Найти в Дзене
Мамкины игры

Как повысить уверенность в себе ребёнка? 10 способов

Оглавление

На самом деле, начать лучше с себя. Эту фразу я слышала от любимого мной психолога. Потом прочитала жизненный пример обратившейся с таким запросом к психологу мамы девочки. И свелось к тому, что дети просто считывают наше поведение в той или иной ситуации (которое мы сами не замечаем), а потом воспроизводят его копию в другой.

Одна женщина писала, что и она, и ребёнок посещают психологов. Но сильный прогресс у ребёнка она замечает именно после своих сеансов.

Терапия – это хорошо, но небыстро, для некоторых затратно, плюс психолога ещё "своего" найти надо. Решила собрать экспресс-методы, которые увидела в разных источниках.

1. Похвала

Хвалите ребёнка чаще! Обратите внимание в течение дня, как часто вы говорите что-то хорошее? Чем старше ребёнок, тем больше недовольства, ожиданий от него. Правило: на одну критику / ругань – три похвалы. Это, кстати, и в личной жизни с мужем / женой не помешает ;)

2. Не повышайте голос

Ор, критика, неспособность услышать мнение ребёнка явно не способствуют развитию его уверенности. Конечно, некоторым придётся нелегко. Но теперь учиться владеть своими эмоциями нужно не только вам, но и чтобы помочь собственному чаду.

Ох, как мне, вспыльчивой, трудно даётся этот пункт. Но я работаю над собой.

3. Пять "спасибо"

Эту технику предлагал на курсе ещё один мой любимый психолог. Она многим известна. Но не отмахивайтесь, а попробуйте хотя бы пару недель проделать её.

В чём смысл? Проговаривайте с ребёнком 5 вещей, за которые вы благодарны в этот день: моменты, события, впечатления, люди, игры, угощения. Можно перед сном, а можно в любой другой момент дня.

"Ты помнишь, как тебе понравилось...", "Как ты был рад, когда..."

Так вы с ним научитесь замечать хорошее и радоваться.

Можно ещё сыграть в 5 плохих и 5 хороших. В плохом происходит анализ своих чувств и эмоций, а в хорошем – приходит понимание, что день не так уж и плох.

А ещё негативное можно повернуть в позитив: отказался съесть приготовленный вами суп? Скажите: "Как хорошо, что мы не заставляем тебя есть то, что не нравится!"

4. Как здорово!

Это упражнение легко дастся прожжённым оптимистам. Они умеют обращать внимание на, казалось бы, обычные вещи. Свободный столик в кафе? Есть время поваляться-пообниматься? Всей семьёй сели попить чай? Проговаривайте это вслух!

"Нам так повезло, что в кино остались места!" "Как здорово, что мы всей семьёй поиграли в настольную игру!"

Счастье – не достижение того, чего у нас нет. Счастье – это умение ценить то, что есть.

5. Свобода выбора

Недавно достала я сыну красные шорты (по его желанию). Спрашиваю, а в какой футболке пойдёшь? Выбрал. Синюю. Для меня это как бэ диссонанс. Но это его выбор. Молчу.

Причём я с самого маленького его возраста спрашивала: "Какую футболку хочешь / нравится: эту или эту?" Ну когда он уже готов был к выбору, не в полгода, конечно)) И всегда ограничивала 2-мя позициями, чтоб расфокуса не было.

Наверное, повлиял личный опыт, когда маме я стеснялась сказать, что вещь мне не нравится, и ходила в том, что дают. И как круто я себя ощутила в 11-м классе, когда мы купили приталенную белую блузку, клешёные брюки и черный галстук! Я чувствовала себя невероятно привлекательной в отличие от предыдущих лет в школьной форме.

6. Ты – ...

Два важных дополнения к вашему "спасибо". Отмечайте и рутинные дела: убрал игрушки, поставил тарелку в раковину и т.д.

Ты – мой помощник! Если ребёнку почаще это говорить, то он будет чувствовать свою ценность, стараться больше помогать.

Ты – заботливый! Эти слова дадут понять, что ребенок внимателен, ответственен и заботлив.

7. Нет слову "виноват"

"А я говорила! Сама виновата!" "За что боролись, на то и напоролись". Замечали за собой такие фразы?

Разлил липкий сок на пол. Упал с забора. Обычно в этот момент ребёнку и так плохо, а вы ещё и добиваете его. А ему нужна лишь поддержка и помощь.

Если вы используете слово "виноват", то лучше заменить его словом "ответственность".

8. Про помощь

Если ребенок что-то хочет сделать сам, не отнимайте у него эту возможность (в рамках разумного, конечно. Давать резать огурец острым ножом трёхлетке точно не сто́ит). Пусть забрызгает всё вокруг, мо́я тарелку. Пусть рассыплет муку по столешнице, готовя с вами сырники. Выдыхайте! Это происходит не каждый день :)

Нам чаще легче отказать со словами: "Дай я сам / сама!", потому что понимаем, что после нужно будет ещё отмывать кухню. И приправляем ещё своей критикой: "Как ты сыплешь? Всё же мимо!" Но тем самым мы даём понять, что не верим в него и в то, что у него получится.

В итоге может показаться, что ребёнок ничем не интересуется, кроме гаджетов. Хотя просто сами отбиваем его желание что-либо делать. Зато маме очень удобно, да? А инициатива и азарт ребёнка на нуле.

9. Требования по силам

Не стоит требовать от ребёнка больше, чем он может сделать.

У меня на глазах была такая картина. Мама пришла в сад забирать свою 4-хлетнюю дочь. Пришла с её 2-хлетней сестрой. И тут ей понадобилось что-то сказать воспитателю, поэтому она оставила малышку на сидении раздевалки и наказала старшей следить за той. Пока я смотрела, как собирается мой сын, младшая девочка упала с сидения. И, конечно, заплакала. Мама прибежала и начала ругать 4-летку: "Да как ты могла? Это ж твоя сестра! Я ж просила последить!"

Что произошло на самом деле? Мама переложила свою ответственность на ребёнка. Да, она может последить. Но это не входит в её обязанности. А своим криком мама вызвала чувство вины и неполноценности у старшей девочки.

10. Учите говорить "Нет"

О, это моя больная тема. Сама только недавно осознала, как мне тяжело отказывать. Как это не купить хоть какую-то вещь, если продавец так старался? Ну и что, что ничего не понравилось. Или ответила на звонок, а там мне долго рассказывали про какое-то неплохое предложение. Ну ооочень трудно сказать "нет". Бывает у вас такое?

В общем, как всегда начинаем с себя. Но и на площадке обращаем внимание ребёнка, что он всегда может отказаться, если ему что-то не нравится / не хочется. Или в разговорах по душам объясните, что даже если что-то пообещано, можно отказаться. Первый вопрос себе: "А МНЕ это сейчас удобно? ХОЧУ ли я этого?" И уже после ответа на этот вопрос принимать решение.

Учите ребёнка не быть удобным. Ему это очень пригодится в жизни)

Если было полезно, поставьте лайк! А если есть, чем дополнить – вэлком в комментарии!