Благодарность и здоровье.
Часть 2
Продолжение размышления, которое было здесь:
1.
Итак, с одной стороны благодарность принадлежит к свойствам натур благородных и могущественных. Человек, обладающий духовной силой, осознает свою ценность как личности, он видит и понимает все те ресурсы, которыми ему повезло владеть. Чувство полноты сил, умение находить в жизни, в любой ситуации и в любых обстоятельствах что-то полезное для себя, то, что он может использовать или благодаря чему может получить удовольствие, - это рождает в нем радость и трепет. Радость от того, что он связан с этим, что оно включено в поле его воли, сферу его ответственности, его участия. Создается психологическая (эмоциональна, духовная) привязка его личности и воли к чему-то положительному для него.
Но испытывая удовольствие от полноты сил и благ, им полученных, он жаждет разделить свои светлые переживания с другими, а в первую очередь с теми, кто как-то связан с его силой и радостью. Посему он воздает им благодарность и делится своим счастьем, своей признательностью. Избыток энергии хочется дать кому-то еще. Поэтому страдающие и "жертвы" меньше способны быть благодарными - у них даже для себя не хватает ресурсов и сил, что уж говорить о том, чтобы поделиться с кем-то еще.
Тем не менее, бывают блага, которые человек получает для себя неожиданно, как будто не приложив усилий, например, как в случае внезапных подарков или благодеяний. В таких ситуациях тем более хочется быть благодарным и сделать что-то в ответ, как бы восстановив равновесие, ибо при достойном состоянии духа не хочется позволять себе легкой добычи или незаслуженных удач, во всем хочется ощущать собственную инициативу и ответственность. Поэтому, раз ты дал мне что-то без моего усилия, своей благодарностью и ответными благими действиями, я как будто покажу тебе, что у меня достаточно сил: моё могущество не позволит кормиться халявой. Ты получишь ответку. Сделал хорошее мне - получишь и ты. Наверное, такое нравственное чувство идет откуда-то из древнейших времен, когда люди жили небольшими племенами и все друг друга знали. В тех условиях ритуалы и традиции играли центральную роль в поведении человека, а экономика строилась не на деньгах, а на обмене - орудиями трудам, скотом и едой, драгоценностями, членами своего племени. Любой дар предполагал ответное действие, все имело практический смысл. Так же, как и в отношениях с богами или духами: хочешь что-то получить, принеси жертву или убей врага. Что-то пошло не так - искупи это жертвой или иными ритуалами.
2.
Но тут два нюанса по поводу благодарности. Первый в том, что сие действует, когда взаимодействуют на равных. Едва ли кто-то из олигархов будет воздавать такую благодарность своему уборщику, совсем другое дело - другому олигарху. Те же ритуалы древних племен имели свою логику тогда, когда все друг друга знают, и когда нет такого огромного количества социальных ступеней, разных профессий и социальных статусов. Когда нет такой разницы в мировоззрениях людей.
Второй аспект в том, что у некоторых способность к благим действиям становится гиперкомпенсацией, и тогда своими щедрыми делами, своими подарками и благодарностями они демонстрируют свое превосходство и власть над другими. Такая благодарность может даже принижать другого, выбивать у него почву из под ног, или же служить формой манипуляции.
3.
Помимо корреляции с благородством и могуществом, благодарность может коррелировать со способностью быть осознанным, то есть умением ясно и отчетливо осознавать, что с тобой происходит, осознавать себя и свои чувства. Это противоположность жизни на автопилоте, машинальной и рефлекторной деятельности. Это умение замечать, быть внимательным, наблюдательность в отношении своего дня, своих решений и достижений, своих побед и удач, своей жизни в целом.
4.
Исследования счастья показали, что такой фактор и такая сторона личности как благодарность показывает наибольшую корреляцию с состоянием счастья, по отношению с другими факторам.
Автор публикации - Попков Олег Евгеньевич
Также смотрите:
Как выжить в эпоху информации? Человек Информационный
Кругом негодяи, которые меня используют!
Если проблема есть, но её как бы и нет
Гарантирую 100%-ю эффективность в короткие сроки
Как изменить свою жизнь: что посеешь, то пожнёшь.
Величайшая афера современного мира
Принципы и правила эффективной психотерапии
Грехопадение как экзистенциальная данность
О рациональном и иррациональном в человеке
Автор: Олег Евгеньевич Попков