Друзья! Когда я стал писать статью о советских компакт-дисках (точнее о том, какие альбомы популярной музыки были на них выпущены), я столкнулся с массивом информации.
О советских компакт-дисках и даже специальных советских проигрывателях мало статей, но об альбоме, о котором пойдёт речь, информации предостаточно. Но речь пойдёт ни столько о самом носителе и его содержимом, сколько о причинах, по которым была выбрана группа «Алиса».
Итак, в 1990 году на дисках фирмы «Мелодия» была выпущен двойной релиз группы «Алиса»: новый альбом «Шестой лесничий» и избранные композиции из предыдущего альбома «Блок Ада». Так почему же именно Константин Евгеньевич и компания, а не Андрей Вадимович или Борис Борисович вместе со своими бандами?
Причина 1 — актуальность
Если брать в расчёт видные советские рок-группы и прокручивать композиции тех лет, то понимаешь, что больше половина из них не были столь актуальными и даже энергичными. Тем более, они меркли на фоне лидера «Алисы».
И надо сказать, что советские компакт-диски больше шли на экспорт, ибо мало у кого в СССР имелся CD-проигрыватель. А на Западе ещё рулили хард-рок-группы, в Лужниках прошёл большой фестиваль мировых звёзд гитарной сцены, а вместе с ними зажглась звезда группы «Парк Горького». И Константина Кинчева было не столь стыдно показывать зарубежному зрителю.
Причина 2 — интеллектуальная собственность
Вы спросите: «А как же Виктор Цой и Вячеслав Бутусов? Они разве не были актуальными?» Тут надо отметить, что на фирме «Мелодия» Бутусов со своей группой записал только один небольшой альбом, а Виктор Робертович практически не контактировал с ними. А у группы «Алиса» как-то получилось наладить довольно неплохое сотрудничество с «Мелодией»: в фонотеке и интеллектуальной собственности фирмы оказалось целых два альбома.
Причина 3 — технические новшества
Фиксация композиций для альбомов «Блок Ада» и «Шестой лесничий» велась на навороченной передвижной студии «Тонваген» (известной также как «MCI»). Это был большой 10-метровый фургон с 24-канальным магнитофоном, системой шумоподавления «Dolby», микшерным пультом «Sony», цветными мониторами и другими ухищрениями. Она была сделана в Лондоне в 1979 году, была представлена на московской выставке «Связь-80» и затем была выкуплена фирмой «Мелодия». Как правило, через неё проходили оркестры, хоры и вокально-инструментальные ансамбля. Но также удавалось записывать рок-музыкантов, правда подпольно и ночью. Когда фургон прибыл в один из дней 1983 года в Ленинград, легендарный звукорежиссёр Андрей Тропилло пролоббировать инициативу записать некоторые местные команды. Таким же образом появился культовый альбом «Радио Африка» с участием Бориса Гребенщикова и Сергея Курёхина.
В 1987 году «Тонваген» снова приехал в Ленинград, и вновь подсуетился Андрей Тропилло (к тому моменту лишившийся своей студии в Доме пионеров). Он организовал в доме культуры посёлка Шушары рок-фестиваль и записал выступления некоторых исполнителей (ДДТ, Телевизор, АукцЫон, Ноль, Автоматические удовлетворители). Была записана и группа «Алиса». Но вдруг Кинчев со своей группировок подумал: «А почему бы не записать полноценный альбом на таком оборудовании?» И за две ночи, прямо на сцене ДК, был записан «Блок Ада».
Музыканты «Алисы» сильно влюбились в передвижную студию и захотели записать следующий альбом в ней же. Но на то студия и передвижная, что она двигалась, причём по всей 1/6 части суши. И Константин вместе с коллегами поступил и просто, и сложно: передвигался по стране вслед за студией, и ночью вновь записывался.
И с того момента группа «Алиса» слишком ответственно стала подходить к записи альбомов и концертному звуку.
По всей видимости, причина выхода на компакт-дисках фирмы «Мелодия» записей группы «Алиса» всё-таки кроется в техническом богатстве этих самых записей.