Найти тему
1520. Все о путешествиях

28-летний СВ Аммендорф из Германии еще колесит по России. Комфортно ли в нем ехать?

Оглавление

Вагоны немецкого производства становятся диковинкой на железных дорогах в России. Подходит к концу срок их эксплуатации, из-за чего их или массово списывают, или переделывают им «начинку». Найти настоящего «шоколадного немца» сродни удачи. Тем более если это СВ. Я нашел и проехал в таком вагоне 10 часов. Уступает ли немецкое качество тверскому? Давайте разбираться.

Вагон поезда №587/588 Москва-Киевская – Керчь отправлением 04.09.22
Вагон поезда №587/588 Москва-Киевская – Керчь отправлением 04.09.22

Вагон «как в музее»

Я часто и много ездил в купейных вагонах производства немецкого завода «Аммендорф». А вот в СВ доводилось поездить мало! Повышенный интерес к этим вагонам у меня возник после посещения выставки, посвященной поезду «Красная стрела» в Музее железных дорог России в Петербурге. Музейщики восстановили один из вагонов СВ, который раньше работал в этом поезде.

Вагон «Красной стрелы» в Музее железных дорог России
Вагон «Красной стрелы» в Музее железных дорог России

После того, как я побывал внутри музейного вагона, мне, конечно, захотелось прокатиться на чем-то похожем.

Музейный вагон «Красной стрелы» в Музее железных дорог России
Музейный вагон «Красной стрелы» в Музее железных дорог России

Но проблема в том, что ничего такого поблизости – из Москвы и Петербурга – не курсировало. В ретропоездах (например, в «Рускеальском экспрессе»), хоть и используются старые вагоны выпуска немецких заводов Аммендорф и Герлиц, но у них другая «начинка». От оригинала там в лучшем случае остаются ручки на дверях.

Интерьер вагона «Рускеальского экспресса»
Интерьер вагона «Рускеальского экспресса»

Ретро, которое уходит

И вот удача! Неожиданный поезд и неожиданный вагон. Дополнительный поезд №587/588 Москва – Керчь, назначенный в последний момент – в августе 2022 года, когда, казалось бы, пик перевозок уже позади!

Поезд ходил окольными маршрутами – с Киевского вокзала вместо Казанского. И через Тулу. Причем время в пути до Тулы составляло 10 часов. Это в 3,5 раза дольше, чем напрямую на электричке. Причем из этих десяти часов пять приходилось на технические стоянки.

Скриншот расписания поезда. Яндекс.Расписания
Скриншот расписания поезда. Яндекс.Расписания

Составители расписания были с юмором и, наверное, сами того не подозревая, сделали прекрасный график для ночной поездки в столицу пряников и самоваров. Билет от Москвы до Тулы стоил около 3200 рублей. В стоимость поездки включено белье и дорожный набор.

Я не большой знаток Киевского вокзала и был приятно удивлен, когда смог выйти из метро «Киевская» прямо на нужную мне платформу, минуя выход в город и вход в вокзал. Вот бы везде так было!

Табло Киевского вокзала в подземном переходе
Табло Киевского вокзала в подземном переходе

Керченский поезд с Киевского вокзала отправлялся в 00:40. Вагоны – в ливрее РЖД, но перевозчик – Гранд Сервис Экспресс. Из-за очень высокого спроса на поездки в Крым у крымского перевозчика ГСЭ закончились свои вагоны, поэтому они взяли в аренду поезда у ФПК.

Вагон СВ завода «Аммендорф» 1994 года выпуска №083 05856 в составе поезда №587/588 Москва – Керчь отправлением 04.09.22
Вагон СВ завода «Аммендорф» 1994 года выпуска №083 05856 в составе поезда №587/588 Москва – Керчь отправлением 04.09.22

Я пришел еще до начала посадки и осмотрел поезд. Выяснилось, что все купейные вагоны в этом составе – тоже Аммендорфы или Герлицы (однотипные вагоны производились на обоих заводах) разных лет выпуска и разной степени сохранности. Историк вагонов Павел Дунаев, который в Музее железных дорог России как раз и занимается сохранением того самого вагона «Красной стрелы» и который стал моим попутчиком, смог сфотографировать в одном из соседних вагонов подобную заводскую табличку.

Заводская табличка в одном из вагонов поезда №587/588 Москва – Керчь
Заводская табличка в одном из вагонов поезда №587/588 Москва – Керчь

Наш вагон СВ – 1994 года выпуска.

«Это ретро, которое уходит. Нет, мы сделали все, чтобы в музее оно сохранялось на долгие годы. А уходит – из работы, из обыденной жизни пассажира. И навсегда. Ведь именно нынешний 2022 год становится временем, когда последним поступившим немецким СВ-вагонам (тип K/kiz) исполняется 28 лет (с “купейными” будем прощаться еще через пару лет). А тогда, в 1994 году на железные дороги России их пришло более сотни. Любопытно, что на стыке тысячелетий такие вагоны работали абсолютно в каждом фирменном поезде нашего государства. На текущий момент в ФПК их содержится не более трех десятков на всю Россию, а эксплуатируется с пассажирами – в разы меньше. Более того, я, пожалуй, затруднюсь назвать маршрут поезда, где бы они сейчас регулярно работали»,

– написал Павел Дунаев у себя на странице «Вконтакте» по итогам поездки.

Покрывала, софитки, чай из титана

В купе до-домашнему уютно. Мне нравится, когда в вагонах сохраняются какие-то традиции из прошлого, чего часто нет в современных поездах. Здесь видим аккуратно заправленные покрывала, у каждого пассажира по две подушки. Это стандарт вагонов СВ.

Дорожный набор ФПК
Дорожный набор ФПК

Зеркала над полками, светильники… Все это – тоже элементы ностальгии. Как и шторка на окне, опустить которую под силу не многим силачам.

Интерьер вагона СВ Аммендорф
Интерьер вагона СВ Аммендорф

Раньше наш вагон №083 05856 работал в составе поезда «Сибиряк», выяснил Павел Дунаев. Он выглядел совсем иначе.

-11

Вагон СВ завода «Аммендорф» в бытность работы в поезде «Сибиряк». Фото: Слава Степанов

Именно с этим связано то, что обшивка межкупейных перегородок в вагоне и фурнитура на ней уже не «родные», другие зеркала и светильники. Непосвященному пассажиру кажется, что «всё как раньше», но меткий глаз историка видит несоответствия.

Интерьер вагона СВ №083 05856 в сентябре 2022 года. Фото: Павел Дунаев
Интерьер вагона СВ №083 05856 в сентябре 2022 года. Фото: Павел Дунаев
«С каждым взглядом на такие вагоны все сильнее убеждаюсь в своевременности сохранения для музея вагона № 001 07383 в 2015 году. Сейчас такого по сохранности вагона, как наш музейный, уже не найти. Захожу в купе экс-Сибиряка: да, есть утраты, главное, что бросается в глаза – перелицованные нетиповым пластиком стенки поперечных перегородок с неоригинальной фурнитурой на них (почему так произошло я понял лишь потом, когда мне показали его фотографию “новосибирского периода”). Но сохранен тот самый дух вагона – вагона постройки завода Waggonbau Ammendorf», –

продолжает Павел Дунаев.

После отправления предлагают чай – подстаканники тоже не «Таврии», а от РЖД/ФПК. А вот кондитерские изделия продавали с маркировкой ГСЭ.

Чай в поезде Москва – Керчь. Вагон СВ Аммендорф
Чай в поезде Москва – Керчь. Вагон СВ Аммендорф

Так ли хорош ретровагон?

Поездная бригада из Омска оказалась предрасположена к общению. Оказалось, что это не просто бригада, а очень опытные проводники и начальник поезда! В свое время они работали и на фирменных поездах, и представляли свои филиалы на выставках. Сейчас их направили в командировку в Москву чуть ли не на полтора месяца: вывозить пассажиров из Крыма. Хвалили немецкие вагоны, говорили, что зимой они теплые: их легко «растопить», а летом прохладные.

А я стал невольно сравнивать старый СВ с новыми вагонами. Титан мне нравится больше пурифайера. Его устройство таково, что он выдает гарантированно кипяченую воду.

Титан в вагоне СВ немецкого производства
Титан в вагоне СВ немецкого производства

Туалет… Тут спорный вопрос. Конечно, он старый и не такой опрятный, как в новых вагонах.

Модернизированный туалет с накопителем
Модернизированный туалет с накопителем

Но есть и плюсы. Во-первых, туалеты расположены с двух сторон вагона, а это значит, что пассажирам первых купе не нужно ходить через весь вагон, чтобы посетить заветное место.

Во-вторых, в туалетах установлены специальные накопительные бачки, которые опустошаются на станциях техобслуживания. Это позволяет не закрывать туалет на время стоянок поезда. В отличие от вакуумных туалетов эти не шумят. Еще один плюс – бесконтактный спуск воды педалью. Благодаря ему 18 (36, 54) пассажиров не нажимают грязными руками одну и ту же кнопку.

Впрочем, кто-то ругает систему с баками за неприятный запах в вагоне. Но я, сколько ездил, ни разу не чувствовал.

Наконец, в-третьих, туалеты в «немцах» определенно просторнее.

-16

Климат. В вагоне хорошо работала вентиляция в сочетании с батареей. Было тепло, но при этом шел свежий воздух. Это во многом заслуга проводника. В то же время надо отметить, что вагоны «Аммендорф» уже в 1990-е годы оснащались хорошими системами кондиционирования!

Уже через час с небольшим начались технические остановки, и я лег спать. Конечно, показалось, что шумоизоляция здесь похуже, чем в новых вагонах. Но ведь сколько людей пишут, что скучают по стуку колес. Здесь он слышен…

Утренний чай.

Историк железной дороги Павел Дунаев
Историк железной дороги Павел Дунаев

Неприятный сюрприз – в купе нет розеток. Все по старинке: три розетки на вагон в проходах! Интересно, что мой адаптер к ноутбуку они не приняли. Не работал. А вот стандартные «вилки» для телефонной зарядки работали хорошо. Но это претензия к заводам, которые делали капитальный ремонт. Розетки добавить несложно, и при модернизации купейных вагонов много где это сделано!

-18

В остальном, от поездки я получил большое удовольствие и возможность поностальгировать.

Вот из таких вагонов можно было бы делать настоящие ретропоезда!

Первоначально запись была опубликована на нашем сайте 1520today.ru.