Вагоны немецкого производства становятся диковинкой на железных дорогах в России. Подходит к концу срок их эксплуатации, из-за чего их или массово списывают, или переделывают им «начинку». Найти настоящего «шоколадного немца» сродни удачи. Тем более если это СВ. Я нашел и проехал в таком вагоне 10 часов. Уступает ли немецкое качество тверскому? Давайте разбираться.
Вагон «как в музее»
Я часто и много ездил в купейных вагонах производства немецкого завода «Аммендорф». А вот в СВ доводилось поездить мало! Повышенный интерес к этим вагонам у меня возник после посещения выставки, посвященной поезду «Красная стрела» в Музее железных дорог России в Петербурге. Музейщики восстановили один из вагонов СВ, который раньше работал в этом поезде.
После того, как я побывал внутри музейного вагона, мне, конечно, захотелось прокатиться на чем-то похожем.
Но проблема в том, что ничего такого поблизости – из Москвы и Петербурга – не курсировало. В ретропоездах (например, в «Рускеальском экспрессе»), хоть и используются старые вагоны выпуска немецких заводов Аммендорф и Герлиц, но у них другая «начинка». От оригинала там в лучшем случае остаются ручки на дверях.
Ретро, которое уходит
И вот удача! Неожиданный поезд и неожиданный вагон. Дополнительный поезд №587/588 Москва – Керчь, назначенный в последний момент – в августе 2022 года, когда, казалось бы, пик перевозок уже позади!
Поезд ходил окольными маршрутами – с Киевского вокзала вместо Казанского. И через Тулу. Причем время в пути до Тулы составляло 10 часов. Это в 3,5 раза дольше, чем напрямую на электричке. Причем из этих десяти часов пять приходилось на технические стоянки.
Составители расписания были с юмором и, наверное, сами того не подозревая, сделали прекрасный график для ночной поездки в столицу пряников и самоваров. Билет от Москвы до Тулы стоил около 3200 рублей. В стоимость поездки включено белье и дорожный набор.
Я не большой знаток Киевского вокзала и был приятно удивлен, когда смог выйти из метро «Киевская» прямо на нужную мне платформу, минуя выход в город и вход в вокзал. Вот бы везде так было!
Керченский поезд с Киевского вокзала отправлялся в 00:40. Вагоны – в ливрее РЖД, но перевозчик – Гранд Сервис Экспресс. Из-за очень высокого спроса на поездки в Крым у крымского перевозчика ГСЭ закончились свои вагоны, поэтому они взяли в аренду поезда у ФПК.
Я пришел еще до начала посадки и осмотрел поезд. Выяснилось, что все купейные вагоны в этом составе – тоже Аммендорфы или Герлицы (однотипные вагоны производились на обоих заводах) разных лет выпуска и разной степени сохранности. Историк вагонов Павел Дунаев, который в Музее железных дорог России как раз и занимается сохранением того самого вагона «Красной стрелы» и который стал моим попутчиком, смог сфотографировать в одном из соседних вагонов подобную заводскую табличку.
Наш вагон СВ – 1994 года выпуска.
«Это ретро, которое уходит. Нет, мы сделали все, чтобы в музее оно сохранялось на долгие годы. А уходит – из работы, из обыденной жизни пассажира. И навсегда. Ведь именно нынешний 2022 год становится временем, когда последним поступившим немецким СВ-вагонам (тип K/kiz) исполняется 28 лет (с “купейными” будем прощаться еще через пару лет). А тогда, в 1994 году на железные дороги России их пришло более сотни. Любопытно, что на стыке тысячелетий такие вагоны работали абсолютно в каждом фирменном поезде нашего государства. На текущий момент в ФПК их содержится не более трех десятков на всю Россию, а эксплуатируется с пассажирами – в разы меньше. Более того, я, пожалуй, затруднюсь назвать маршрут поезда, где бы они сейчас регулярно работали»,
– написал Павел Дунаев у себя на странице «Вконтакте» по итогам поездки.
Покрывала, софитки, чай из титана
В купе до-домашнему уютно. Мне нравится, когда в вагонах сохраняются какие-то традиции из прошлого, чего часто нет в современных поездах. Здесь видим аккуратно заправленные покрывала, у каждого пассажира по две подушки. Это стандарт вагонов СВ.
Зеркала над полками, светильники… Все это – тоже элементы ностальгии. Как и шторка на окне, опустить которую под силу не многим силачам.
Раньше наш вагон №083 05856 работал в составе поезда «Сибиряк», выяснил Павел Дунаев. Он выглядел совсем иначе.
Вагон СВ завода «Аммендорф» в бытность работы в поезде «Сибиряк». Фото: Слава Степанов
Именно с этим связано то, что обшивка межкупейных перегородок в вагоне и фурнитура на ней уже не «родные», другие зеркала и светильники. Непосвященному пассажиру кажется, что «всё как раньше», но меткий глаз историка видит несоответствия.
«С каждым взглядом на такие вагоны все сильнее убеждаюсь в своевременности сохранения для музея вагона № 001 07383 в 2015 году. Сейчас такого по сохранности вагона, как наш музейный, уже не найти. Захожу в купе экс-Сибиряка: да, есть утраты, главное, что бросается в глаза – перелицованные нетиповым пластиком стенки поперечных перегородок с неоригинальной фурнитурой на них (почему так произошло я понял лишь потом, когда мне показали его фотографию “новосибирского периода”). Но сохранен тот самый дух вагона – вагона постройки завода Waggonbau Ammendorf», –
продолжает Павел Дунаев.
После отправления предлагают чай – подстаканники тоже не «Таврии», а от РЖД/ФПК. А вот кондитерские изделия продавали с маркировкой ГСЭ.
Так ли хорош ретровагон?
Поездная бригада из Омска оказалась предрасположена к общению. Оказалось, что это не просто бригада, а очень опытные проводники и начальник поезда! В свое время они работали и на фирменных поездах, и представляли свои филиалы на выставках. Сейчас их направили в командировку в Москву чуть ли не на полтора месяца: вывозить пассажиров из Крыма. Хвалили немецкие вагоны, говорили, что зимой они теплые: их легко «растопить», а летом прохладные.
А я стал невольно сравнивать старый СВ с новыми вагонами. Титан мне нравится больше пурифайера. Его устройство таково, что он выдает гарантированно кипяченую воду.
Туалет… Тут спорный вопрос. Конечно, он старый и не такой опрятный, как в новых вагонах.
Но есть и плюсы. Во-первых, туалеты расположены с двух сторон вагона, а это значит, что пассажирам первых купе не нужно ходить через весь вагон, чтобы посетить заветное место.
Во-вторых, в туалетах установлены специальные накопительные бачки, которые опустошаются на станциях техобслуживания. Это позволяет не закрывать туалет на время стоянок поезда. В отличие от вакуумных туалетов эти не шумят. Еще один плюс – бесконтактный спуск воды педалью. Благодаря ему 18 (36, 54) пассажиров не нажимают грязными руками одну и ту же кнопку.
Впрочем, кто-то ругает систему с баками за неприятный запах в вагоне. Но я, сколько ездил, ни разу не чувствовал.
Наконец, в-третьих, туалеты в «немцах» определенно просторнее.
Климат. В вагоне хорошо работала вентиляция в сочетании с батареей. Было тепло, но при этом шел свежий воздух. Это во многом заслуга проводника. В то же время надо отметить, что вагоны «Аммендорф» уже в 1990-е годы оснащались хорошими системами кондиционирования!
Уже через час с небольшим начались технические остановки, и я лег спать. Конечно, показалось, что шумоизоляция здесь похуже, чем в новых вагонах. Но ведь сколько людей пишут, что скучают по стуку колес. Здесь он слышен…
Утренний чай.
Неприятный сюрприз – в купе нет розеток. Все по старинке: три розетки на вагон в проходах! Интересно, что мой адаптер к ноутбуку они не приняли. Не работал. А вот стандартные «вилки» для телефонной зарядки работали хорошо. Но это претензия к заводам, которые делали капитальный ремонт. Розетки добавить несложно, и при модернизации купейных вагонов много где это сделано!
В остальном, от поездки я получил большое удовольствие и возможность поностальгировать.
Вот из таких вагонов можно было бы делать настоящие ретропоезда!
Первоначально запись была опубликована на нашем сайте 1520today.ru.