Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Справедливость Сената Анны Иоанновны: просил вернуть вотчину – лишился фамилии

Среди документов эпохи царствования Анны Иоанновны (1730-1740) можно встретить немало интересных законодательных актов.

19 июня 1732 года, Сенат решил довольно скользкое дело некоего князя Федора Гагарина. Речь здесь пойдет об одной из младших ветвей этого известного в Великом Княжестве, Московском царстве и Российской империи, княжеского рода, происходящего от старых Рюриковичей – князей Стародубских.

Итак, некто князь Федор Гагарин, инженерный ученик бомбардирской роты Преображенского лейб-гвардии полка, подал челобитную о выдаче ему «для пропитания» поместий и вотчин, принадлежавших его деду Матвею Гагарину. Это Матвей Михайлович Гагарин, которого не следует путать с куда более известным князем Гагариным этой же эпохи – Матвеем Петровичем (1659-1721), казненным при Петре I за лихоимство. Дело это было не совсем обычно…

Не очень разбираясь именно в российской геральдике, заранее прошу у читателей прощения, если вдруг эта вариация герба Гагариных не соответствует эпохе
Не очень разбираясь именно в российской геральдике, заранее прошу у читателей прощения, если вдруг эта вариация герба Гагариных не соответствует эпохе

Федор Гагарин в челобитье указал, что отец его, князь Степан Гагарин «учинил над отцом своим князь Матвеем смертное убийство», а поместьями и вотчинами дела и отца его завладели родственники – Василий Степанович Вельяминов-Зернов, князь Иван Петрович Гагарин и другие лица. После преступления, Степан Гагарин вступил в брак с некоей Настасьей (Федор у них и родился) и был позже казнен. Мать Федора – Настасья уже била челом в Надворный суд и Вотчинную коллегию о возврате ей и ее сыну поместий и вотчин, но решения никого не получила. Вот Федор теперь просит уже Сенат разобраться.

Анна Иоанновна
Анна Иоанновна

Что же, рассмотрели в Сенате справку из Коллегии от 1729 года и решение, там, кстати, обнаружили четкое. По-видимому, Федор Гагарин решил, что при новом царствовании, что-то для него может поменяться. А справка между тем гласила: в 1722 году, князь Степан Гагарин был казнен «за смертное убивство отца своего», а вотчинам и поместьям погибшего князя Матвея, «по прежним дачам 712 и 716 годов», быть за дочерью его Прасковьей (в документе она именуется «Парасковьей Васильевой» - по мужу, а не по отцу), женой Василия Вельяминова-Зернова и племянником его князем Иваном Гагариным. Вдове же Настасье, которая объявила, что была замужем за Степаном Гагариным «и детей с ним прижила» - отказать.

Князь-душегуб, как выяснилось, был в бегах и под розыском аж с 1703 года (именно тогда он «извел» отца), утаил фамилию, женился и был схвачен почти через 20 лет. Не уточняется, ни где он столько лет бегал и скрывался, ни мотивы и обстоятельства самого его преступления. Еще Коллегия определила, что никакого недвижимого имущества у Степана не было – все было отцово.

Петербург Анны Иоанновны
Петербург Анны Иоанновны

Так вот Сенат приказал: решение Коллегии от 1729 года, оставить без изменения, так как никакой князь Степан Гагарин не наследник своему отцу (из-за преступления своего богопротивного), а за ним самим, убийцей, наследовать и вовсе нечего. Следовательно, и Федор Гагарин не имеет права ничего наследовать, так как, хоть и рожден он в законном браке, но отец его Степан был «в смертной вине» и скрывал фамилию. И в довесок – Федору, отныне не сметь называться ни князем, ни Гагариным, и писаться впредь – Матвеевым, фамилией под которой скрывался его зловредный родитель.