Найти тему

Хиты 3-го класса: русский язык

Век живи - век учись. Пока до начала нового учебного года (4-й класс!) остается несколько дней, решила вспомнить несколько моментов учебной программы, которые больше всего меня поразили на 3м году обучения.

Итак, в номинации "русский язык" побеждают "Типы имен прилагательных, или как отличить качественное прилагательное от относительного".

Для тех, кто давно закончил школу, нелишне напомнить, что прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, и что еще бывает 3й тип прилагательных - притяжательные. С ними как раз все просто, они обозначают признак принадлежности предмета кому-то или чему-то: мамин, папин, лисьи, заячьи. Как же различить качественные и относительные прилагательные?

В моем детстве было правило: качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Например, большой (бывает больше), хороший (бывает лучше), высокий (выше или менее высокий). В отличие от относительных прилагательных, признак которых не бывает выражен в большей или меньшей степени. Например, всем памятные стеклянный, оловянный, деревянный - не может быть один предмет оловяннее или деревяннее другого.

Может ли один солдатик быть оловяннее другого?
Может ли один солдатик быть оловяннее другого?

Пытаясь разъяснить ребенку разницу, пошла в интернет. И оказалось, что у качественных прилагательных еще масса (!) признаков, не упомянутых в программе 3 класса (ну или не оставивших следа в моей памяти):

1) обычно они обозначают форму, размер, цвет (важно: цвета - качественные прилагательные), вкус, вес, запах, температуру, звук, внутренние качества живых существ;

2) у них обычно есть полная и краткая форма (хороший - хорош, юный - юн, красный - красен, но не деревянный - деревянен, язык сломаешь);

3) у них есть степени сравнения (хороший - лучше - самый хороший, молодой - моложе - самый молодой, но не деревянный - более деревянный - самый деревянный (что это вообще));

4) они, оказывается, умеют образовывать наречия на -о и -е (хороший - хорошо, молодой - молодо, но вряд ли деревянный - деревянно);

5) и еще они образовывают суффиксальным и бессуфиксным способом существительные (молодой - молодость, но никто не скажет "оловянный - оловянность");

6) и именно у них обычно у них есть синонимы и антонимы (молодой - юный, молодой - старый, но попробуйте подберите синоним или антоним к слову "оловянный"!)

Что же касается относительных прилагательных, то они прекрасно себя чувствуют без всех этих свойств и умений. Зато они, оказывается, всегда имеют производную основу ("деревянный" от "дерево", оловянный от "олово" и т.п.). И еще описывают признаки материала (хлопковый), действия (гладильный), места (уличный), времени года (летний), а также числа (двойной, тройной - это все относительные прилагательные).

Вот, оказывается ,сколько есть способов отличить качественные и относительные прилагательные. Теперь не перепутаете?