Найти тему

как написать, аранжировать и записать песню? пошаговая инструкция. шаг#1 - форма, мелодия, текст

Оглавление

Вообще, статей с таким же названием нагуглил не один десяток, по диагонали просмотрел. Многие пишут здраво, доходчиво, но я хочу поделиться своими наработками, рассказать о своём опыте, ибо есть что рассказать. И рассказать, конечно же, не так, как это делают другие - рассказать исключительно по-своему, потому что кроме технических вопросов есть много мелких нюансов, о которых не все и не всегда говорят, возможно, потому что не знают, т.к. имеют другой опыт, может занимаются этим делом не так давно, а может и вовсе теоретизируют, не написав толком ничего. Но это их дело. Мой опыт и мой бэкграунд позволяет давать рекомендации профессионала, что я с радостью и сделаю. Ну а для начала я расскажу несколько слов о себе, почему я взялся вас обучать и какое моральное право на это у меня есть.

Песни пишу уже более 30 лет. Первые песни были написаны для рок-группы, в которой играл. Примерно в то же время поступил на эстрадное отделение музыкального училища по классу джазовой гитары. Примерно в то же время попал в клуб авторской песни. И если в училище меня учили профессиональному подходу к созданию музыки, то в бардовском кругу научили обращаться с поэтическим текстом, что для написания песен является очень важным навыком. Песен на свои и чужие стихи написал не очень много - около сотни, но ни за одну из них не стыдно. Что же касается аранжировки песен, то такую работу мне приходилось делать намного больше, чем писать песни - в послужном списке не одна сотня треков для самых разных составов: от рок-группы до симфонического оркестра, включая камерные, джазовые и даже фольклорные музыкальные составы. Моими услугами аранжировщика неоднократно пользовался Заслуженный деятель искусств России композитор Григорий Гладков, также есть песни, написанные и исполненные совместно со звездой советской эстрады Заслуженным артистом России Вячеславом Малежиком.

Итак, вы уже давно играете на гитаре или фортепиано (я беру в качестве примера именно эти инструменты, потому что они позволяют аккомпанировать, хотя если вы играете на баяне или аккордеоне - тоже сгодится) и поёте, аккомпанируя себе на своём инструменте, самые разные песни, то некоторые из вас рано или поздно придут к тому, чтоб начать создавать песни свои собственные. А для того, чтоб набить как можно меньше шишек, важно знать некоторые правила.

Многие мои коллеги предлагают делать план песни, заранее продумав её структуру. Мне кажется, что план, по которому строится песня, нужно знать. Вернее, знать варианты формы. Но именно знать варианты, а не сразу составлять план, потому что форма определяется уже в творческом процессе. А потому немного о форме.

Форма

Я бы выделил две основные формы: без припева и с припевом.

Песни без припева существуют очень даже часто, особенно в бардовской песне, когда нет необходимости делать песню запоминающейся, качающей. Ведь песни бывают совсем для другого - например, пишутся ради того, чтоб музыкально проинтонировать хорошие стихи, в которых структурно нет строчки для припева.

Хороший пример песен без припева - фактически все, кроме одной, песни из кинофильма "Ирония судьбы, или с лёгким паром" ("Хочу у зеркала", "Мне нравится", "По улице моей", "Я спросил у ясеня", "Со мною вот что происходит"), но Микаэл Таривердиев, я полагаю, специально выбрал такую форму для имитации популярной в те годы бардовской песни. Кстати, многие песни того же Макаревича тоже вполне себе обходились без припева: "Вагонные споры", "Марионетки", хотя в последней вместо припева использовался т.н. "хук", который громко, почти мимонотно, кричали все участники группы. Тот же приём, яркую, запоминающуюся мелодию вместо припева, использует Геннадий Гладков в "Песне Бременских музыкантов".

Песни военных лет, например "Катюша", "В землянке" - тоже написаны без припевов, хотя в последней есть две музыкальные темы, в которые укладываются четыре куплета. В общем, такая форма существует с вариантами, и примеров найти можно множество. Если вспомните такие - пишите в комментариях - будет интересно.

Гораздо чаще встречаются бесприпевные песни, в которых функцию припева выполняли несколько строчек, своего рода рефренов. В той же "Иронии судьбы" песенка "На Тихорецкую...", в которой каждый куплет заканчивался строчками про "вагончик тронется" с вариантами концовок. Примеров таких песен очень много. Навскидку "От печали до радости" Юрия Антонова. А вот в песне Вячеслава Малежика "Двести лет" тоже интересная форма, по принципу, как в уже упомянутой "В землянке": есть вторая музыкальная тема, на которую как бы поётся припев, но каждый раз слова разные, а вот рефрен "И ещё ещё ещё ещё ещё чего-нибудь" повторяется в виде одной строчки с повтором.

Я думаю, этими примерами разнообразие вариантов не ограничиваются, а потому если вам известны другие вариации на бесприпевную форму - пишите в комментах.

Про форму с припевом писать много и не нужно - тут всё понятно. Припев, конечно, оживляет песню, делает её более запоминающейся, более яркой, и чем контрастнее тема припева, тем интереснее получается песня. Про средства контрастирования мы поговорим позже, когда будем говорить о гармонической и ритмической основах. А из вариантов хочется выделить наиболее нетипичные. Ну, например, когда с припева песня начинается. Навскидку знаю как минимум два варианта: "Широка страна моя родная" Исаака Дунаевского и "Брич-Мулла" Сергея Никитина на стихи Дмитрия Сухарева.

Встречается ещё такая нетипичная форма, как песня с двумя припевами. Самый известный пример - "Третье сентября" в исполнении Михаила Шуфутинского.

Из формообразующих нюансов ещё хочется сказать про т.н. упомянутый выше "хук". Это своего рода мелодически рефрен, чаще всего вынесенный во вступление, в проигрыши, в концовку, ну, там есть варианты. Это в первую очередь яркая, цепляющая мелодия, контрастирующая с куплетом. Примеров - тысячи. Любой эстрадный хит не обходится без этого элемента. Я даже примеры приводить не буду - не знаю хитов без хука. Иногда хук повторяет тему припева, вернее, припев строится на мелодии хука. Иногда это сходство вариативно, как, например, в песне Вячеслава Малежика "Провинциалка".

Говоря о хуке, я могу сказать о таком нюансе: он не есть необходимость. Если вы пишите эстрадную песню, то да - он нужен, по крайней мере, желателен. Но если вы хотите спеть хорошие стихи, то это не самый важный элемент - важнее другие средства выразительности, о которых мы поговорим обязательно.

Старт

С чего начать? Тут есть варианты. Песня - это в первую очередь текст и мелодия. Стиль - это уже вопрос аранжировки. Да, в мелодии, а так же в гармонии и в ритме, стиль может быть заложен, но на начальном этапе он не играет столь важной роли.

Хотя, есть тут нюанс... Иногда стиль может быть первичен, если это помогает настроиться на нужный лад, когда какая-то аудиальная фантазия вдохновляет вас на определённые слова или музыкальные фразы. Если такое образное мышление вам свойственно, то, возможно дорога от стиля - это ваш путь.

Но вернёмся всё-таки к классическим вариантам, когда до стиля пока далековато и мысль о том, что песня - это в первую очередь мелодия и текст, возвращает нас к двум вариантам написания песни:

Первый - это когда есть текст и его нужно положить на музыку. Второй - это наоборот, когда есть музыка и к ней нужно придумать текст.

Скажу вам по секрету, что большинство песен пишутся по первому варианту. По второму - гораздо меньше, но, это моё субъективное мнение, песни написанные таким способом, гораздо ярче и интереснее. В любом случае, вы должны опираться на то, что у вас получается лучше: если вы музыкант в первую очередь, то берите хороший текст и работайте. Если вы поэт в первую очередь, то берите хорошие мелодии у хороших композиторов - и вперёд! Как именно вперёд - об этом в равнозначных разделах "Шаг первый. Я - музыкант" и "Шаг первый. Я - поэт".

Кстати, есть и третий вариант, которым часто пользуюсь я сам, но он уже, так сказать, для продвинутых пользователей - когда стихи и музыка появляются одновременно. Но в этом способе есть главная сложность - ваши таланты композиторский и поэтический должны быть соизмеримы, сбалансированы, иначе к хорошей музыке вы налепите абы-какие слова, или хороший тест втисните в неяркую невыразительную музыку.

"Шаг первый. Я - музыкант"

В этом варианте для начала работы вам нужен текст. Где его взять?.. Тут тоже есть как минимум два подхода.

Мы, кстати, часто будем раздваиваться, ибо хочется проработать все возможные варианты технологического и творческого процесса.

Первый - у вас есть конкретный текст, который вам понравился, который вы хотите сделать песней.

Второй - вы хотите найти текст, который хотите сделать песней.

Если в первом случае материал есть, то это вовсе не значит, что этот вариант проще, потому что любой текст требует работы над его мелодизацией. Иногда кажущаяся простота первого варианта оттеняет реальную простоту второго. Объясню. Бывает так, что просматривая поэтический сборник, вы волей-неволей пытаетесь пропеть каждое стихотворение. И тут часто бывает попадание. У меня так бывало.

Как-то в 2004 году на одном фестивале я услышал упрёк, что, мол, такой голос, такая гитара, а не спето ни одной песни на белорусском языке. Вернувшись домой, я посмотрел на книжную полку, что у меня есть на ней из белорусской поэзии. Обнаружился сборник стихов Максима Богдановича. Я открыл его на первой попавшейся странице и стихотворение, которое было там, сразу запелось. Я только взял гитару и быстро сыграл то, что меня спелось. Песня получилась буквально за несколько минут. Можете, кстати, послушать -
https://youtu.be/eWmpsxuK2qw

Т.е. во втором варианте самое главное - читать и пытаться пропеть, т.е. уловить внутренние поэтические интонации, иными словами, раскачать их. Если чувствуете, что не получается - переворачивайте страницу и читайте следующее стихотворение.

Чисто технически стоит обращать внимание на такой момент, как объём текста. Если стихотворение состоит из большого количества катренов, то, наверное, не стоит его брать в качестве песни, если, конечно, это не стихотворение-рассказ, история и вы не прочь её музыкально рассказать.

Тут ярчайший пример песен-историй, песен-репортажей у бардов классиков. У Владимира Высоцкого, к примеру - "Канатчикова дача" или "Пародия на плохой детектив". У Юрия Визбора "Этот город называется Полоцк". Но это особенный жанр - на него не всегда действуют законы, о которых мы говорим.

А вот если всего два катрена - то не всё потеряно. Известное стихотворение Иннокентия Анненского "Среди миров" прекрасно положено на музыку российским бардом Александром Сухановым. Ну или "На нашем корабле" Алексея Иващенко. Ну или из классики рок-музыки "Goodbye cruel world" Pink Floyd. Вполне возможно, что вы сделаете шедевральную миниатюру, которая войдёт в классику песенного жанра. Почему нет?..

Но всё-таки, я всегда обращал внимание на более объёмные тексты, хотя бы от трёх катренов, если не нужен припев, ну или всё-таки побольше, если припев просится.

UPD. Кстати, есть такой конкретный пример. Вячеслав Малежик как-то попросил прислать ему мои стихи для того, чтоб он попробовал написать на них песню. Я отправил старое стихотворение, состоящее из трёх катренов и в нём точно не было слов для припева. Буквальбно через час-полтора Вячеслав Ефимович прислал мне аудио-сообщение, в котором спел моё стихотворение.... со своим припевом, который он дописал сам. Было необычно, но интересно. Я принял результат этой работы. Песня получилась. Можете послушать, как вышло - https://youtu.be/20H1dofVAYM

Это я к тому, что если автор текста, который вы взяли в работу, не классик, а современник, с которым есть возможность обсудить, то вы можете попросить его дописать припев, а если он у вас вдруг получится своими силами, то попросить разрешения дополнить его текст своим "довеском".

Что касается припева. На самом деле, это не всегда просто - выделить припев из общего контекста. Я бы нашел катрен с наиболее яркими образами или словами, которые хотелось бы повторить, которые, скажу грубовато может быть, хотелось бы вдолбить слушателю. Если такие слова есть, то здорово, вам повезло, а вот если таких нет, то:

- либо пишите без припева,

- либо попробуйте повторять последние строчки каждого катрена,

- либо переворачивайте страницу и ищите другое стихотворение.

Но если вы нашли тот стих, который душа требует спеть, с припевом, без припева - не важно. Важно ваше внутреннее состояние и ваше желание сделать эти слова выразительнее, увековечив их музыкой.

Таким образом вы возвращаетесь к той точке, которую мы обозначили первым вариантом, когда текст, который вы хотите спеть, уже лежит перед вами. И вот в этот момент, мой вам, пожалуй ГЛАВНЫЙ СОВЕТ - не спешите брать в руки гитару или садиться за фортепиано - этим вы рискуете на данном важном этапе всё испортить. То, что вам сейчас пригодится больше всего - это диктофон и/или нотная тетрадь, карандаш и ластик, если вы владеете нотной грамотой.

Теперь читайте это стихотворение выразительно и эмоционально, но не так, как свои стихи читают поэты (сразу встаёт образ и голос Беллы Ахмадулиной). Читайте смысл, а не слова. Вам нужно поймать внутренние интонации, как я уже сказал выше, раскачать их, увеличить их амплитуду, пусть это будет мелодекламация, скажем так. Это техника позволит вам выкристаллизовать мелодию.

Есть и второй способ. Возможно, стих вам навеял какую-то мелодию, и она стала ритмически подходить к этому тексту. Постарайтесь её для начала зафиксировать или запомнить, потом пробуйте развить её. Когда мелодия более-менее устаканится, попробуйте попеть её а-капелла, привыкнуть к ней, получить удовольствие от этого звучания. И вот когда это будет получаться - можно будет уже пробовать делать гармонизацию при помощи аккомпанирующего инструмента.

Но прежде, чем мы перейдём к этому очень важному и ответственному процессу, мы рассмотрим вторую концепцию, когда вы - поэт и вы пишете текст песни на уже имеющуюся мелодию, в которой уже есть гармонизация и более-менее определённая форма.

"Шаг первый. Я - поэт"


Этот способ мой любимый. Может потому, что мне везло создавать песни таким образом и то, что получалось - получалось очень удачно.

В этом процессе самое важное - медитация на мелодию. Мелодия, особенно гармонизованная, т.е. с подобранными аккордами, содержит в себе определённые настроения. Здесь важно дать себе свободу. Это процесс похож на собирание пазла. Все когда-то собирали картинки из большого числа элементов. Сперва появлялись какие-то отдельные фрагменты в разных концах поля, потом они потихоньку собирались в общую картину.

Напевайте мелодию на "ля-ля-ля", пытайтесь произносить какие-то слова, словосочетания, пусть обрывочно, пусть в разных местах - не важно. В какой-то момент появятся отдельные предложения. Они притянут к себе и другие слова, другие образы. Наметив таким образом контуры, у вас начнёт проявляться идея, смысл, появятся связки между этими мыслями. Если у вас есть опыт писать стихи, то вам знакомо, как это бывает без музыки. Музыка в данном случае - хороший помощник, потому что она задаёт эмоции, эмоции задают интонации. Пробуйте вписывать связки, которые вам покажутся, возможно, неудачными - это не страшно - потом вы отредактируете и замените их, точно так же, как вы работаете с просто стихами. В этом процессе самое важное - не сдерживать себя, не ограничивать, действовать по принципу мозгового штурма. В какой-то момент вы поймёте, что основа песни готова. Дальше останется подредактировать, заменить неудачные образы, выстроить форму. Возможно, ваши слова не идеально легли в существующую мелодию, т.е. где-то не хватило слога, где-то появились лишние слоги. Тут стоит обсудить этот момент с автором музыки и, если он не против, подкорректировать мелодию под ваш новый текст.

По такому принципу мы писали песни с украинским композитором Александром Удовенко, автором музыки и песен к сериалу "Сваты". У Саши были довольно сложные ритмически мелодии, а потому приходилось местами договариваться. Идя друг другу навстречу, мы все вопросы решили и вскоре презентовали совместную концертную программу.

Таким образом, у нас уже есть песня. В одном случае вполне готовая, в другом - требующая ещё гармонизации. И вот эту важную тему мы обсудим в следующей главе, которую так и назову - "шаг # 2. гармонизация. основы и нюансы.

#написатьпесню

#сочинитьпесню

#написаниепесни

#авторскаяпесня

#композиция