Найти тему
Путь пилота

Экзамен на частного пилота в Европе (EASA): практика

Финальный этап курса частного пилота - практический экзамен.

Общий налёт по нормативам EASA должен быть не менее 45 часов. За это время студент отрабатывает базовые навыки взлёта и посадки, процедуры действий при отказе оборудования, сдаёт теоретические экзамены, учится летать в контролируемом пространстве и вести радиообмен, совершает самый первый самостоятельный полёт по кругу и выполняет необходимый минимум по маршрутным полётам.

Новые возможности
Новые возможности

Если всё вышеперечисленное уже пройдено, и будущий пилот демонстрирует уверенные навыки управления самолётом, то инструктор выдаёт допуск к практическому экзамену.

В моём случае экзаменатор - это один из школьных инструкторов со специальным допуском к приёму экзаменов на частного пилота. Он же обычно обучает пилотов на более поздних стадиях: например, коммерческих, или по программе рейтинга на многодвигательный самолёт. Экзаменатор - это отдельный рейтинг, и его могут получить только инструкторы высшей квалификации с большим опытом работы.

Экзамен состоит из теоретической части, где необходимо спланировать маршрут, сделать предполётный брифинг и ответить на вопросы экзаменатора, и практической части.

Практическая часть, как правило, включает демонстрацию базовых манёвров, имитацию отказа двигателя, имитацию отказа приборов, взлёт и посадку с короткой полосы, взлёт и посадку с полосы без твёрдого покрытия, и маршрут до другого аэродрома с проходом через контролируемое пространство. В моём случае был маршрут с посадкой на двух аэродромах и проход через контролируемое пространство Праги.

Вообще работа в контролируемом пространстве - одна из самых сложных задач для начинающего пилота. Необходимо не только грамотно и точно пилотировать, но и вести активный радиообмен. Через некоторое время это уже перестаёт быть проблемой, но на ранних стадиях это довольно сложно.

Интересный момент был ещё и в том, что я никогда не летал через контролируемое пространство Праги: мы учились в Карловых Варах, поэтому я немного нервничал.

Впрочем, в итоге всё оказалось проще: в воздухе мозг как-то концентрируется на задачах и просто работает.

Самым сложным моментом оказалась погода. Солнце нещадно грело, и из-за этого была довольно большая турбулентность: самолёт то подбрасывало вверх, то тянуло вниз. Особенно это заметно при заходе на полосу. В таких случаях лучше заходить на немного повышенной скорости, а это требует большей дистанции для посадки. При этом ещё и болтает вверх-вниз, и приходится активно работать не только штурвалом, но и тягой. Скучать не приходится.

На одном из аэродромов (Rana) есть холм, с которого летают дельтапланы. В этом случае нужно тоже быть аккуратным - у них нет двигателя, поэтому при расхождении они имеют преимущество. Из-за сильной термички их довольно быстро выдувало наверх - отличная погода для дельтапланеристов =)

Наверное, самое главное на экзамене - это не нервничать и просто делать то, чему учили. Как правило, инструктор не допустит до экзамена, если есть пробелы в навыках, поэтому ключ к успеху - уверенное управление самолётом и грамотное планирование. Нужно в любой момент времени осознавать окружающую обстановку и вовремя предпринимать необходимые действия. Использовать чеклисты. Смотреть на карту, оценивать своё местоположение (на экзамене GPS выключен). Вовремя менять частоты на радио. Если заход нестабильный - без колебаний уходить на второй круг.

После приземления экзаменатор рассказывает обо всех проблемах (если таковые были), и, если пилот продемонстрировал навыки в рамках стандартов, то делает запись в лётной книжке, с которой можно брать остальные документы и идти в управление авиации за лицензией.

В общем, можно поздравить нового частного пилота с лицензией EASA =)

Основной блог: https://airman.pro