Найти тему
Мама Научит

Будет или банкиром, или бандитом... Это я опять о своем младшеньком

Оглавление

Цель воспитания - отнюдь не формирование у ребенка неких, заранее "загаданных" воспитателем качеств. Хотя именно так воспитание понимается во всех учебниках педагогики.

Мой опыт воспитания привел к настоящей "крамоле" - мы не можем достичь такой цели. Что в ребенке изначально заложено "природой-матушкой", генетикой, случаем - то в нем и будет.

Коллаж авторский
Коллаж авторский

Подумайте сами. Была у меня "классная" в школе. Она, рассказывая о своем детстве, всегда с гордостью вспоминала, как старшая сестра, которая ее воспитала, ей говорила: если взялась, делай как следует. Правильная же позиция, правда? И она всю свою жизнь жила по такому принципу.

Вот только... А что, кого-то воспитывали по-другому? Кому-то говорили: взялся - потом можешь сделать кое-как?

Или еще пример. Каждый из нас знает людей - маниакальных приверженцев порядка и чистоты. И каждый раз это качество преподносится как сформированное в детстве. Ну типа: меня родители приучали всегда за собой убирать, содержать свои вещи в порядке. А что, кого-то не пытались приучить к тому же самому? Ну не считая "особые" случаи, когда родители сами живут в бардаке. И кстати, в последнем случае тоже нередко из детей вырастают "поборники чистоты", хотя уж их-то никто не "приучал".

Сегодня решила написать о своей "педагогической концепции". И о том, что на самом деле могут и должны делать родители, если хотят своим детям "лучшего".

Было у отца три сына...

Знакомое начало, не правда ли?

И что? Как правило, двое умных, а третий - "дурак". Их по-разному воспитывали?

Вот такие получились три сына...
Вот такие получились три сына...

Кто-то скажет - младшенького избаловали. Но в жизни "дурак" - далеко не всегда младший. Не зря же "народная мудрость" подмечает: в семье не без "урода". Потому что даже в рамках одной семьи и единых требований дети вырастают абсолютно, фатально разными.

Мне сейчас опять возразят: должен просто быть индивидуальный подход. Ну да, кто же спорит. Там, где одному достаточно просто сказать, вокруг другого придется целые "пляски с бубном" организовать.

Можно ли приучить любого мальчика не раскидывать носки?

Можно.

Только один как будто родился со стремлением к порядку и бережливостью. И сам будет свои носочки каждый раз аккуратно складывать в специально отведенное место. А за неимением такого - сам его создаст.

Другому надо будет напоминать. Неделю, месяц, год. Но он в конце концов сдастся. И будет их оставлять в одном и том же месте. Став жить самостоятельно, возможно, будет придерживаться какое-то время заведенного порядка по привычке. А потом бросит раз, другой. И, поняв, что больше никто не ругает, снова "откатится" к первоначальному состоянию.

А третьему будет все нипочем. Можно ходить за ним по пятам и нудеть. А он будет ... "сейчас", "потом", "я устал" и т. п. Можно его носки убирать, выбрасывать... Он будет лихорадочно их искать ... перед тем, как выйти из дома. Но вернувшись, все равно бросит. Хоть смейся, хоть плачь.

И вот смысл тратить время и нервы на эти носки. Куда проще их самой убрать. А воспитательные усилия направить на более "плодородные" участки.

О младшеньком

Почему говорю о банкире или бандите? Что объединяет "крутого" бизнесмена и преступника?

На мой взгляд, это несколько качеств:

  • готовность действовать быстро,
  • склонность к риску,
  • умение, "упав", быстро встать и начать снова - и так много раз подряд.

Потому что в бизнесе ведь редко у кого получается сразу. Надо пробовать снова и снова. Причем каждый раз с равной, а то и большей степенью энтузиазма. И быть готовым к потерям.

Это как раз про моего. Сто двадцать раз получить "по рукам", а то и "по башке" - и снова сделать что-то совершенно не то и не так, как говорили. Просто потому, что так "захотелось". Или потому, что "подумал и решил попробовать".

Это про то, когда между "подумал" и "сделал" нет никаких пауз, раздумий, колебаний.

Да, конечно, уже писала, что учу просчитывать последствия. И останавливаться, если они грозят значительным ущербом. Очень надеюсь, что хоть как-то сработает.

Но точно знаю, что никогда он не будет спокойным, рассудительным. Рефлексирующая личность - это вообще не про него.

Думать, какой бизнес лучше?

Просчитывать варианты доходности?

Взвешивать, стОит ли?

Не-е-ет. Зачем? Если можно просто попробовать?

И ведь такие люди нужны. Они востребованы в мире, особенно в нестабильном.

Те, кто, потерпев неудачу, не станет впадать в депрессию и считать себя окончательным неудачником, а просто "отряхнется" и начнет все сначала.

Те, кто не думает, какое они производят впечатление на окружающих.

Кто, разбив голову, сначала орет "благим матом", потом наклеивает пластырь - и снова лезет в гору.

Так вот, о задачах воспитания.

Не пытаться вырастить из "осинки" "апельсинку", даже если очень хочется получить что-то сладкое и оранжевое. Даже если родители сами очень даже "апельсиновые". Родилась "осинка" у "апельсинок" - воспитываем хорошую "осинку". И думаем, где эта "осинка" будет по жизни востребована, где себя проявить сможет. Желательно с пользой для себя и без вреда для окружающих.

Ведь при одних и тех же "вводных данных" может вырасти чемпион по скалолазанию и зацепер, программист и "запойный" геймер.