Найти тему
Институт воспитания

Книги для детей. Что читать с ребёнком?

Оглавление

Для родителей школьников и учащихся в организациях системы СПО специалистами Института воспитания разработаны специальные «шпаргалки» по совместному чтению художественной литературы с детьми и подростками.

«Шпаргалки» представляют собой 4 пособия, содержащие списки книг классиков и современных отечественных и зарубежных авторов с аннотациями и примерами вопросов для обсуждения по каждому изданию – отдельно для каждой категории детей от младшего школьного возраста до ранней юности. Каждая книга проверена по специальным критериям в рамках психолого-педагогической экспертизы, для удобства поиска в библиотеках и магазинах также указаны выходные данные изданий.

Что почитать с детьми?

Детям до 7 лет

  • Анастасия Ласточкина «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!»
-2

Серия книг для семейного чтения про зайчика Севу может сопровождать ребёнка на протяжении всей его дошкольной жизни. С помощью этих историй можно подготовить ребёнка к важным этапам его жизни, например, первому походу в детский сад.

К этой истории можно обращаться, если у ребёнка возникают конфликты в детском саду. Она наглядно показывает и учит тому, как можно и нужно себя вести среди сверстников, учит дружить, уступать, вовлекает в творчество. Интересно, по-доброму и доступно в истории раскрывается ответственный момент — как «не хочу» превращается в «хочу». Ребёнку будет очень интересно увидеть, как именно это происходит, а для родителей появляется возможность сделать это понятным.

В сказке ведётся сравнение жизни до детского сада и в детском саду. Добрые отношения, дружба, внимательность и умение следовать правилам — вот что может помочь установить эта книга во взаимодействии ребёнка с другими детьми.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, что Сева сделал не так, когда познакомился с медвежонком Мишей? С рысью Лизой? С совой Соней? А с енотиком Сеней?
  • Почему у него не получилось сразу с ними подружиться? А что надо сделать, чтобы подружиться?
  • А что бы ты сделал на месте зайчика Севы?
  • Почему Сева не захотел уходить домой из детского сада? Как ты думаешь, на следующий день как будет вести себя зайчик Сева в детском саду?
  • У Севы получилось подружиться с другими героями в детском саду. Для этого он хотел извиниться. Но воспитательница сказала, что этого мало. Почему?
  • Воспитательница сказала: «Дела говорят громче слов». Что это значит?

Скачать «шпаргалку» для дошкольников.

Детям в 1-4 классах

  • Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
-3

Известная сказка Шварца поможет обсудить с ребенком понятия «время» и «временность». Порассуждать на тему ценности времени и уважения к нему.

«Сказка о потерянном времени» — это поучительная история, которая приключилась с четырьмя очень ленивыми школьниками. Ребята понапрасну тратили много времени, не осознавая его ценность. Однажды злые колдуны, желая забрать у ребят их молодость и время, наслали на школьников чары, сами стали молодыми, а ребята превратились в старичков.

С этого момента начинаются их приключения, и «старичкам» придется изрядно потрудиться, что побороть злое волшебство и вернуть свое время.

Что обсудить с ребёнком?

  • Главная мысль сказки: «Тот, кто понапрасну тратит время, сам не замечает, как стареет». Обсудите с ребенком эту фразу, как он понимает ее смысл? Поделитесь также и своим мнением.
  • Какие качества помогли Пете и ребятам все-таки одержать победу над чарами?
  • Обсудите, что значит «бережно относиться ко времени».
  • Время – это наш ресурс. Такой же, как деньги, здоровье, силы. В какие дела важно вкладывать этот ресурс, чтобы он не прогорел, а дал результаты?

Скачать «шпаргалку» для младших школьников.

Детям в 5-8 классах

  • Фрэнсис Бернетт «Таинственный сад»
-4

Невероятно трогательная и мудрая история о маленьких детях — Мери, Дикене и Колине, обретших Таинственный сад, а вместе с ним — здоровье, дружбу и жажду к жизни.

Все дети любят тайны, и маленькая нелюдимая Мери не исключение. Потеряв родителей, избалованная вниманием слуг девочка приезжает из Индии в Англию в замок своего дядюшки. Поначалу ей, привыкшей к роскоши и всеобщему послушанию, приходится несладко на новом месте. Но постепенно свежий воздух, обретение друга Дикена и жажда раскрыть загадки старого замка делают Мери обычным добрым ребенком, стремящимся провести время как можно интереснее. В замке Мери обнаруживает своего кузена, вечно болеющего и тоже избалованного мальчика Колина, и решает посвятить нового товарища в одно из найденных чудес замка — Таинственный сад. Дети решили позаботиться о прекрасном саде, и с этой заботы начались прекрасные изменения, случившиеся в их сердцах.

Книга учит, что труд и старание всегда дадут свои плоды, а также подтверждает известную пословицу «что посеешь — то и пожнешь».

Вопросы для обсуждения:

  • Давай обсудим пословицу «что посеешь — то и пожнешь». Как она объяснена в этой книге?
  • Забота о саде и друг о друге сделала детей открытыми, общительными и здоровыми. Что в жизни случается с человеком, который искренне о чем-либо или о ком-либо заботится?
  • Что значит выражение «душа расцветает»? Под влиянием чего душа может расцвести?

Скачать «шпаргалку» для подростков.

Детям в 9-11 классах

  • Нина Дашевская «Я не тормоз»
-5

Повесть является победителем конкурса детской книги «Книгуру» и включена в серию «Встречное движение».

Знакомство с текстом раскрывает динамичный внутренний мир подростка, сложные взаимосвязи понимания себя в мире и мира в себе. Отношение к собственному имени, к авторитету среди одноклассников, к членам семьи — в центре внимания главного героя и, вероятно, любого подростка. Синхронизация внутреннего движения в поиске самоопределения и внешнего движения показана в повести удивительно красивым и точным образом. Город осваивается главным героем через открытие простора и присвоение отдельных мест, звуков, надписей, памятных моментов. Попытка творческого самовыражения через стихотворную форму, через игру в слова восхищает, особенно если сравнить первые опыты и финальные строки книги.

Этапами личностного роста становятся поступки, связанные с заботой о других: о членах семьи, о первой учительнице, о друзьях, о соседях. Главному герою удается открыть внутреннюю глубокую связь с родителями и поддерживать ее через общие ценности.

Вопросы для обсуждения:

  • Главный герой постоянно в движении, он говорит: «Скорость жалко терять». Почему? Куда он так спешит, что боится потерять скорость?
  • Какие качества есть у Игната? Почему к нему обратилась одноклассница, чтобы организовать помощь учительнице? Как он оценивает самого себя?
  • Что значит «уметь молчать»?
  • «Должен» или «хочу»? Что выбирает главный герой? Как он справляется с противоречием, которое часто возникает между «должен» и «хочу»?
  • Герой задается вопросом: «Почему человек часто говорит и думает об одном и том же?» А как бы на этот вопрос ответил ты?

Скачать «шпаргалку» для старших школьников.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания РАО

____________________________

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.

-6

Еще больше интересного в соцсетях Института воспитания:

👉🏻 в Telegram-канале;

👉🏻 в официальной группе ВКонтакте;

👉🏻 а для ваших детей собрали полезные и нескучные материалы тут.

До новых встреч!