Найти тему
Юлия Лайнус

В чём феномен Остапа Бендера?

Люблю я книжных и сериальных отрицательных персонажей. Не всех, конечно. В эфире рубрика "злодейский обзор". 

Итак, если Бендер был антигероем, то почему ему так везло?

Кадр из фильма "Двенадцать стульев"
Кадр из фильма "Двенадцать стульев"

Он умел уболтать. Этого человека звали великим комбинатором. Он был завидно дипломатичен и становился "своим в доску" для человека любой категории - от нищего мальчишки или дворового пьяницы до руководителя крупной организации или подпольного дворянина. Остап Бендер не лез в карман за словом и с удивительной находчивостью получал ровно столько, сколько ему было нужно на данный момент. Потому что он жил как раз моментом. Нужно было пять рублей - находил способ получить пять. Нужно было пятьсот - умел приобрести их в другом месте, "спасая" гиганта мысли и отца русской демократии... Ну вы знаете.

Кадр из фильма "Двенадцать стульев"
Кадр из фильма "Двенадцать стульев"

И сейчас я говорю не о той стороне этого человека, на которой прочно висит советский ярлык "мошенник и плут". Ведь, чтобы тебе доверяли, верили, шли за тобой, вовсе не обязательно быть криминальной фигурой.

Кадр из фильма "Двенадцать стульев "
Кадр из фильма "Двенадцать стульев "

Например, возьмём какой-нибудь бренд, необязательно дорогой и международный. Почему люди покупают вещи этого бренда, а не тот же самый товар у "Бельдыев & company"? Правильно, потому что раскручено лучше.

А что мешает раскрутиться всем, кому не лень? Да ничего не мешает! Достаточно найти подходящие слова. Поработать над подачей, чтобы люди понимали: у Бельдыева не просто зубные щётки, а офигенные, с уникально разработанным порядком щетинок, и любая зубная паста мечтает лечь на это комфортабельное ложе, чтобы твои зубы стали самыми счастливыми в мире...

Ну и так далее.

Поэтому не нужно родиться Осей Задунайским, чтобы просто взять и... под вдохновение вкусно рассказать о своих услугах. Или нанять маркетологов. Или обратиться к копирайтеру, например.

Ах, да. Если Бендер был таким "успешным" и получал все, что хотел, то почему он все-таки не попал в Рио в белых штанах?

Возможно, город Рио являлся заоблачной мечтой Остапа. Этакой "эфемерной идеальностью". Финалом, за которым больше нет прогресса, потому что это конечная точка.

А в чём разница между мечтой и целью, я думаю, вы тоже улавливаете.

🦊