Мы начинаем серию из статей про знаменитых коллекционеров России.
Судьба многих национализированных шедевров неизвестна, часть коллекций влилась в экспозиции музеев России и других стран, благодаря стараниям русских коллекционеров. Мы подробнее расскажем о некоторых коллекционерах, собрания которых оказались в фондах музеев. И начнем цикл статей с Барона Александра Людвиговича Штиглица.
Барон Александр Людвигович Штиглиц – одна из самых значимых фигур в российской истории. Имя выдающегося банкира, промышленника, мецената и благотворителя навсегда связано с Государственным Эрмитажем и Училищем технического рисования (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица) – именно он пожертвовал огромную сумму на создание Училища.
Штиглиц не просто сумел основать новый тип учебных заведений, отвечавших всем требованиям времени, но и ставил во главу угла то, чтобы учебным материалом для студентов Училища служили лучшие образцы предметов искусств. Музей Училища технического рисования барона Штиглица был открыт в 1881 году, и воспитание будущих художников строилось на истинных шедеврах мирового искусства. Вещи для музея приобретались агентами, которые специально командировались на европейские аукционы или выезжали в страны востока. Закупались как целые коллекции, так и отдельные предметы.
Музей Училища технического рисования барона Штиглица в Петербурге к 1917 году являлся одним из самых значительных собраний прикладного искусства в России, в том числе и по части восточных ковров. Среди коллекции есть ковры Сефевидской эпохи, один из которых известен как «ковер князя Лобанова-Ростовского», фрагмент «вазового» ковра, ковер «парадиз», «намазлыки», турецкие ковры «ушак». Значительная часть эрмитажной коллекции ковров, причем самая ценная, поступила именно из этого музея.
Музей Штиглица имел также большую коллекцию высококачественных гобеленов, созданных с конца пятнадцатого до восемнадцатого века. Гобелены наглядно иллюстрировали меняющиеся на протяжении веков стили. Европейское ткачество было представлено шпалерами немецкого, французского, нидерландского производства. Интересно, что после революции вещи из многих национализированных собраний сначала поступали именно в музей Штиглица. Лишь после 1924 года они стали частью Эрмитажного собрания. В частности, это относится к коллекциям князей Горчаковых, Шуваловых, Лейхтенбергских.
В следующей статье читайте про коллекционера Самуила Дудин-Марцинкевича.