Найти тему
Дошкольный логопед

Пора задуматься: немного статистики о детях с нарушениями речи

За последний месяц уже три человека сказали мне: «У вас очень, очень нужная профессия».

Нет, конечно, приятно слышать, что посторонние люди, включая врача, собирающегося поставить тебе прививку, одобряют выбор, который ты сделала много лет назад. Но… что они имеют в виду? И почему именно сейчас решили обрадовать меня этим известием?

Я попробовала прояснить вопрос: побродила по сайтам интернета, почитала новости и статистику. И… мягко говоря, была удивлена.

Мы, дошкольные логопеды, каждый день сталкиваемся с детьми с нарушениями речи. Поэтому в моей вселенной все было стабильно, а мир вокруг, оказывается, изменился. И, увы, не в лучшую сторону.

Вот какие данные приводит ученый И.Б. Карелина: за последние 20 лет из 23963 обследованных детей в возрасте от 1,5 до 7 лет нормальное речевое развитие имели лишь треть! Вчитайтесь еще раз: 31% детей не нуждались в помощи логопеда. У остальных дошкольников были выявлены различные речевые нарушения, в том числе достаточно сложные (алалия, дизартрия).

https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-zaderzhek-rechevogo-razvitiya-razlichnogo-geneza
https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-zaderzhek-rechevogo-razvitiya-razlichnogo-geneza

Цифры сегодняшнего дня еще печальнее. По данным Министерства просвещения, 87% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи.

Ситуация настолько катастрофична, что в России к 1 сентября 2022 года будет увеличен прием в ВУЗы по программам бакалавриата и магистратуры для подготовки логопедов и дефектологов.

Об этом говорится в поручении президента РФ Владимира Путина по итогам заседания президиума Госсовета.

https://life.ru/p/1438790
https://life.ru/p/1438790

Нас, логопедов и дефектологов, станет больше, потому что соответствующих специалистов в России попросту не хватает.

Как реагировать на эти изменения, я, честно говоря, не знаю. Логопеды привыкли работать с группой детей-логопатов, а эта группа неожиданно расширилась до масштабов страны.

Здравый смысл подсказывает, что обеспечить логопедом каждого из 87% нуждающихся в нем детей не получится.

А значит, у пап и мам современных дошколят есть три пути.

1) Первый – самый простой. Смириться. В конце концов ваш плохо говорящий малыш – один из большинства. И не будем рассуждать о связи мышления и речи. К чему? Как говорила мама одного из моих воспитанников, когда я в красках описывала перспективы печального будущего, а выполнять домашнее задание с ребенком ей по-прежнему не хотелось: «Не всем же быть гениями».

Конечно, не всем. И есть целый ряд профессий, не требующих высокой квалификации: дворник, уборщик, грузчик, курьер, расклейщик объявлений…

Позволю себе привести цитату из книги Анны Урюпиной «Раненая мама».

«Здоровые юноши и девушки сейчас, как правило, растут очень амбициозными, у них неадекватные и завышенные ожидания. Они хотят сразу после школы поступить в престижный вуз, после его окончания устроиться на высокооплачиваемую должность. А грязную работу делать некому, ради этого в Россию ежегодно приезжают тысячи нелегальных эмигрантов из стран Средней Азии. Так не лучше ли “воспитать Бабу-ягу в своем коллективе”?»

Вот только Анна воспитывает двух сыновей с диагнозом «легкая степень умственной отсталости», «расстройство аутистического спектра», и ход ее мыслей как раз понятен.

Но вы, делая выбор за своего ребенка с нарушением речи, должны знать: в большинстве случаев можно до определенной степени компенсировать даже тяжелые речевые патологии. Это требует времени, сил, родительской самоотверженности. Но это возможно.

Вы уверены, что «Ребенок никому ничего не должен», «Не говорит в три года, и ладно. Заговорит потом», надеетесь, что «Все как-нибудь наладится» или вам просто «Некогда». Ну что ж. Если не произойдет чуда (а чудеса случаются. По данным того же Министерства просвещения 1,5% из 87% малышей удается «разговориться»), у вашего подросшего ребенка будет достаточно большой выбор профессий. Страна получит такие нужные ей кадры для работы, которую пока «делать некому». Для страны это хорошо, для судьбы конкретного ребенка – судить не берусь. Но путь «невмешательства» имеет право на существование.

2) Путь второй. Обивать пороги госучреждений, искать логопедов в поликлиниках, логогруппы, частных специалистов. Быть может, самому в той или иной мере освоить профессию логопеда.

Путь эффективный, но, к сожалению, требующий больших временных и финансовых затрат. И я действительно не уверена, что пройти этот путь, учитывая соотношение «спрос – предложение» будет под силу каждой семье из заявленных 87%.

3) И путь третий. Отложить пульты от телевизоров, планшеты и гаджеты и наконец-то начать общаться с детьми. Задавать им вопросы и слушать ответы, найти время для совместных прогулок и долгих бесед. Рассказывать дошкольнику: «Это – ромашка. Она бывает луговой и садовой. Садовую ромашку называют «серебряной принцессой сада». Может быть потому, что ее желтая серединка напоминает корону. Как думаешь? Ты знал, что на ромашке можно погадать? Отрываешь лепесток и говоришь: «любит». А следующий лепесток – «не любит». Попробуй, погадай сам». Или «Это – радуга. Радуга появляется на небе после дождя, когда светит солнце. Есть легенда, что на конце радуги гномы спрятали горшочек с золотом. Иногда можно увидеть не одну, а сразу две радуги: одну над другой. Тогда люди загадывают желание. Говорят, оно сбудется. А знаешь, как запомнить цвета радуги? Нет? Сейчас расскажу».

Это непростой путь: вернуть традиции вечернего чтения и совместных досугов, разговоров за чашкой чая и веселой болтовни в тот момент, когда вместе с мамой печешь пирог на кухне или помогаешь папе чинить забор. Но мне кажется, выбор этого пути должен помочь большинству из нас. Попробуем?

Не ссылаться на плохую экологию и излучение микроволновки, антибиотики во время беременности и вечный стресс. Не воевать с ветряными мельницами, а просто взять лучшее из быта старшего поколения и тех времен, когда родители говорили с детьми, а 87% малышей не нуждались в помощи специалиста.