Хотя нет, совсем без них, наверное, финский художник-символист и фотограф Хуго Симберг (1873-1917) не был бы самим собой. В нашей стране Симберга знают не очень хорошо, хотя биография живописца была связана с Россией, он родился в Выборгской губернии и однажды отправился в длительное путешествие по Кавказу.
Визитными карточками Симберга можно назвать, пожалуй, две картины - утонченно-эстетские и наполненные смыслом "Раненый ангел" и "Сад смерти". Причем сам автор им четкого толкования не давал и вообще не любил обсуждать символику своих произведений. И в этих, и в других картинах нередко присутствуют образы потустороннего мира - ангелы, черти, сказочно-фольклорные персонажи, жутковатые и смешные одновременно, будто бы автор сознательно снижает пафос и говорит о потустороннем и пугающем максимально просто. Такая вот мистика в повседневной жизни.
Мы же предлагаем посмотреть на пейзажи Симберга, в которых сочетаются и реалистические, и символистские традиции (нет-нет да и мелькнут странные существа или темные фигуры...). Еще говорят, что это пейзажи настроения, на которых изображена условная местность, окрашенная в цвета человеческих переживаний. Вспоминаются то Мунк и Сольберг, то Галлен-Каллела, у которого Симберг брал уроки живописного мастерства. Художник также испытал влияние Арнольда Бёклина и Уильяма Блейка. А еще он замечательно передал северный колорит и неброское волшебство родной природы.