заплатить 15 000 рандов (2200 долларов). Тонго получил бы дополнительно 5000 рандов. Он сказал, что сначала обратился к "посреднику", администратору отеля по имени Монде Мболомбо. Мболомбо привел Тонго к Мзивамадоде Ленноксу Квабе. В полдень в субботу Тонго снова встретился с Шриеном в отеле. "Уговор состоял в том, чтобы после угона автомобиля Шриен Девани и я будут выброшены из автомобиля целыми и невредимыми".
Согласно показаниям, в субботу днем Тонго встретился с Квабе и найденным им сообщником Мгени. Когда мужчины проезжали через Хайелитшу на машине Тонго, они обсуждали подробности нападения: как они будут его осуществлять и как будет произведена оплата. Тонго пообещал оставить 15 000 рандов в кармане за передним пассажирским сиденьем. Затем, в тот же вечер, он отвезет Девани на перекресток в Гугулету, где его будут ждать Квабе и Мгени.
Во время ужина в ресторане Surfside, по словам Тонго, Шриен снова отвел его в сторону и спросил, договорился ли он о деле. "Я подтвердил, что все было улажено". Затем Анни и Шриен сели в "фольксваген" и отправились в обратный путь в Кейптаун.
"Когда мы остановились на перекрестке, Мгени встал перед машиной, а Квабе стоял у моей двери", — заявил Тонго.
Ему сказали открыть двери. Квабе сел на водительское сиденье, а Мгени сел сзади.
"Шриен Девани и я продолжали делать вид, что нас "угнали" Мгени и Квабе. Я знал, что Мгени и Квабе не причинят вреда Шриену Девани и что в какой-то момент его высадят. Я также знал, что женщину похитят".
Квабе дал почти идентичные показания. Он рассказал, что Мболомбо позвонил ему в пятницу вечером, после того как Девани прибыли в отель, и сказал, что необходимо выполнить "работу".
"Тонго сказал мне, что привезет пару в городок. Муж хотел, чтобы работа была сделана в ту же субботу".
Примерно через шесть часов судья выдал ордер на арест Шриена Девани. Проведя два дня в тюрьме, он был освобожден под залог в размере 250 000 фунтов стерлингов (около 380 000 долларов США).
Полиция Кейптауна заявила, что они восстановили записи телефонных разговоров, подтверждающие, что Тонго и Шриен действительно обменивались текстовыми сообщениями. Полиция обнаружила в вестибюле отеля Cape-Grace кадры с камер видеонаблюдения, снятые через три дня после убийства, на которых видно, как Шриен вручает Тонго белый пластиковый пакет, в котором, по словам полиции, находится 1000 рандов.
Не хватало только мотива у Шриена Девани. Не было ни страховки на жизнь, ни завещания, ничего, что указывало бы на то, что Шриен был заинтересован в смерти Анни.
Спустя месяц прокурор Кейптауна сообщил магистратскому суду в Лондоне, что они получили показания под присягой от "важного свидетеля", который сообщил, что Шриен не хотел вступать в брак.
"Хотя Анни была милой, доброй девушкой, которая ему нравилась, он не хотел жениться. Но был вынужден, потому что его семья отреклась бы от него", — заявил суду адвокат из ЮАР.
17 февраля адвокаты Мзивамадоды Леннокса Квабе и Ксолиле Мгени заявили в интервью The Guardian, что признания их клиентов были получены полицией под пытками. Тем временем, у Шриена диагностировали тяжелую депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство, он был помещен в больницу Priory в Лондоне, популярный среди британских знаменитостей центр реабилитации психических заболеваний.
В суде полиция Кейптауна была вынуждена признать, что, хотя у них были компьютерные записи, показывающие, что Тонго отправил Девани семь сообщений в день убийства Анни, они так и не получили сам текст.
Защита Девани настаивала на другом сценарии. Тонго со своими сообщниками решил организовать нападение на семейную пару, чтобы украсть их деньги и украшения. Полиция изъяла у подозреваемых и их знакомых несколько вещей Девани, в том числе наручные часы Giorgio Armani, браслет из белого золота с бриллиантами, кожаный кошелек и телефон BlackBerry. Но сообщники Тонго потеряли контроль над ситуацией и ограбление пошло не по плану.
7 декабря 2010 года Зола Тонго предстал перед судом Западной Капской провинции. В соответствии с разделом 105A Уголовно-процессуального закона он признал себя виновным в вооруженном ограблении, похищении и убийстве Анни Девани по заказу Шриена Девани. Согласно условиям его соглашения по Разделу 105A, Тонго был приговорен к 18 годам тюремного заключения.
В апреле 2014 года, после долгой судебной тяжбы Шриен Девани был экстрадирован из Соединенного Королевства в Южную Африку. По прибытии он был арестован. Ему было предъявлено обвинение в организации покушения на свою жену. Он не признал себя виновным.
Суд над Девани начался 6 октября 2014 года. Во время перекрестного допроса основные свидетели Зола Тонго, Мзивамадода Квабе и Монде Мболомбо противоречили своим предыдущим заявлениям и большинству "ключевых элементов истории". Так и не удалось доказать, что деньги в пакете, который передавал Шриен Тонго были платой за организацию угона автомобиля, а не вознаграждением за проведенную экскурсию.
В ноябре 2014 года адвокат Девани высказался о прекращение дела в соответствии со статьей 174 Уголовно-процессуального кодекса, сославшись на отсутствие достоверных доказательств связи его клиента с преступлением. 8 декабря суд удовлетворил это ходатайство - Девани был оправдан. Судья прокомментировал:
"Тонго, который был единственным свидетелем, дал суду показания, которые настолько неправдоподобны и содержат столько ошибок, лжи и несоответствий, что просто невозможно понять, где кончается ложь и начинается правда. Я принимаю во внимание, что все три свидетеля Тонго, Мболомбо и Квабе, являются умными людьми и, следовательно, способны попытаться исказить свою версию, чтобы обвинить мистера Девани".
Мгени и Мболомбо не были привлечены к уголовной ответственности, поскольку так и не было доказано, что именно кто-то из них совершил выстрел. Они утверждали, что всего лишь "изображали угонщиков" в обмен на деньги, которые пообещал им Тонго.
После оправдания Шриена Девани в декабре 2014 года семья Анни Девани обратилась в коронерский суд в Великобритании с просьбой возобновить расследование этого дела и заставить Шриена публично ответить на вопросы. В сентябре 2015 года в суде Брента в Северном Лондоне коронер заявил, что не считает целесообразным возобновлять расследование, поскольку уголовное разбирательство закончено.
В июне 2022 года 42-летний таксист Зола Тонго был освобожден условно-досрочно после того, как отсидел 8 лет в тюрьме.
В 2022 году на канале Discovery вышел четырехсерийный документальный фильм Anni: The Honeymoon Murder по делу Анни Девани. В фильме собраны свидетельские показания и записи с камер видеонаблюдения, интервью со следователями и членами семьи Хиндоши.
#криминал #криминальное чтиво #расследование