Для родителей школьников и учащихся в организациях системы СПО специалистами Института воспитания разработаны специальные «шпаргалки» по совместному чтению художественной литературы с детьми и подростками.
«Шпаргалки» представляют собой 4 пособия, содержащие списки книг классиков и современных отечественных и зарубежных авторов с аннотациями и примерами вопросов для обсуждения по каждому изданию – отдельно для каждой категории детей от младшего школьного возраста до ранней юности. Каждая книга проверена по специальным критериям в рамках психолого-педагогической экспертизы, для удобства поиска в библиотеках и магазинах также указаны выходные данные изданий.
Что почитать с детьми?
Детям до 7 лет
- Анастасия Ласточкина «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!»
Серия книг для семейного чтения про зайчика Севу может сопровождать ребёнка на протяжении всей его дошкольной жизни. С помощью этих историй можно подготовить ребёнка к важным этапам его жизни, например, первому походу в детский сад.
К этой истории можно обращаться, если у ребёнка возникают конфликты в детском саду. Она наглядно показывает и учит тому, как можно и нужно себя вести среди сверстников, учит дружить, уступать, вовлекает в творчество. Интересно, по-доброму и доступно в истории раскрывается ответственный момент — как «не хочу» превращается в «хочу». Ребёнку будет очень интересно увидеть, как именно это происходит, а для родителей появляется возможность сделать это понятным.
В сказке ведётся сравнение жизни до детского сада и в детском саду. Добрые отношения, дружба, внимательность и умение следовать правилам — вот что может помочь установить эта книга во взаимодействии ребёнка с другими детьми.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, что Сева сделал не так, когда познакомился с медвежонком Мишей? С рысью Лизой? С совой Соней? А с енотиком Сеней?
- Почему у него не получилось сразу с ними подружиться? А что надо сделать, чтобы подружиться?
- А что бы ты сделал на месте зайчика Севы?
- Почему Сева не захотел уходить домой из детского сада? Как ты думаешь, на следующий день как будет вести себя зайчик Сева в детском саду?
- У Севы получилось подружиться с другими героями в детском саду. Для этого он хотел извиниться. Но воспитательница сказала, что этого мало. Почему?
- Воспитательница сказала: «Дела говорят громче слов». Что это значит?
Скачать «шпаргалку» для дошкольников.
Детям в 1-4 классах
- Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Известная сказка Шварца поможет обсудить с ребенком понятия «время» и «временность». Порассуждать на тему ценности времени и уважения к нему.
«Сказка о потерянном времени» — это поучительная история, которая приключилась с четырьмя очень ленивыми школьниками. Ребята понапрасну тратили много времени, не осознавая его ценность. Однажды злые колдуны, желая забрать у ребят их молодость и время, наслали на школьников чары, сами стали молодыми, а ребята превратились в старичков.
С этого момента начинаются их приключения, и «старичкам» придется изрядно потрудиться, что побороть злое волшебство и вернуть свое время.
Что обсудить с ребёнком?
- Главная мысль сказки: «Тот, кто понапрасну тратит время, сам не замечает, как стареет». Обсудите с ребенком эту фразу, как он понимает ее смысл? Поделитесь также и своим мнением.
- Какие качества помогли Пете и ребятам все-таки одержать победу над чарами?
- Обсудите, что значит «бережно относиться ко времени».
- Время – это наш ресурс. Такой же, как деньги, здоровье, силы. В какие дела важно вкладывать этот ресурс, чтобы он не прогорел, а дал результаты?
Скачать «шпаргалку» для младших школьников.
Детям в 5-8 классах
- Фрэнсис Бернетт «Таинственный сад»
Невероятно трогательная и мудрая история о маленьких детях — Мери, Дикене и Колине, обретших Таинственный сад, а вместе с ним — здоровье, дружбу и жажду к жизни.
Все дети любят тайны, и маленькая нелюдимая Мери не исключение. Потеряв родителей, избалованная вниманием слуг девочка приезжает из Индии в Англию в замок своего дядюшки. Поначалу ей, привыкшей к роскоши и всеобщему послушанию, приходится несладко на новом месте. Но постепенно свежий воздух, обретение друга Дикена и жажда раскрыть загадки старого замка делают Мери обычным добрым ребенком, стремящимся провести время как можно интереснее. В замке Мери обнаруживает своего кузена, вечно болеющего и тоже избалованного мальчика Колина, и решает посвятить нового товарища в одно из найденных чудес замка — Таинственный сад. Дети решили позаботиться о прекрасном саде, и с этой заботы начались прекрасные изменения, случившиеся в их сердцах.
Книга учит, что труд и старание всегда дадут свои плоды, а также подтверждает известную пословицу «что посеешь — то и пожнешь».
Вопросы для обсуждения:
- Давай обсудим пословицу «что посеешь — то и пожнешь». Как она объяснена в этой книге?
- Забота о саде и друг о друге сделала детей открытыми, общительными и здоровыми. Что в жизни случается с человеком, который искренне о чем-либо или о ком-либо заботится?
- Что значит выражение «душа расцветает»? Под влиянием чего душа может расцвести?
Скачать «шпаргалку» для подростков.
Детям в 9-11 классах
- Нина Дашевская «Я не тормоз»
Повесть является победителем конкурса детской книги «Книгуру» и включена в серию «Встречное движение».
Знакомство с текстом раскрывает динамичный внутренний мир подростка, сложные взаимосвязи понимания себя в мире и мира в себе. Отношение к собственному имени, к авторитету среди одноклассников, к членам семьи — в центре внимания главного героя и, вероятно, любого подростка. Синхронизация внутреннего движения в поиске самоопределения и внешнего движения показана в повести удивительно красивым и точным образом. Город осваивается главным героем через открытие простора и присвоение отдельных мест, звуков, надписей, памятных моментов. Попытка творческого самовыражения через стихотворную форму, через игру в слова восхищает, особенно если сравнить первые опыты и финальные строки книги.
Этапами личностного роста становятся поступки, связанные с заботой о других: о членах семьи, о первой учительнице, о друзьях, о соседях. Главному герою удается открыть внутреннюю глубокую связь с родителями и поддерживать ее через общие ценности.
Вопросы для обсуждения:
- Главный герой постоянно в движении, он говорит: «Скорость жалко терять». Почему? Куда он так спешит, что боится потерять скорость?
- Какие качества есть у Игната? Почему к нему обратилась одноклассница, чтобы организовать помощь учительнице? Как он оценивает самого себя?
- Что значит «уметь молчать»?
- «Должен» или «хочу»? Что выбирает главный герой? Как он справляется с противоречием, которое часто возникает между «должен» и «хочу»?
- Герой задается вопросом: «Почему человек часто говорит и думает об одном и том же?» А как бы на этот вопрос ответил ты?
Скачать «шпаргалку» для старших школьников.
____________________________
Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания РАО
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.
Еще больше интересного в соцсетях Института воспитания:
👉🏻 в официальной группе ВКонтакте;
👉🏻 а для ваших детей собрали полезные и нескучные материалы тут.