Найти тему
►TRAINS UNIVERSE◄

Конец рейса. Куда уезжают поезда после конечной станции?

Зачастую пассажиры не сильно уж и спешат выходить из вагона на конечной станции, думая что у них времени предостаточно, ведь поезд будет стоять там вплоть до следующего отправления в рейс. Однако это суждение частично ошибочно, после высадки пассажиров работа проводников не заканчивается, а наоборот приобретает суматошный характер. О том, что на самом деле происходит за закрытыми дверями вагона и куда отправляются поезда после конечной станции расскажем в мельчайших подробностях в нашей статье.

Высадка пассажиров на конечной станции. Источник: okean.org
Высадка пассажиров на конечной станции. Источник: okean.org

В чем разница между пунктом формирования и пунктом оборота?

Прежде чем говорить о том, что происходит с поездом после прибытия на конечную станцию стоит рассказать о различии этих конечных станций, ведь за рейс их у поезда как минимум две, а может быть и куда больше. Поезд (состав пассажирских вагонов во главе с локомотивом) курсирует по схеме: "От точки А в точку Б и возвращается в точку А". Точка А называется пунктом формирования, а точка Б - пунктом оборота, тем самым за рейс для поезда и точка Б, и точка А является конечной станцией. Для лучшего понимания вопроса рассмотрим на конкретном примере.

Пример:

Фирменный поезд “Премиум” № 019С/№ 020С сообщением Ростов-на-Дону - Москва - Ростов-на-Дону курсирует в общем обороте с фирменным поездом “Премиум” № 011Э/№ 012М сообщением Москва - Анапа - Москва.

Фирменный поезд "Премиум" сообщением Ростов-на-Дону-Москва-Анапа. Источник: train-photo.ru
Фирменный поезд "Премиум" сообщением Ростов-на-Дону-Москва-Анапа. Источник: train-photo.ru

Каждый поезд, а вернее состав пассажирских вагонов имеет депо (вагонный участок) приписки, которое является отправной точкой и именуется как пункт формирования. Для поезда № 019/020 таким пунктом является вагонный участок Ростов. Под номером 019С поезд отправляется из Ростова-на-Дону и прибывает в Москву, она же является пунктом оборота и первой конечной станцией. Затем поезду меняют номер на 012М и он отправляется из Москвы в Анапу. Анапа является вторым пунктом оборота и второй конечной станцией. По описанному ранее принципу, поезду вновь меняют номер на 011Э и он отправляется в Москву - третья конечная станция. И наконец, в крайний раз, поезду меняют номер на 020С и он отправляется обратно в Ростов-на-Дону - пункт формирования, он же четвертая конечная станция.

Таким образом для поездной бригады поезд совершает один рейс с тремя остановками в пунктах оборота и возвращается в пункт формирования. В свою очередь, для пассажиров этот поезд совершает 4 независимых друг от друга рейса. Разобравшись в различии конечных станций, ниже рассмотрим, что происходит с поездами в зависимости на какую конечную станцию они прибыли - в пункт оборота или пункт формирования.

Прибытие поезда на конечную станцию, являющуюся пунктом оборота.

После высадки пассажиров на конечной станции, поездная бригада осуществляет подготовку вагона к следующему рейсу. Стоит отметить, что это время варьируется от нескольких часов до целых суток. Так, к примеру, фирменный поезд № 019 прибывает в Москву в 07:30 утра, а уезжает в Анапу под номером № 012 в 10:40 утра того же дня, в 10:10 начнется посадка в поезд, тем самым времени на подготовку вагона всего 2 часа 40 минут. За это короткое время проводникам предстоит сделать следующее:

  • осмотреть вагон на наличие забытых вещей;
  • проверить исправность оборудования и сообщить поездному электромеханику о выявленных неисправностях для их устранения в пункте оборота;
  • произвести влажную уборку вагона, перемыть всю посуду, раскочегарить титан, собрать, подсчитать и сложить по мешкам использованное постельное белье, а также сделать застилы (только в фирменных поездах).

В свободное от работы время, согласно графику работы и отдыха в пункте оборота, проводник имеет право покинуть пределы депо или же станции, осуществив соответствующие отметки в книге учета выхода в город у начальника поезда и обязан вернуться к назначенному времени. Проводники, которые регулярно ездят по одному и тому же рейсу, без особых усилий за столь короткое время успевают и подготовить вагон к рейсу, и отдохнуть. Но вот тем проводникам, которые привыкли стоять дольше в пунктах оборота, будет весьма трудно сходу адаптироваться к такому режиму работы.

Чем занимаются проводники, мы рассказали, но не стоит думать, что все это время поезд продолжает стоять на станции, и работы кипят лишь внутри вагонов. Для станций формирования и оборота пассажирских поездов составляются графики обработки конечных пассажирских поездов. Количество таких графиков должно соответствовать имеющимся вариантам последовательностей выполняемых технологических операций с соответствующими составами поездов. По каждому графику может указываться соответствующий список (интервал) номеров пассажирских поездов. Пример одного из таких графиков представлен на фото ниже.

График обработки конечного пассажирского поезда по прибытию. Источник: sudact.ru
График обработки конечного пассажирского поезда по прибытию. Источник: sudact.ru

Подробно рассмотрим операции, представленные в графике. С момента прибытия поезда на конечную станцию до перестановки состава на путь технического парка выделяется 16 минут. В течение 10 минут, пока длится высадка пассажиров из поезда, производится ряд операций, связанный с отцепкой поездного локомотива и прицепкой маневрового локомотива к составу. По окончании этого промежутка времени, все пассажиры должны покинуть вагоны, в противном случае они уедут вместе с составом в парк, что категорически запрещается.

Отцепка локомотива от состава пассажирских вагонов на станции. Источник: 74.ru
Отцепка локомотива от состава пассажирских вагонов на станции. Источник: 74.ru

Стоит отметить, что по прибытии поезда на станцию особое внимание уделяется контрольному осмотру “сходу”. Осмотрщики-ремонтники визуально проверяют техническое состояние вагонов поезда, выявляют неисправности ходовых частей, автотормозов, автосцепного устройства и сигналов. После остановки поезда, машинисты передают информацию о работе тормозов и выявленных неисправностях в пути следования головной группе осмотрщиков-ремонтников, те передают информацию другим группам для проверки неисправностей. В случае выявления неисправностей, оперативно передают информацию другим службам, для их устранения по прибытии состава в парк.

Осмотрщик-ремонтник вагонов. Источник: Вагонник.РФ
Осмотрщик-ремонтник вагонов. Источник: Вагонник.РФ

После перестановки состава на путь в парке, работы не утихают, а наоборот набирают обороты. Все операции вновь выполняются согласно графику. Пример одного из таких графиков представлен на фото ниже.

График обработки состава конечного оборотного пассажирского поезда в техническом парке. Источник: sudact.ru
График обработки состава конечного оборотного пассажирского поезда в техническом парке. Источник: sudact.ru

По представленному на фото графику, мы можем наблюдать, что работы с составом, с момента постановки на путь в парке и перестановки его на перронный путь, займут 88 минут. За это время проводники произведут уборку вагонов, а работники пункта технического обслуживание (ПТО), в свою очередь, произведут техническое обслуживание и при необходимости ремонт вагонов.

Стоит также отметить, что не все составы пассажирских поездов переставляют в технический парк. В таком случае все работы производятся непосредственно на станции, где будет закреплен состав, но это не означает, что пассажиры могут находиться в вагоне неопределенный период времени, по-прежнему существует график, согласно которому будут проводиться операции. Пример одного из таких графиков представлен на фото ниже.

График обработки состава конечного оборотного пассажирского поезда без перестановки в технический парк. Источник: sudact.ru
График обработки состава конечного оборотного пассажирского поезда без перестановки в технический парк. Источник: sudact.ru

Прибытие поезда на конечную станцию, являющуюся пунктом формирования.

Принцип работы по прибытии на конечную станцию, являющуюся пунктом формирования отчасти идентичен описанному выше. Характерным отличием является перечень проводимых операций с составом. Проводникам пассажирских вагонов предстоит сделать много тяжелой и ответственной работы, прежде чем они смогут выдохнуть и покинуть вагон. Краткий перечень выполняемой работы проводником вагона по прибытие в пункт формирования:

  • произвести осмотр на наличие забытых вещей в вагоне;
  • отчитаться перед начальником поезда за рейс, сдав соответствующую рейсовую документацию;
  • сделать соответствующие записи о техническом состоянии оборудования в вагоне в журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона формы ВУ-8;
  • подготовить к сдаче использованные и неиспользованные комплекты постельного белья, заполнив соответствующий повагонный акт приема-передачи съемного мягкого имущества;
  • подготовить вагон к сдаче аутсорсинговой организации, оказывающей услуги по подготовке вагонов в рейс;
  • сдать вагон, имущество и инвентарь в вагоне по книге описи и учета съемного мягкого имущества формы ФИУ-11 и накладным на выдачу жесткого инвентаря в рейс и получить соответствующую обязательную отметку в маршрутном листе, подтверждающую сдачу вагона;
  • сдать маршрутный лист нарядческой бригаде и расписаться за очередной выход на работу.

К слову сказать, о том как происходит приемка вагона и чем занимается проводник в пути следования, мы рассказывали в наших статьях: “Прием вагона. Чем занимается проводник, находясь в депо?” и Начало рейса. Обязанности проводника в пути следования”.

Параллельно с тем, как проводники подготавливают вагоны к сдаче, состав пассажирских вагонов по той же схеме обслуживают работники ПТО. Во время проведения маневровых работ, проводникам нужно быть начеку, так как есть одна безобидная операция в графике обработки состава, которая может принести много бед проводнику вагона. Этой операцией является мойка пассажирских вагонов. Спросите Вы какие беды может принести простая мойка вагона? Дело в том, что состав медленно проезжает через вагономоечную машину и проводникам необходимо заблаговременно закрыть плотно все окна и двери, в противном случае сильный поток воды может хлынуть внутрь вагона и вывести из строя электрооборудование, а также намочить подушки и одеяла. Согласитесь, что пройдя несколько “кругов ада” в пути следования никому не захочется влететь в передрягу, когда казалось бы, никаких проблем возникнуть уже не может.

Подытоживая можно сказать, что согласно представленным выше графикам мы можем наблюдать, что на каждую операцию выделяется определенный промежуток времени, в который необходимо уложиться. Задержка хотя бы на несколько минут одной операции приведет к задержке всего графика, что отрицательно скажется на выполнении работ других графиков обработки пассажирских поездов.

Стоит также отметить, что представленные в качестве примеров графики в статье являются индивидуальными для конкретного поезда. В связи с чем, одни поезда переставляют со станции в парк спустя считанные минуты, а другие могут стоять несколько часов на станции, ожидая своей очереди.

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

А как Вы представляли себе времяпрепровождение проводников между рейсами? Знали ли Вы куда на самом деле уезжают пассажирские поезда после конечной станции? Оставляйте комментарии под этой статьей, нам интересно узнать Ваше мнение.

Если Вам понравилась статья, будем благодарны, если Вы поставите лайк и поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на наш канал позволит Вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации.