Найти тему
Native-Like Fluency in English

Сегодня я сама испытала то, что многие студенты описывают как «не могу не нервничать, когда надо говорить по-английски»

Моя ситуация была связана не с английским, но ошибаться было нельзя. Ни разу. Экзамен.

С английским я себе разрешила ошибаться. Если ошиблась, сразу корректирую. На экзамене корректировать нельзя.

Когда я разрешила себе ошибаться, я поняла, что важно не то, сколько я знаю, а в каком состоянии я нахожусь, когда надо применить то, что я знаю. Если я сосредоточена, но расслаблена, в спонтанных ситуациях я говорю без ошибок (или их мало, и я легко мгновенно себя корректирую).

Когда я не позволяю себе ошибаться, я сосредоточена до такой степени, что я забываю дышать. Так описывают своё состояние многие люди, которым трудно говорить на английском перед новой (или не новой) аудиторией и спонтанно отвечать на вопросы. Человек на самом деле многое знает, но его тестируют не на количество знаний, а на способность умело их применить в новых, самых разных ситуациях.

Самый легкий экзамен — тот, где все билеты известны заранее. Их можно просто выучить и гарантированно сдать.

В спонтанных ситуациях (а это любая беседа) ничего заранее не известно.

Если вы чувствуете, что ошибаться в речи на английском — непозволительно, это неправда.

Соберитесь, сосредоточьтесь, но не для того, что скажут другие люди, а для того, чтобы вам было проще спокойно ориентироваться в новой ситуации.

Когда мне спокойно, я спокойно и ясно вижу, откуда эти ошибки: от недостатка практики, избытка самоуверенности, неверного понимания задачи, или может от моего же недостаточно серьезного подхода к себе.

Многие люди учат, учат, но в день, когда нужно применить — отпускают все на самотёк, надеясь на лучшее: на то, что другие не спросят или наоборот спросят, на то, что другие будут в хорошем расположении духа, полностью отказываясь от своего преимущества (как бывает на дороге).

Ваше преимущество — в том, что бы можете сознательно подготовить себя и своё состояние. Я не могу контролировать то, как поведут себя другие люди, что они спросят, и как отреагируют. Я не могу заранее выучить все красивые фразы на английском и отрепетировать все уверенные ответы. Но я могу подготовить себя.

Чтобы уверенно и спокойно говорить с важными для меня людьми в новых для меня ситуациях, мне нужно быть:

  • Внимательной
  • Сосредоточенной
  • Расслабленной
  • Живой

Может, вы помните экзамены или собеседования, на которых вы от волнения не могли сказать ни слова, хотя все знали?

В таких ситуациях люди обычно описывают свое состояние словами:

  • Напряженное
  • Сосредоточенное до предела (вот-вот взрыв)
  • Рассеянное, несмотря на большие усилия сконцентрироваться (внимание зацикливается на чём-то одном, а все остальное выпадает из поля зрения)

Критерий — речь.

По речи можно понять, расслаблен человек или напряжен. Можно так же себя диагностировать. В напряжённом состоянии речь рассеянная и путаная. Есть раздражение, направленное на себя же.

В расслабленном, но сосредоточенном — речь естественная, понятная, и человек успевает ее слышать (т.е. слышать самого себя).

Объём выученного не влияет на уровень напряжения. Человек может знать очень много, но растеряться в самой простой ситуации, как будто никогда ничего не знал и не умел.

Несомненно, нужно практиковаться ещё, пока эта практика не станет обычным делом. Но нужно делать что-то ещё для стабилизации внутреннего состояния.

Я использую музыку (хотя сегодня включать музыку совершенно не хотелось), упражнения из курса саморегуляции. Сегодня думала о том, что может имеет смысл выбрать аромамасла (т.к. запахи мне обычно помогают).

Ошибаться можно.

Я начинаю задавать себе вопросы, когда ошибка одна и та же. Это значит, что выбранный мной метод — не работает.

Когда повторяющаяся «ошибка» — внутренний сбой, когда человек выпадает из нужного состояния и вдруг становится невнимательным, рассеянным, уязвимым, — метод «я буду учить без отдыха до следующего утра», хоть и приходит на ум первым, — явно неподходящий (для меня).

Если проблема в состоянии, то и работа должна быть с состоянием.

Какие у вас есть способы справляться с таким волнением, когда вы сами себя не узнаёте?

If you already speak good English but your goal is Native-Like fluency, you’re welcome to join our Community of Practice and connect with other curious and daring learners. Unlock dozens of creative exercises that focus on developing cognitive skills in a foreign language and help you build a deliberate practice routine to attain better fluency. No credit card is required to begin. Start your free trial today

#native-like fluency #natalia tokar #upskillme #наталья токарь #английскийязык