Ура, мне в комментариях начали писать люди с предложениями о статьях. Это не значит что я буду хвататься за первую попавшуюся тему, просто сейчас запрос был действительно интересным.
Я писала про ужасных клиентов и их тараканов, но кто же такой "идеальный для меня клиент".
Сразу говорю - мне не 10 лет и я не верю в идеального мужчину и женщину, но считаю идеальном стремление к этому самому идеалу. Поэтому ниже приведу несколько пунктов тех, кто по моему скромному мнению может считаться идеальным клиентом для работы со мной и вообще в обществе. И, разумеется, этот клиент идеален для меня.
А вот ниже - напишу список вопросов, которые не сделают идеального клиента, но сделают человека, с кем приятно работать.
Портрет идеального клиента
Итак, попытаюсь составить совокупный образ идеального клиента на основе тех, с кем работала и продолжаю работать. Для начала - идеальный клиент мастер своего дела. Если речь идёт про ресторанный бизнес - человек знает практически все про него, если про салон цветов, то человек владеет информацией обо всех процессах в этой сфере. Речь идёт не про то, что должны быть знания всей мелочевки, но хотя бы общие представления каждого процесса должны быть известны.
Далее - идеальный клиент умеет формулировать свои мысли так, чтобы его понимали. Если нет допущения о знании специфичных терминов - идеальный клиент либо объяснит их в начале, либо будет избегать в дальнейшем. Очень сложно работать с клиентами, которые искренне верят, что я на первой встрече уже знаю всю терминологию и оборудования из предприятия, особенно если я даже не знала что они хотят.
Идеальный клиент хорошо пишет технические задания, однако открыт к обсуждению некоторых деталей. Важно понимать, что техническое задание: "Сделай так, чтоб было хорошо" - абсурдное, так как не понятно что является критерием. Один из моих любимых клиентов в сфере ремонта квартир пишет идеальные ТЗ, где по пунктам описывает желаемый (в цифрах и вещах) итог на каждом шаге сотрудничества.
Делая шаг в сторону, мы с этим человеком уже примерно 3 года. И ни разу у меня по заданию не возникали смысловые вопросы. Были небольшие изменения в плане деталей по моей инициативе, которые мы обсуждали и в дальнейшем принимали, но основу проекта он всегда писал четко и щепетильно.
Ещё важным пунктом - клиент должен быть заинтересован в хорошем результате. Нет, я не говорю делать работу за меня и т.д., я говорю про "хотябы быть на связи в рабочее время". Сюда же относится мое презрение к пофигистам, которым "делегировали" обращение ко мне. То есть мне делает заказ человек, которому, по сути, все равно, так как просто её/его попросили мне написать. С такими крайне сложно работать банально из-за отсутствия содействия.
Было бы здорово, если идеальный клиент следил за сроками и адекватно воспринимал временные возможности. С откровенно глупыми в этом плане не сталкивалась, но уверена, что есть люди, которые по несколько недель ждут ответа от заказчика, тот отвечает, а на следующий день слюной брызгает про дедлайн и всё в этом роде. Разумеется, он так же должен соблюдать сроки оплаты, думаю это очевидно, так что расписывать это не имеет смысла.
Идеальный клиент не устраивает драм на ровном месте, но так же искренен по отношению к исполнителю. Вспомните себя в кресле парикмахера, который не очень понял что вам нужно и взял короткую насадку. Стоит всего лишь сказать, всего лишь остановить его руку, но нет - сидим в кресле и терпим, а потом еще улыбаемся, делая вид что так и хотели. Но на деле - в голове искренняя досада, при чем на самого себя, что согласился\согласилась с тем, что не устраивает. Лучше, когда какие-то мелкие недопонимания решаются на месте, а не перерастают в массовую переделку и т.д.
Идеальный клиент знает цену услуг, а не пытается заниматься крохоборством с хорошим специалистом. Он понимает, что хороший специалист может уйти банально из-за кол-ва заказов, которые не торгуются как бабки на рынке. Однако все же - важна справедлива цена. И если исполнитель поставил цену выше рынка по причине 'без причины' - то с таким специалистом можно поторговаться, хотя лучше просто избегать.
И наверное самое важное - идеальный клиент должен понимать когда уместно задать вопросы, а когда самое главное не мешать, что относится к напряжённым моментам, требующим высокой концентрации. Я не против поговорить за жизнь, пока робот обрабатывает базу данных или устанавливается программа. Но я физически не могу говорить, когда с паяльником и пинцетом пытаюсь починить сломанный прибор за пару миллионов, а тот чиниться, зараза, не хочет. И если в этот момент кто-то начнет меня спрашивать про условные планы на вечер - услышит только злое фырчание и возможно немного мата.
Да, всем пунктам соответствовать сложно, хотя я описала, со своей стороны - нормальное человеческое отношение. Если клиенту плевать на свою же проблему, то есть он-она же платит деньги - то итог может не соответствовать ожиданию, а следовательно - возникает проблема, которую можно было бы избежать.
А ещё идеальные клиент должен любить котиков, потому что они милые. Мяу :3
Какие вопросы следует себе задать, перед наймом специалиста
Это инструкция не для идеального исполнителя, а для человека, с кем просто приятно работать.
- Знаю ли я, чего хочу получить в итоге? Исполнители не дешевые, может стоит дополнительно продумать все мои хотелки заранее, а не обрушивать их на исполнителя под конец работы.
- Есть ли у меня время для взаимодействия с исполнителем? Я понимаю, что работаю с новым человеком и если я хочу чтобы результат был лучше - готов ли я в свой выходной или свободный час - предоставлять нужные данные и отвечать на вопросы.
- Есть ли дыры в моём техническом задании? Действительно, всё что я не описываю, так как считаю очевидным - так очевидно всем, а не только мне.
- Какой минимальный результат я буду считать приемлемым? Я не стану сообщать об этом исполнителю, однако при достижении этого порога буду считать сотрудничество удовлетворительным.
- Реальна ли моя цель? Я соотношу свои силы и средства с желаниями, или я мечтаю о нереальных вещах в силу времени или материальной базы.
- Готов ли я принять решение исполнителя? Я понимаю, что нанимаю специалиста, трачу деньги, но его решение на данный момент не поддается прогнозу. Приму ли я его, если он подкрепит это серьёзными аргументами или я отказываюсь от возможных путей заочно.
Спасибо за внимание :3
#клиент #работа #идеальный клиент #вакансия #психология