Найти тему

Почему я уволился из школы и не жалею об этом #2

Оглавление

Ещё раз повторюсь: здесь я описываю исключительно свой опыт и свои впечатления о работе в данной профессии, потому я ни в коем случае не буду использовать имена, фамилии и уж тем более показательно выставлять номер школы. Я уверен в том, что есть ещё места, устроенные по совести, и люди, которые ходят на работу с удовольствием.

Да и на 1 сентября я постараюсь подготовить материал, в котором поговорю о хороших сторонах моей практики.

Если не читали первую часть, то исправляйтесь, а я продолжу.

Много теории, мало практики - будни педагогического университета

Первое, что можно услышать обо мне от людей, которые меня описывают - я очень ответственный человек. Я всегда стараюсь все делать вовремя или даже заранее, за все годы работы школы регулярно готовился к каждому уроку, а будучи студентом исправно всегда выполнял все задания, ещё и другим помогал. Закончил бакалавриат с красным дипломом. Я это пишу не для хвастовства, а чтобы объяснить степень отдачи делу.

НО никакой университет и никакая практика от университета не подготовят вас к профессии. Ты никогда не знаешь, в какую именно организацию ты попадёшь: какие там будут дети, какие учителя, какая администрация и контингент родителей. Можно бесконечно читать истории в интернете или слушать их от знакомых, но ты никогда не прочувствуешь, что значит, когда над твоим заиканием от страха смеются 30 детей, к примеру. Ещё интересный момент заключается в том, что детский коллектив может идеально себя вести на твоих уроках, пока ты практикант, потому что они воспринимают тебя, как что-то новое и необычное, но срывать уроки через один, когда понимают, что ты - их постоянный учитель.

Но дело даже не в детях.

Когда я устроился в школу, мне никто не объяснил, что такое интерактивная доска. Я учился в школе, когда их не было, в университете их не было, потому что они там не то, чтобы нужны, а когда я вышел на работу, то они висели в каждом кабинете. И что с ними делать? Как их включать? А если они не работают, то где писать?

И что странно: в большинстве случаев, когда ты подходишь что-нибудь спросить над тобой хихикают коллеги: «Вы что, как можно это не знать?». Причём это те самые коллеги, которые обычно чаще всего негодуют на тему того, почему молодёжь в школу не идёт и/или там не задерживается.

В мой первый год работы, разумеется, никакого кабинета мне не дали, поэтому я бегал по школе со своими вещами, и вот, зайдя в новый класс, я взял маркер и как обычно написал число на доске. Тогда я не знал, что интерактивная доска для таких манипуляций не подходит. Прилетело мне за это быстро.

-2

Такая же ситуация была с электронным журналом. В свои школьные годы, я был старостой класса, носил классный журнал, передавал его учителям, заполнял его за них и так далее ( ещё тогда надо было догадаться, что буду работать в сфере образования, забавно).

Когда меня брали на работу, я сразу честно сказал, что не в курсе, как электронный журнал заполнять и что с ним делать. Мне сказали, что, разумеется, помогут, только сначала надо подождать, пока будет готов аккаунт. Естественно, это затянулось. За сентябрь я несколько раз подходил за логином и паролем. И вот, в октябре я его получил. Но не просто потому, что на носу были первые каникулы, а потому, что администратор школы проверял журналы и увидел, что мои не заполнены вообще. Меня вызвали на ковёр и объяснили, что у меня 3 дня, чтобы проставить все темы и оценки за сентябрь, а то на меня жалобу написали.

И так во всем: университет не гарантирует подготовку к современным реалиям в школе, а на непосредственно на месте помощь хоть и обещают, но не оказывают. Отсюда как раз второй пункт.

Помоги себе сам, даже если не знаешь как

Про журнал и доску я уже писал чуть выше, но ведь это только часть, такое на самом деле происходит во всем. Например, спускается сообщение о том, что всем учителям необходимо провести тематический урок. Что за урок? Что за тема? Как его проводить? Зачем? Во всех ли классах или определённых параллелях? Тысяча и один вопрос в голове всплывают в голове практически сразу. Естественно, отправляешься в отснять у администрации, а тебе там говорят настолько размытые вещи, вопросов становится только больше. Как итог - ты крайний. Причём в одинаковой степени если неправильно понял и сделал по-своему, если понял правильно, но сделал неправильно или если не понял и делать не стал.

Сюда добавлю ещё, наверное, иногда очень странные распоряжения от руководства. Все учителя получают задание - дать на подпись всем родителям и ученикам из класса памятку по проведению экзаменов. Ты сидишь дома и ломаешь голову, каким образом, находясь на дистанционке (прошлый год, учились только 1-5 класс, остальные в дистанте), ты должен распечатать около 300 страниц памятки на каждого ученика, отдать им эти важные документы и получить их обратно. Связываешься с завучем и слышишь в свой адрес: «Ну остальные же что-то придумали, вот и вы придумайте». Спасибо большое, я же как раз к вам за советом приходил, очень помогли.

Подобное пренебрежительное отношение явно не идёт на пользу сближения коллектива. Отсюда жуткий диссонанс, когда на совещаниях ты слушаешь, что администрация- ваши друзья и главная опора, а потом имеешь честь личного общения и понимаешь, что желания обращаться ещё раз нет.

-3

Интересно, что и у коллег нет лишний раз желания помогать тебе. Я понимаю, у современного учителя огромная нагрузка и плюсом отвечать на миллион вопросов нового члены школьного сообщества совсем не хочется. Но если их не миллион и они те же самые, что мучают сейчас всех остальных? Почему если один человек нашёл решение общей проблемы, он не считает нужным этим поделиться? А администрация разве не в кусре общих проблем, почему бы сразу не давать задание со всеми вводными?

Поэтому большинство вещей разбирается самостоятельно, без участия коллег и администрации. А дел таких весьма много. Откуда они берутся?

Все ради баллов

Рейтинг решает все: чем больше у школы баллов, тем больше ее финансирование, поэтому ради баллов готовы на все. Вписаться в кучу проектов, а потом ничего с ними не делать, спихивая все на учителей, потому что это их обязанности, даже если это не так.

«Мы открываем медиа-класс»,- говорят они. Хорошо. А чем он будет отличаться от других классов, кроме того, что там будет 4 (обычно 2) часа истории в неделю? Да и ещё учитывая, что будущим журналистам не нужна история для поступления в университет.

«У них будут занятия по ведению социальных сетей, ютуб-каналов и так далее. Также они будут активно вовлечены в школьные СМИ. А факультативные занятия у них будут вести специалисты ведущих университетов страны». О как! Звучит интересно.

Что мы имеем в итоге? Социальные сети никто из них не ведёт, потому что не видит в этом никакого смысла, полностью отсутствует мотивация; школьное телевидение так и не создали, ведь нужна аппаратура, которую никто не будет закупать, потому что школьный бюджет был распределен на другие нужды, а на занятия вместо специалистов приезжали студенты-второкурсники. Звучит уже не так интересно, зато школа в проекте, у школы баллы. Зачем были такие громкие заявления при условии изначальной невозможности их выполнения?

-4

То же самое и с другими модными профильными направлениями: никого не интересует качество преподаваемых дисциплин, всех интересует только оформлены ли все документы, чтобы школе пошли баллы.

Школа перестала быть школой, когда в неё пришёл капитализм. Никто не хочет терять деньги, поэтому для их сохранения готов на все.

Обидно, ведь проекты и идеи, которые спускают сверху, порой могут носить весьма интересный характер, а спускают их с целью получить обратную связь: зайдёт или нет. Правда, никого не смущает потом, что проект по бумагам заходит абсолютно всем: и дети довольны, и учителя счастливы, и родители толпами переводят ребят из других школ в эту. Но все мы понимаем, что стоит за всем этим. Желание руководства на местах выслужится и обеспечить 146% выполнения задачи. Зачем так делать? В ожидании похвалы, из страха перед наказанием? Не до конца понимаю.

А кто страдает? Дети с 5 по 11 класс, которые читают текст про бобров после уроков? Или учителя, которые должны перед 17-летними ребятами плясать и максимально инициативно рассказывать про миграцию бобров? Думаю, все вместе.

Ну и напоследок, раз уж я заговорил про проекты классов.

Сегрегация

Конечно, термин этот носит несколько более серьёзный характер, но другим словом я это не назову.

Как работает детская психология? Чем чаще меня называют плохим, тем больше я уверен, что это так. Если в классе есть несколько двоечников ( «неуспевающие учащиеся» - теперь же двоечники не говорят), то они будут постепенно тянуться к успеваемости остальных в классе. Если в классе только пара отличников, а остальные не могут похвастаться хорошими оценками, то отличники будут со временем хуже учиться. Зачем стараться, если уроки опять будут срывать?

У меня в практике был прецедент. Был один мальчик, про которого все говорили, что он двоечник, ничего из себя не представляет, учиться не хочет, ещё и наглый и всякое такое. И, правда, тяги к знаниям у него особо не было, на все реагировал просто: «Ставьте 2».

Тут я решил поэкспериментировать и стал вызывать его к доске через урок и задавать ему простенькие вопросы, таким образом тройку свою он получал честно и самостоятельно. Видели бы вы его лицо, он просто сиял, когда понимал, что знает ответ на вопрос. Со временем он начал сам тянуть руку, отвечать, читать с упоением параграфы учебника. И вот вчерашний двоечник сегодня сидит и сам подсказывает всем на контрольных. Таким детям нужны в первую очередь вера и поддержка. Но что мы имеем чаще всего?

Создаётся несколько классов: в первом только отличники, во втором хорошисты и троечники, а в третьем только двоечники, либо те, у кого систематические огромные проблемы с поведением.

В первом классе учителя всячески культивируют превосходство над остальными. Говорят, как с ними хорошо работать, не то что с этими из другого класса. У детей невольно взращивается мысль: «Я лучше этих вот из другого класса». Дети перестают общаться друг с другом, начинают проявлять надменность и агрессию, а учителя потом удивляются, почему именно эти отборные дети становятся наглыми к 11 классу.

-5

В то же самое время среди двоечников господствует апатия. Если раньше они хотя бы видели, что рядом есть успевающие ребята, а значит есть шанс выучить ненавистную тему, то теперь, глядя на то, что тему не понимают все, ученики полностью расслабляются и занимаются своими делами. Учиться они отказываются. Ведь зачем учиться, если так же хорошо, как в классе отличников, не получится?

А учителя будто бы вторят мыслями ребят: постоянно твердят на каждом из уроков, что экзамен они не сдадут, что ничего они из себя не представляют, и что они вообще класс коррекции.

-6

2 года назад я утешал плачущих девочек из моего класса, которым учительница математики сказала, что они никогда, даже стараясь изо всех сил, не приблизятся к результатам другого класса. Накануне экзаменов - это, конечно, лучшая и самая ободряющая фраза.

Таким образом, в детей с детства вколачивают идеи о том, что есть элита, а есть прочая чернь. Проблема социального неравенства ужасна, но зачем самим ее усугублять?

***

Большое спасибо, что дочитали до конца, напоминаю, что я говорил здесь о проблемах, с которыми я столкнулся за свою практику. Говорю не для того, чтобы пожаловаться или поругать, а для того, чтобы в первую очередь поделиться с вами не самыми лучшими страницами профессии учителя и возможно даже поделиться опытом.

1 сентября постараюсь выпустить статью о плюсах работы в школе, а также 3 часть этой статьи, если, конечно, это будет интересно.

Всем спасибо, все свободны!