Найти тему
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Брежнев и Косыгин приезжали, чтобы на Ивана Вашингтона посмотреть

Эти фотоработы принадлежат штатному фотографу Севмашпредприятия Юрию Ивановичу Лаврову. Снял он их в 1967-м, когда в Северодвинск пожаловала представительная делегация высших руководителей страны во главе с Леонидом Ильичом Брежневым. А повод для посещения города, завода и Беломорской военно-морской базы был значительным – местные корабелы заканчивали строительство головной атомной подлодки 667А проекта с 16 баллистическими ракетами в пусковых шахтах.

Атомная подлодка-ракетоносец проекта 667А несла в своих шахтах 16 баллистических ракет
Атомная подлодка-ракетоносец проекта 667А несла в своих шахтах 16 баллистических ракет

В просторечии за некоторое внешнее сходство с американскими кораблями такого же предназначения – Class Jorge Washington и наши корабли 667А проекта затем получили впоследствии шутливое прозвище «Иван Вашингтон». Это было на тот момент лучшее творение генерального конструктора Сергея Никитича Ковалёва. Практически эта лодка с оперативно-тактическим номером К-137 (заводской заказ № 420) открывала второе поколение атомных подлодок Советского Союза. И строили эти корабли на Севмаше и в Комсомольске-на-Амуре впоследствии достаточно массовой серией.

Леонид Ильич Брежнев и Алексей Николаевич Косыгин. Крайний справа – Дмитрий Фёдорович Устинов
Леонид Ильич Брежнев и Алексей Николаевич Косыгин. Крайний справа – Дмитрий Фёдорович Устинов

Возглавили московскую делегацию генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Политика и экономика Советского Союза находилась в руках этих людей.

Леонид Ильич Брежнев и директор Севмашпредприятия Евгений Павлович Егоров. Крайний справа у них за спиной Главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков
Леонид Ильич Брежнев и директор Севмашпредприятия Евгений Павлович Егоров. Крайний справа у них за спиной Главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков

Это уже позднее появилась серия несправедливых, обидных анекдотов про Леонида Ильича, а его время, на мой взгляд, огульно назвали «застоем». Тогда же генеральный секретарь ЦК КПСС, как свидетельствуют ветераны Севмашпредприятия, Леонид Ильич производил достойное и приятное впечатление – энергичный, общительный, лишённый какого-либо чванства, внимательно вникающий, слушающий доклады производственников и офицеров.

Гости с интересом знакомятся с кораблестроительным комплексом Севмаша. Чуть сзади слева – Дмитрий Фёдорович Устинов
Гости с интересом знакомятся с кораблестроительным комплексом Севмаша. Чуть сзади слева – Дмитрий Фёдорович Устинов

Экскурсию по заводу тогда возглавил сам генеральный директор предприятия Евгений Павлович Егоров, которого в Северодвинске с той поры чтят, как самого известного и уважаемого коллективом руководителя северодвинского предприятия-гиганта. В ходу тех, кто вспоминает сегодня о Егорове, часто звучат такие определения, как «легендарный наш директор» - при его руководстве предприятие перешло от надводных кораблей, дизель-электрических подлодок к созданию атомных лодок и освоило серию их второго поколения.

На палубе заводского дебаркадера после посещения подлодки: крайний справа Главком ВМФ СССР Сергей Горшков
На палубе заводского дебаркадера после посещения подлодки: крайний справа Главком ВМФ СССР Сергей Горшков

Гости из Москвы посетили не только кабинет директора Евгения Павловича Егорова в заводоуправлении, они побывали в нескольких цехах завода, осмотрел ряд других объектов кораблестроительного комплекса, в том числе и огромный наливной бассейн, поражающий воображение многих гостей Севмаша и сегодня. К-137 (командование кораблём принял капитан I ранга В.Л. Березовский) уже была выведена из цеха и стояла у заводского дебаркадера. Гости посетили и её, ознакомились с внутренним устройством и помещениями ракетоносца.

Гости не скрывали своего восхищения новым кораблём
Гости не скрывали своего восхищения новым кораблём

Самая совершенная на тот час техника советского флота, её аппаратура и приборы, созданные отечественной промышленностью, произвели сильное впечатление на руководителей страны – теперь мы могли состязаться с США в классе ракетных атомоходов второго поколения.

В учебном отряде подводного плавания Беломорской военно-морской базы
В учебном отряде подводного плавания Беломорской военно-морской базы

Надо сказать, что и на Беломорской ВМБ в Северодвинске высокие гости в тот день также побывали – здесь в учебном центре подплава предстояло готовить сотни специалистов для экипажей атомных кораблей, в том числе и самых новых серий. Брежнев и Косыгин выступили перед офицерами Беломорской ВМБ и рядовыми военнослужащими с краткими сообщениями, в которых не было никакой помпезности. Высокие гости держались просто, непринуждённо. Ими были отмечены заслуги Беломорской базы в подготовке подводников для атомного флота.

На причале военного порта Северодвинска. Позади Брежнева и Косыгина – главком ВМФ СССР Сергей Горшков и министр обороны СССР маршал Андрей Гречко
На причале военного порта Северодвинска. Позади Брежнева и Косыгина – главком ВМФ СССР Сергей Горшков и министр обороны СССР маршал Андрей Гречко

Руководители страны в тот же день участвовали также в церемонии награждения лучших североморцев, которую военные организовали прямо на причале в военном порту. Надо ли говорить о том, как гордились молодые ребята моряки, принимая награды из рук главных руководителей нашей страны?!

Приёмный акт К-137 подписали 5 ноября 1967 года. Первого «Ивана Вашингтона» Советский Союз принял в ряды Северного флота 27 ноября 1967 года. 11 апреля 1970 года этот головной корабль серии 677А К-137 получил ещё и именное название – «Ленинец». С ним он и вошёл в славную историю советского военно-морского флота. Первый командир подлодки Вадим Леонидович Березовский был удостоен звания Героя Советского Союза за освоение передовой военной техники.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.