Автор: А. В. Петухов, старший преподаватель кафедры «Технология машиностроения» ГГТУ имени П.О. Сухого
Значительные достижения в области внедрения информационных технологий в учебный процесс не могут возникнуть сами по себе. Успех в этой сфере обеспечивается многолетней и упорной работой, направленной на постепенный переход от использования традиционных методов обучения к автоматизированным. Этот переход рассматривается на примере внедрения системы автоматизированного проектирования технологических процессов.
Впервые система автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР ТП) была внедрена в процесс курсового проектирования по дисциплине «Технология изготовления гидроприводов» в 1995 году. Опубликованные в этот период методические указания к курсовой работе по курсу «Технология изготовления гидроприводов» для специальности 12.11 «Гидромашины, гидроприводы, гидропневмоавтоматика» рекомендовали студентам при выполнении курсовой работы использовать САПР ТП.
Необходимость перехода от традиционного (ручного) проектирования к автоматизированному диктовалась потребностью разрешения противоречия между повышением сложности и качества создаваемых машин, с одной стороны, и снижением сроков их морального старения, с другой. Используемая САПР ТП представляла собой один из структурных компонентов САПР ТПП. Эта система при ее использовании в производственных условиях является инструментом технолога и нормировщика при проектировании технологических процессов в режиме диалога с ЭВМ.
Результатом внедрения САПР ТП в учебный процесс явилось приобретение студентами опыта, который позволил им по окончании вуза уверенно работать с автоматизированными системами в различных сферах деятельности, никогда не сомневаясь в правильности своих действий.
Решение задач автоматизации технологического проектирования
Выполнение курсовых и дипломных проектов при помощи систем автоматизированного проектирования значительно усложнилось в условиях пандемии. Сложившаяся ситуация послужила стимулом для исследований цифровой трансформации учебного процесса, в результате которых были сформированы следующие стадии процесса:
- Выбор автоматизированной системы
На этой стадии было проведено комплексное исследование систем разных компаний, включающее качественную и количественную оценки.
В основу методики качественной оценки положена теория выбора и принятия решений, которая исследует математические модели этого вида деятельности [1]. В данном случае имеется множество автоматизированных систем (АС), и задача сводится к выделению из него некоторого подмножества на основе представления о качестве вариантов, характеризующемся принципом оптимальности. Ввиду того, что в рассматриваемой задаче множество альтернатив, которыми являются АС, известно, она может быть отнесена к задаче выбора [1].
Рассматриваемые при проведении исследования альтернативы обладают многими свойствами, оказывающими влияние на решение. Укрупненно эти свойства могут быть классифицированы в определенные множества. При решении задачи выбора компании рассматривались следующие множества свойств:
- М' — возможность использования автоматизированных систем, разработанных компанией, для решения комплекса конструкторско-технологических задач;
- М'' — возможность использования автоматизированных систем, разработанных компанией, для решения комплекса задач электронного документооборота.
Детализация указанных множеств, показывает, что каждое из них образовано нескольким свойствами. Например,
М'{m1', m2', m3', m4', m5'},
где m1' — возможность создания параметрической 2D- и 3D-модели обрабатываемой детали;
m2' — возможность проектирования технологического процесса механической обработки детали;
m3' — возможность разработки управляющих программ для программно-управляемого оборудования;
m4' — возможность создания параметрической 3D-модели станочного приспособления, используемого в технологическом процессе изготовления обрабатываемой детали;
m5' — возможность проведения нагружения параметрической 3D-модели станочного приспособления для определения его работоспособности.
Аналогично,
М''{m1'', m2'', m3'', m4'', m5'', m6''},
где m1'' — возможность авторизированного входа в систему;
m2'' — возможность редактирования документов;
m3'' — возможность работы с файлами;
m4'' — возможность отправки и получения сообщений;
m5'' — возможность работы с заданиями;
m6'' — возможность поиска объектов.
Для формализации выбора наиболее подходящего поставщика программного обеспечения на основе доступных источников было принято решение о проведении классификации разработок фирм-поставщиков по трём группам.
К первой группе были отнесены претенденты, разработки которых поддерживают сквозное проектирование. Указанное требование реализовано в разработках всех трёх рассматриваемых фирм-поставщиков.
Ко второй группе были отнесены претенденты, в системах которых дополнительно предусмотрен контроль исполнительской дисциплины. Это требование также реализовано в разработках всех фирм-поставщиков.
К третьей группе были отнесены претенденты — интегрированные и платформенные CAD/CAM-системы, которые поддерживают разработку управляющих программ для оборудования с ЧПУ, а также имеющие модуль, позволяющий моделировать процессы нагружения конструкций и оценивать ее прочность с использованием метода конечных элементов. Эти требования были реализованы в разработках двух российских компаний.
Окончательное решение в пользу разработок компании «Топ Системы» было принято ввиду того, что учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого» с 2006 года включено в Программу поддержки вузов «Факультет САПР» компании «Топ Системы». А также потому, что в штате университета имеется преподаватель, обладающий c ноября 2019 года квалификационным статусом – «Сертифицированный преподаватель T-FLEX CAD».
- Адаптация системы к условиям ее использования в учебном процессе
Адаптация системы T-FLEX Технология к использованию в учебном процессе заключалась в наполнении баз данных технологического проектирования. Их состав показан на рис. 1.
В состоянии поставки в системе T-FLEX Технология хорошо сформирована база данных наименований операций. Фрагмент этой базы представлен на рис. 2.
При формировании базы данных технологического оборудования активно использовалась работа [2]. Отличительной особенностью указанной работы является то, что помимо технических характеристик оборудования в ней указана его стоимость, а также категория ремонтной сложности. Это позволяет объективно оценить технологическую себестоимость обработки детали.
Для формирования базы шаблонов текстов переходов использовались нормативные документы, регламентирующие правила записи переходов.
- Внедрение системы в учебный процесс
В учебный процесс система T-FLEX Технология внедрялась по трём направлениям.
Во-первых, система используется при выполнении лабораторных работ по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов» студентами специальности 1-36 01 01 «Технология машиностроения».
Во-вторых, система применяется при выполнении лабораторных работ по дисциплине «Автоматизированные системы технологической подготовки производства» студентами специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств (по направлениям)».
В-третьих, она используется при выполнении курсового и дипломного проектирования студентами специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств (по направлениям)».
Период внедрения системы T-FLEX Технология совпал c пандемией COVID-19, что в свою очередь наложило на работу системы дополнительные требования.
Эти требования заключались в том, что система должна не только функционировать в рамках локальной сети университета, но и обеспечивать стабильную дистанционную работу со студентами, находящимися по месту жительства. Эта возможность была предоставлена студентам за счёт использования клиент-серверной технологии.
На персональных компьютерах (ноутбуках), подключенных к сети Интернет, была установлена клиентская часть программного обеспечения системы T-FLEX Технология. Сотрудниками центра информационных технологий был отработан порядок авторизованного доступа студентов к серверной части программного обеспечения системы. Это позволило организовать дистанционное проектирование технологических процессов при курсовом и дипломном проектировании. Далее приведем описание последовательности проектирования технологического процесса с использованием системы T-FLEX Технология на примере детали «рычаг 16Б20П.061.405».
Первым этапом проектирования общего технологического процесса является создание параметрического чертежа в T-FLEX CAD 17 (рис. 4) с нанесением всех необходимых размеров, а также базы данных к нему, содержащей все необходимые параметры для нескольких исполнений (рис. 5).
Далее необходимо связать информацию, содержащуюся в базе данных, с системой T-FLEX CAD. Для этого во вкладке Редактор переменных (рис. 6), используя параметр Обозначение, создается список, содержащий обозначения исполнений детали, указанных в базе данных, и проводится привязка переменных к параметрическому чертежу рычага.
Создаётся «Типовой технологический процесс» (рис. 7), который содержит последовательность выполняемых операций. Для добавления операции необходимо выбрать «Типовая технологическая операция» (рис. 8).
В окне свойств операции заполняются такие параметры, как: номер, код, наименование, эскиз, оснащение, инструкции, исполнители, материалы.
Далее в операции создаётся «Типовой технологический переход» (рис. 9), где заполняются такие параметры как: операционное и вспомогательное время, текст перехода, режимы, оснащение.
На вкладке Параметры (рис. 10) создаётся связь между переменной в тексте перехода и обозначением поверхности на операционном эскизе.
Все остальные операции заполняются аналогичным способом.
На заключительном этапе проектирования формируется готовый комплект документов, состоящий из титульного листа, маршрутной карты, операционных карт и карт эскизов. Для получения комплекта документов необходимо воспользоваться вкладкой Документация.
Система T-FLEX Технология является платформенным решением совместно с PLM-системой T-FLEX DOCs. Благодаря этому при курсовом и дипломном проектировании появляется возможность дополнительно использовать такие возможности, как отправка и получение сообщений, а также работа с заданиями и поиск объектов. Всё это подготавливает студентов к работе на виртуальном предприятии, создание и развитие которых является перспективным направлением развития машиностроения в нашей республике.
Разработка управляющих программ в среде T-FLEX CAM
Современный этап развития CAD-систем (Computer-Aided Design) характеризуется значительным расширением сферы их использования. Теперь получить 3D-модель детали из 2D-чертежа (и наоборот) стало достаточно просто. При этом появилась возможность быстро и точно определять ряд параметров, таких как вес детали, площадь ее поверхности, координаты центра тяжести и моменты инерции относительно осей X, Y, Z. Интересным направлением совершенствования CAD-систем является их интеграция с CAM-системами (Computer-Aided Manufacturing). Одной из основных задач, решаемых CAM-системами, является разработка управляющих программ для станков с ЧПУ.
Многие разработчики программного обеспечения для автоматизации конструкторской и технологической подготовки производства уже оснастили свои системы соответствующими модулями, в том числе и компания «Топ Системы» — она разработала приложение T-FLEX ЧПУ, работающее в среде конструкторской системы T-FLEX CAD.
Высшие учебные заведения ставят перед собой актуальную задачу — ввести изучение интегрированных CAD/CAM-систем в учебный процесс подготовки инженеров-проектировщиков. Упор при этом нужно делать на практическое овладение навыками разработки управляющих программ с использованием 3D-модели изготавливаемой детали
Подготовка к внедрению в учебный процесс проектирования с использованием CAD/CAM-систем Гомельского государственного университета имени П.О. Сухого состояла из следующих этапов:
- Закупка лицензионного программного обеспечения T-FLEX CAD и T-FLEX ЧПУ.
- Установка и адаптация указанного программного обеспечения к условиям использования в учебном процессе ГГТУ имени П.О. Сухого.
- Подготовка учебно-методической литературы, содержащей руководство по применению CAD/CAM-системы, при курсовом и дипломном проектировании. Особенности этого этапа описаны в [3].
Исследование возможности использования CAD/CAM-системы при подготовке инженеров-проектировщиков было проведено студентами специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств (по направлениям)» при выполнении курсового проекта по дисциплине «Автоматизированные системы технологической подготовки производства» и при выполнении дипломного проекта.
Разработка управляющей программы проводилась в системе автоматизированного проектирования T-FLEX CAD и приложении T-FLEX ЧПУ.
Для получения управляющей программы были выполнены следующие действия:
- С помощью команды Редактор инструментов был создан режущий инструмент с необходимыми параметрами и сохранен в файле с расширением *.too (рис.12);
- На панели инструментов была выбрана команда Сверление 5D, а в ней – имя операции, инструмент, поверхность, относительно которой будет выполняться обработка, и параметры сверления (глубина, частота вращения, подача и т.д.). Результаты этой обработки представлены на рис. 13-15;
- На панели инструментов была выбрана команда Фрезерование 3D, а в ней – имя операции, инструмент, грань, которая будет фрезероваться, угол наклона инструмента, тип прохода и параметры фрезерования (глубина, частота вращения, подача и т.д.). Результаты этой обработки представлены на рис. 16-18.
- Для проверки разработанной программы была запущена команда Имитатор обработки, при работе которой траектория движения инструмента была представлена видео-роликом;
- Полученный результат в виде управляющей программы, фрагмент которой показан на рис 19, был сохранен в файле для передачи на станок.
Внедрение системы проектирования в учебный процесс показало не только возможность получения управляющей программы для станка с ЧПУ, но и практическую реализацию этой возможности студентами на базе лицензионного программного обеспечения. Результаты в виде управляющих программ, полученных в процессе дипломного проектирования с использованием платформенных CAD/CAM-систем, были высоко оценены членами Государственной экзаменационной комиссии.
Перспективы
В настоящее время существует три основных направления, по которым должна и будет развиваться цифровая трансформация проектирования технологических процессов и преподавание дисциплины САПР ТП.
Первое направление связано с внедрением программных продуктов, автоматизирующих выполнение функций управления проектами и документооборотом. Описание одной из таких систем, а именно T-FLEX DOCs, приводится в практикуме по курсу Системы автоматизированного проектирования технологических процессов, изданном в 2015 году. В нем описываются режимы работы с документами, файлами, сообщениями и заданиями, а также даются рекомендации по использованию системы для поиска объектов.
Второе направление – расширение применения T-FLEX CAD.
Третье направление связано с использованием 3D моделей для выполнения прочностных расчетов.
Богатый исторический опыт применения систем автоматизированного проектирования в учебном процессе подготовки высококвалифицированных инженеров-проектировщиков в перспективе гарантирует постоянное совершенствование как самих систем, так и методов преподавания, связанных с ними дисциплин.
Литература
- Петухов А.B. Формализация задачи выбора автоматизированной системы. Системный анализ и прикладная информатика. 2018;(1):16-20. < a href=Доступ. Код доступа: https://doi.org/10.21122/2309-4923-2018-1-16-20
- Технология машиностроения. Курсовое проектирование : учеб. пособие / М.М. Кане [и др.]; под ред. М.М. Кане; В.К. Шелега. — Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 2013. – 311 с.
- Петухов А.B. Цифровая трансформация проектирования технологических процессов при подготовке инженеров-проектировщиков: история и перспективы. Цифровая трансформация. 2020;(1):57-72. https://doi.org/10.38086/2522-9613-2020-1-57-72