В прошлой статье писал про ЛБТКви+ сообщество. Тем не менее, проблематика раскрытия своей принадлежности затруднительна не только в данной среде, но людям, кто проживает в нетрадиционных супружеских отношениях. Они также подвергаются дискриминации, манипуляции, испытывают эмоциональные стрессы и дистрессы, а общество – в силу культурно-исторических, а также религиозных традиций – не может принять их. В меньшей степени, конечно, по сравнению с ЛГБТКви+, и все же.
Немного теории.
Под нетрадиционными супружескими отношениями понимаются как раз те отношения, которые не вписываются в нормы культурно-исторической и религиозной традиции. Еще Вирджиния Сатир – известная семейный психотерапевт – охарактеризовала данную группу. Прежде всего, она выделила два типа [1]: это т.н. «одиночки», когда один из родителей после развода/смерти остается с ребенком, но не женится (не выходит замуж) повторно; когда одинокий человек (не женатый/не замужем) официально усыновляет ребенка; незамужняя женщина воспитывает сына/дочь одна. Тут можно добавить неженатого мужчину тоже (прим. автора). Следующий тип: т.н. «смешанный», когда женщина (мужчина) с ребенком повторно вступает в брак; оба партнера вступают в брак, имея детей от предыдущих.
Рейнхард Зинер [2] расширил понимание нетрадиционных (альтернативных) супружеских (семейных) отношений и включил следующие термины: одиночество, незарегистрированное сожительство, сознательно бездетный брак (известен как Child-free), повторные браки, открытый брак, внебрачный секс или интимная дружба (в соцсетях обычно обозначают аббревиатурой FWB), свингерство, ЛГБТКви+ и не столь распространенные в нашей стране такие, как групповые, жилые сообщества и коллективная семья.
Почему я все-таки акцентирую внимание? Не только потому, что снова подчеркну: психолог-консультант/терапевт работает с нормальными, психически здоровыми людьми, о чем писал в статье про частный случай с ЛГБТКви+ сообществом. Дело в том, что, порой, сам специалист, особенно, только начинающий практику, скорее всего, «случайно» попадает в ловушку, а именно: способствуя продвижению клиента к принятию ответственности, а также попытке создания комфорта, сводит к тому, что осторожно подводит его к инсайту, например, изменить свою жизнь. Иными словами, да, мы принимаем человека, пришедшего на сессию, проявляем эмпатию и прочее, при этом – по мере продвижения терапии – совместно ищем иные возможности. Ловушка, на мой взгляд, заключается в том, что прорабатывая запрос, быстро находится подходящая гипотеза, и вроде как клиент ее принимает, и начинается основная работа. А ошибка эта приводит, думаю, к переделыванию, а, следовательно, неосознанной манипуляции личностью.
Простите, поскольку отношусь к клиент-центрированной терапии, снова приведу пример от Карла Роджерса [3]: «Например, перед нами — уродливо скрюченный человек. Что делать? Может быть, настоятельно бить его по хребту, пока он то ли сломается, то ли разогнется? Не торопитесь, доверьтесь природе. Если этот человек — просто давно замерзший, а кроме тычков и требований "ходи как люди!" от близких он давно ничего не получал, то — просто обнимите и согрейте его, и человек распрямится сам».
Важно, что работа в данных случаях такая же, как с другими клиентами, приходящими на сессию, тем не менее, все-таки некая специфика работы имеется. Я посмотрел много статей на сайте, а также литературы и пришел к выводу: спецификой работы с клиентами, придерживающимися нетрадиционной модели супружеских (семейных) отношений будет создание условий клиенту, чтобы он раскрылся и признал существование свое с принятием ответственности, несмотря ни на какие сложности и порицание общества. Особенно, это люди, что желают иметь или создать бездетную семью; кто предпочитает одиночество, но с воспитанием ребенка; кто в супружескую жизнь вносит свингерство или интимную дружбу или, опять же, ЛГБТКви+ и т.д. Не заострять внимание на проблеме самой, а «обнять и согреть». И человек сам распрямится.
Клиентам, кто увидел себя в этой группе, рекомендую опять же понять, что задача психолога не наставить на путь истинный (как писал в прошлой статье), а важно, чтобы сам клиент прочувствовал, принял (полюбил) себя (свой образ Я) и комфортно, самостоятельно в дальнейшем развивался и решал проблемы.
Благодарю за внимание.
Литература:
- Зидер Р. Социальная история семьи в Центральной и Западной Европе (конец XVIII-XX вв.). – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 301 с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью/ Сатир В.: перевод. Макарушкина А.А., Новикова Л.В., под ред. Спиваковской А.С. – М: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.
- Роджерс К. Фрейберг Дж., Свобода учиться, М: Смысл, 2019
Запись на консультацию, а также данные можете посмотреть на моей страничке https://www.b17.ru/minkov_anton/
Автор: Минков Антон Олегович